29.07.2010

Новый закон о милиции: не рассуждать, исполнять!

Согласно новой законодательной инициативе МВД за неисполнение приказов милиционеров будут судить также, как и военных

Рашид Нургалиев: Главный тезис нового закона -
"Не граждане для милиции, а милиция
для граждан"
Президент Дмитрий Медведев в начале этой недели подписал ряд законов, касающихся реформы МВД. Одним из самых интересных нововведений в федеральное законодательство в свете недавнего повального увлечения сотрудников милиции разоблачающими видеообращениями стали поправки, запрещающие милиционерам критиковать начальство и сомневаться в целесообразности приказов вышестоящих чинов. Sostav.ru и эксперт компании "КонсультантПлюс" Дарья Муратова внимательно ознакомились с новой законодательной инициативой ведомства Рашида Нургалиева.

Поправками в Положение "О службе в ОВД" установлено, что приказ начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. При этом не имеет значения, является ли приказ устным или письменным. Критика и обсуждение приказа начальства не допускаются. Подчиненный, который не согласен с содержанием приказа, может обжаловать его только после исполнения. За умышленное неисполнение приказа, (важное уточнение - "причинившее существенный вред правам и интересам граждан, организаций, общества или государства") устанавливается уголовная ответственность - до трех лет лишения свободы. Если это деяние повлекло тяжкие последствия - до 5 лет.

Введенные новыми законами требования к содержанию и исполнению приказа руководства ОВД фактически повторяют соответствующий раздел Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ N 1495 от 10.11.2007 г.). За неисполнение военнослужащим приказа начальника также установлена уголовная ответственность.

Что касается запрета на критику и обсуждение руководства, то аналогичные положения уже существуют в российском законодательстве "О госслужбе". В соответствии с Законом "О милиции" такие ограничения, предъявляемые к госслужащим, распространяются и на сотрудников МВД. В частности, госслужащие не имеют права допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении не только вышестоящего государственного органа, но и в целом деятельности госорганов (п.10 ч. 1 ст. 17 Закона "О госслужбе"). Такие же требования установлены относительно высказываний муниципальных служащих по поводу деятельности органов местного самоуправления (п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона о муниципальной службе).

Запрет для госслужащих на публичные высказывания и оценки деятельности госорганов содержится также в Общих принципах служебного поведения государственных служащих, утвержденных указом Президента РФ от 12.08.2002 г. При этом Верховный Суд РФ признал законным увольнение сотрудника прокуратуры, нарушившего этот запрет. По мнению Верховного суда, госслужащие обладают особым правовым статусом, а значит государство может требовать от них лояльности в отношении конституционных принципов, на которых оно основано. При этом ВС сослался на позицию Европейского Суда по правам человека, указавшего, что в силу особого положения государственных служащих государство вправе обязывать их сдерживаться в своих публичных высказываниях.

Запрет на критику не является чем-то новым для госслужащих, понятное дело, любое государство стремиться нанять лояльных чиновников, которые не нанесут вреда аппарату неосторожным словом и "вынесением сора из избы". Однако приравнивание неисполнения приказа к военным правилам может нести более глубокие последствия, если вспомнить митинги протеста во Владивостоке и Калининграде, когда местные милиционеры отказались разгонять толпу. Теперь за подобное им будет светить срок.

Эльдар Соколов, Sostav.ru