26.03.2007

Депутаты ударили по "наружке" принятием поправок в закон "О рекламе" во втором чтении

Поправки в закон "О рекламе", по которым одной компании должно принадлежать не более 35% рекламных мест в муниципальном образовании, приняты Госдумой во втором чтении. Открытое письмо председателю Госдумы Борису Грызлову, председателю правительства Михаилу Фрадкову и руководителю администрации президента Сергею Собянину не помогло: документ принят в пятницу и текст его ужесточен. В частности, Дума ограничила максимальный срок действия договора до пяти лет - после этого рекламное место должно выставляться на торги, - пишет "Коммерсант".
Законопроект "О внесении изменений в ст. 19 и 33 ФЗ 'О рекламе'" внесли в Госдуму в октябре прошлого года депутаты "Единой России". С 1 июля текущего года документ предлагает ввести конкурсное распределение рекламных мест и ограничить долю разрешений на установку рекламоносителей для одной компании до 35% от общего их количества. Причем, при расчете этой доли учитываются и разрешения, полученные аффилированными с компанией лицами. Передавать права на установку конструкции, в том числе, через слияние с другим участником рынка, законопроект запрещает.

Около 250 поправок к законопроекту поступило в комитет между первым и вторым чтением. В пятницу за принятие закона проголосовало более 350 депутатов, что является большинством. Против высказались лишь девять, воздержались четверо. Предложение депутата Владимира Рыжкова, неожиданно вставшего на сторону рекламщиков, изменить главную идею законопроекта и для этого отправить его на доработку отклонено во время второго чтения, - отмечает "Газета". Уже в начале апреля состоится третье чтение. Руководитель рабочей группы по доработке законопроекта депутат Александр Коган заявил, что участники рынка хотели закрепить свое преимущественное положение на рынке, но такой вольности на рынке, как сейчас, уже не будет. А, по мнению председателя комитета по экономполитике Госдумы Евгения Федорова, "после принятия этого закона уменьшится коррупционная составляющая при распределении рекламных мест, вырастут отчисления в местные бюджеты, которые сегодня почти не имеют доходов с наружной рекламы, хотя оборот этого рынка уже превысил миллиард долларов", - сообщает "Коммерсант".

Впрочем, - подчеркивает "Газета", голос рекламного сообщества был услышан - в части проблем с долгосрочными договорами. Дело в том, что в Москве и Санкт-Петербурге договоры на размещение наружной рекламы заключаются, как правило, на 5 и 10 лет. Ко второму чтению в законопроекте появился пункт, согласно которому эти долгосрочные договоры будут действовать в течение пяти лет после вступления закона в силу 1 июля текущего года. Между тем еще за два дня до второго чтения текст законопроекта можно было трактовать так, что после 1 июля эти договоры окажутся недействительными. Таким образом, передел рынка наружной рекламы (а именно в переделе видят главную цель законопроекта - причем как его авторы, заявляя, что с рынка уйдут монополисты, так и его противники) если и начнется, то не раньше, чем через пять с лишним лет. Ведь успеть до 1 июля заключить долгосрочный договор - не проблема, считает издание.

Участники рынка видят это событие с другой стороны. "Сначала говорили, что законопроект выгоден скорее Gallery, чем News Outdoor Russia (NOR),- говорит глава компании 'Вера&Олимп' Дмитрий Дюмин.- Однако в сегодняшнем виде он ударит по всей отрасли". "Лимит по срокам аренды мест занижает планку инвестиционной привлекательности отрасли",- признает заместитель гендиректора Gallery Дмитрий Гриценко. По словам генерального управляющего BigBoard Russia Руслана Желудика, пятилетние договоры затормозят технологическое развитие рынка: "Новые конструкции в мировой практике окупаются в среднем за десять лет".

В NOR подсчитали, что если закон примут, то в ближайший год порядка 70 тысяч рекламных мест могут быть выставлены на торги. "По всем ним истечет срок действия договоров,- констатирует директор по корпоративным коммуникациям NOR Наталья Семина.- Мы к торгам готовы, а вот маленьким компаниям придется тяжело". По оценке агентства "ЭСПАР-Аналитик", сейчас в 50 крупнейших городах России насчитывается до 100 тысяч рекламных мест, из которых 70-90% - конструкции с однолетними договорами.
В своем сегодняшнем виде закон не защищает российских рекламораспространителей, соглашается исполнительный директор компании "Реклама Сервис" Наталья Самойлова. По ее мнению, если не ввести ограничения на участие в торгах фирм с иностранным капиталом, через несколько лет все медиаресурсы в наружной рекламе окажутся в руках зарубежных компаний. "Права на размещение конструкций на основных магистралях крупнейших городов будут скуплены иностранцами, имеющими доступ к значительным финансовым ресурсам,- считает она.- Формально их доля не будет превышать 35%, но, владея основной массой самых востребованных мест, они смогут диктовать правила игры на рынке в целом", - приводит "Коммерсант" мнения участников рынка.

"Думаю, большинство депутатов, проголосовавших за принятие закона, не до конца поняли суть поправок. С рекламным сообществом никто не советовался, его, может, и слушают, но не слышат. Обещали создать рабочую группу, но ее заседание состоялось только перед первым чтением. Так невозможно работать", - возмущается гендиректор Simon Outdoor (партнер Clear Channel в Москве) Игорь Пронин. Он отмечает, что ограничение действия договоров пятью годами "подорвет бизнес": "Пропадает смысл инвестировать в высокотехнологичные конструкции. Рынку наружной рекламы 17 лет, он стабилизировался, а закон приведет его к новому хаосу и кризису". С ним соглашается гендиректор компании "Никэ" Роман Дубинин: "Новый закон ставит под угрозу весь бизнес: компаниям придется перекупать свои собственные места". "Откуда взялось ограничение на пять лет и почему муниципальным властям не разрешили пролонгировать заключенные контракты?" - недоумевает генеральный управляющий "BigBoard Россия" Руслан Желудик. А гендиректор агентства "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин считает, что законопроект в его нынешнем виде "запускает процесс передела рынка": "Сейчас резко увеличится возможность приобретения компаний второго и третьего эшелонов. Для них перспективы развития бизнеса серьезно осложняются, а степень их сговорчивости повышается. Так что в ближайшее время стоит ждать целого ряда сделок", - пишет РБК Daily.