Монтессори, Доман, Вальдорф. Основные принципы и особенности.

2014-11-11 19:19:40 3263

Методик воспитания и развития детей сегодня огромное множество. Разобраться в них досконально не всегда под силу даже опытным педагогам, и уж тем более начинающим родителям не всегда понятны различия между методиками. Об этом и хочу поговорить. Максимально объективно, но тем не менее во многом основываясь на личном понимании вопроса. В общем, как обычно.

Напомню, по профессии я - маркетолог, и поневоле категоризирую все, что вижу вокруг, выделяя при этом аудиторию, на которую рассчитана та или иная вещь. Наблюдая за сегодняшним рынком педагогических услуг и методик для дошкольников, не могу не отметить интересное разделение аудиторий.Первая, самая многочисленная - это очень неискушенные родители, зачастую это родители первых детей, которым пока еще вообще ничего не понятно, в зависимости от благосостояния семьи они готовы более или менее погружаться в разные системы и платить за приобретаемый опыт и собственное уже мнение. Для такой аудитории существует масса хорошо известных методик, ключевыми моментами которых являются хороший маркетинг, настойчивый отдел продаж и броские названия.

И еще, для чуть более искушенных родителей существуют методики, где под соусом новаторства подаются обычные совершенно для детей занятия, вроде аппликаций и поделок из природного материала и тому подобные. Итогом является одновременная загрузка ребенка 3-6 лет десятком развивающих занятий, среди которых и языки, и музыка, и рисование, и единоборства, и еще много всего. Чем это нехорошо? Очень просто. Тем, что ребенок не успевает смотреть вокруг и познавать мир, не успевает прочувствовать происходящее. В этом возрасте простое наблюдение за каплей воды может растянуться на часы и стать источником массы впечатлений, толчком к творчеству, к созерцательности, к осознанию себя частью чего-то большого... А когда с утра до вечера кружки и беготня, беготня - какая же тут созерцательность?

На другой стороне условной “шкалы” стоит вторая аудитория, отрицающая специальные методики, и в силу идейных причин (иногда и с финансовой подоплекой) дети в таких семьях не посещают дет.сады и клубы, и дома акцент на какую-либо методику не делается. Просто игрушки, или как вариант – отсутствие таковых. В качестве примера – вместо игрушечного утюга, когда ребенку хочется – он может рассмотреть и изучить настоящий, и попробовать вместе с мамой его в действии. В таком варианте дети легко и быстро включаются во взрослый быт, подражая родителям. Начальные предметно-манипулятивные действия и базовые причинно-следственные связи, на обучение которым направлены всевозможные пирамидки, сортеры, стучалки и тому подобные игрушки, ребенок изучает на реальных предметах. В общем, на мой лично взгляд, это очень разумный подход, позволяющий родителям оптимизировать бюджет и место хранения в детской, а детям – почувствовать себя полноценной частью большого мира, укрепиться в самооценке, развить самостоятельность. Скажу честно – в нашей семье не вполне так, поскольку к пониманию этого я пришла только со вторым ребенком, уже имея горы пусть натуральных и продуманных, но все же игрушек, и конечно мы всем этим пользуемся. Но речь все же о методиках, а не об игрушках.

Посередине нашей условной шкалы находится третья аудитория - родители, сознательно выбравшие одну определенную методику или подход к воспитанию, и применяющие на практике если не все, то основные моменты выбранной системы. При этом не происходит суматошного наполнения детской недели всем подряд, а есть четкое понимание, что вот это наше, а остальное нет. Наиболее комплексные из популярных на сегодня методик это: Монтессори, Домана (и Маниченко на ее основе), и конечно, вальдорфская.

1. Система Марии Монтессори.

Главный девиз системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому». Это означает, что учитель играет второстепенную роль в обучении ребенка, он лишь наблюдает и координирует его действия.?? Пособия Монтессори столь же многообразны, сколь и дороги, и составить дома полноценные Монтессори-зоны (а их должно быть несколько) под силу очень немногим семьям. Поэтому детей водят в Монтессори-сады и центры разной степени оборудованности.

Свою педагогическую систему сама Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Монтессори считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не педагог, а сам ребенок, он же определял время работы с этим материалом и контролировал свои ошибки.

Монтессори-материалы привлекательны и просты в применении, позволяют реализовать принцип самообучения; устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Педагогам не нужно указывать на промахи детей, и их самоуважение не ущемляется. В рамках, определенных педагогом, ребенок может сам выбирать работу, которая нравится ему и соответствует внутренним интересам.

Основные принципы методики М.Монтессори:

1. Содействие естественному развитию ребенка;

2. Взаимодействия с "подготовленной средой";

3. Свобода выбора в подготовленной среде;

4. Индивидуальная активность в обучении;

5. Принцип предметности в обучении.

К сожалению, мода на методику Монтессори зачастую переиначивает и коммерциализирует ее основы. Например, в Италии существует школа для педагогов, которые хотят обучиться системе Монтессори. В России же зачастую педагоги, называющие себя педагогами-монтессори, даже не читали ее трудов в первоисточнике. В особенности, эта претензия относится к почти пугающим своим количеством развивающим центрам, в которых работают воспитатели, студенты педагогических вузов, лишь понаслышке знакомые с методом. В результате нарушается основной принцип: "В рамках, определенных педагогом, ребенок может сам выбирать работу".

Но самый важный недостаток, отмеченный при посещении Монтессори-центров (а мы посетили 3 разных – объективности ради) один: "выгодное" для педагогов, организаторов, но точно не для ребенка "прочтение" основного постулата системы. Есть две крайности: 1) педагог - обычный, не очень чуткий воспитатель, ищущий подработки, который в "стандартном" режиме понукает действиями детей, произнося типа "Вася, не трогай эту пирамидку, она для старших"! и т.п. 2) педагог не только не организует самостоятельную деятельность детей, он просто занят своими делами, тогда как кучка мам пытается найти применение пособиям. Если же говорить одомашнем применении материалов Монтессори, то главный и для нашей семьи принципиальный недостаток – ограниченность и предопределенность их применения. Грибочки-сортеры можно сортировать только так, как задумано. Шарик падает в одну и ту же дырочку - и так множество раз. Да, это показывает причинно-следственную связь. Но это не дает толчка к творчеству. И это очень большой минус.

2. Методика Домана.

Глен Доман предлагает обучать детей чтению, математике, энциклопедическим знаниям с помощью карточек, на которых крупно нарисованы изображения предметов, буквы, разное количество точек. Это основной материал методики, который и нужно показывать ребенку.

Основные принципы методики Домана:

1. Из любого ребенка можно сделать гения

2. Оптимальный возраст для начала обучения - 3-6 месяцев

3. Чтение, счет, энциклопедические знания - основа обучения

4. Движение - фундамент для развития всех остальных способностей.

Само обучение строится на показе ребенку карточек с буквами, точками или фотографиями объектов. При этом чень важный аспект – это невозможность получения обратной связи. Приходится работать «вслепую» и ждать, когда ребенок сам захочет показать свои знания.?? Второй момент – заучивание без понимания. Куда лучше вместо фотографии бабочки показать ребенку настоящую, вместо фотографии бутерброда - дать его попробовать, обсудить вкус/цвет/аромат, подключив несколько органов чувств. А труды великих живописцев он потом и сам выучит. Да, когда 3-летний ребенок без запинки называет названия шедевров живописи – это мило. Но что за этим стоит? Запоминание без вникания в суть, скоростное заучивание по формальным признакам, и главное – человек получает похвалу за количество заученного материала, восхищение и умиление взрослых за зубрежку, уже в самом раннем возрасте. Про чтение по этой методике много сказано психологами. Крайне нежелательно маленьким детям, живущим в состоянии мифологического сознания, нагружать голову абстрактными символами, их мир населен волшебными существами и сам волшебен, в нем не место абстракции, и уж тем более нежелательно говорить, что вот эти красные закорючки на карточке – стул, или мама, или еще что-то. Это просто противоречит здравому смыслу. Конечно, в сегодняшних реалиях, когда содержание повсюду подменяется формой, всегда будет высокий спрос на эту методику, ведь это так впечатляюще, когда трехлетка блещет энциклопедическими знаниями. Это усугубляется еще и тем, что данная методика применяется в основном дома, поскольку носит скорее индивидуальную направленность и не подразумевает работы в коллективе. То есть специалисты/педагогики не присутствуют и не вносят корректировки в применение. Но есть все же надежда, что родители начнут задумываться над более отдаленными последствиями такого обучения.

3. Вальдорфская система.

Вот добрались и до вальдорфской системы. В вальдорфской педагогике учитель предстает перед ребенком идеалом, которому он старается во всем подражать. Упор делается на физическое, духовное и творческое развитие.

Основные принципы Вальдорфской методики:

1) воспитание через пример взрослого

2) многообразные игровые формы

3) художественный и эстетический аспект воспитания

4) ритм и повторение.

В детских садах, работающих по Вальорфской методике не встретишь пластмассовых игрушек, зато много игрушек из дерева, сшитых мягких зверушек и самодельных кукол, а также материала для самостоятельного рукоделия детей. Как таковых материалов в методике нет, равно как нет и игрушек, имитирующих пердметы быта – все только настоящее, пусть и уменьшенное. Взрослые мотивируют детей своим примером, занимаются повседневной деятельностью вметсе с детьми. День подчинен четким ритмам. В базе вальдорфской педагогики лежит гармоничное развитие ребенка. Развитие и укрепление целостности души, тела и ума. Согласно вальдорфской теории, человек взрослеет и формируется в течение 21 года. Это - три семилетки, каждая из которых проходит под определенным девизом и целью. В первые 7 лет жизни ребенок должен усвоить, что мир ДОБР. Это ему должны показывать и родители, и воспитатели, окружая его любовью и демонстрируя, что именно доброта - основа мироустройства. Вторая семилетка - о том, что мир ИНТЕРЕСЕН. И третья - о том, что мир СПРАВЕДЛИВ. Именно этим трем понятиям подчинена вся система обучения и воспитания. Понятно, что, при условии усвоения всех трех истин, в итоге к 21 годам получается прекрасно развитая личность, твердо стоящая на ногах и уверенно глядящая вперед. При этом все проиходит в свое время, здесь нет места опережающим методам и спешке. Именно поэтому особенностью этого метода является достаточно позднее обучение ребенка чтению, счету и письму. Упор делается на эмоциональный мир ребенка.

Среди занятий в саду, кроме прогулок и совместного труда, есть восковая лепка, танец (эвритмия), рисование акварелью (свободное, без шаблонов и заданных сюжетов), кукольные спектакли. А также прогулки в природном ландшафте, отличное питание, привитие понятий об устройстве природы через наблюдения прямо на площадке и в лесу.

В быту нет излишнего гигиенического усердия типа мытья полов с хлоркой. Есть праздники - урожая, Михаила, фонариков, Рождество, Масленица. Для детей, с их еще пока мифологическим сознанием, это - часть окружающей их сказки. И лишь в период смены зубов, то есть около 7 лет, начинается обучение детей грамоте и счету. К слову сказать, к этому времени они обычно уже сами всему научаются. Для многих семей такое позднее начало обучения чтению, счету и письму, является большим минусом. Критика вальдорфской системы часто строится на отсутствии дошкольной подготовки, но конечно, в случае каждой отдельной семьи – вполне можно заниматься дома натуральным счетом или чем-то еще. Вальдорфские дети обычно очень уравновешены, уверены в себе, открыты, ответственны и тянутся к знаниям, поэтому дополнительное обучение не составит труда, главное не переусердствовать. Что касается домашнего применения методики, то, конечно, не обязательно выполнять дома абсолютно все ритуалы, но большинство из них настолько естественны, что сами собой укрепятся в быту. Песенки, потешки, народные игры – все эти элементы очень естественны для ребенка. Природный натуральный игровой материал безграничен в применении, так, например, с вальдорфским шелком можно придумать множество игр, о которых я писала вот тут. Такое разнообразное применение материала учит детей творческому подходу и умению находить креативные пути решения любого вопроса.

В качестве заключения лишний раз хочется повторить, что любую методику нужно адаптировать под именно вашего отдельно взятого ребенка, каждому подходит свое. Я постаралась рассмотреть несколько методик в трех основных аспектах: теоретическая часть, применение в детских учреждениях и домашнее применение, выводы и выбор каждый сделает сам :).

Автор статьи

Вероника Трубникова.

Рекомендуем почитать:

Вальдорфская кукла. Что это такое?

Что такое вальдорфская игрушка? Это не заразно?

Вальдорфская система образования: детский сад и школа.

Игры с шелком.

Вальдорфские игрушки. Классификация.

Категории: Продукты