Маркетинговое исследование российского рынка женского белья: комплексный анализ и прогноз Предпочтения покупательниц оказывают решающее влияние на политику брендов и закупки новых коллекций нижнего женского белья. В этой статье обзор ситуации на бельевом рынке, основные тренды и прогнозы предлагает Рамиль Сулейманов, генеральный директор ГК «Арт Деливери».
В спокойные времена российский рынок белья ежегодно вырастал на 10– 15% в год в денежном выражении и чуть меньше в количественном. По данным Allied Market Research, на нижнее белье приходится около 6% в общем объеме продаж женской одежды, и в мировом масштабе этот сегмент к 2022 году составит порядка $250 млрд, а к 2025 году — $325 млрд.
Потребители женской нижней одежды отчетливо делятся на возрастные категории: 13–17 лет, 18–35 лет, старше 36 лет. Потребности, вкусы у них разные. Среди молодежи усиливается тренд на экологичность, удобство, гендерную нейтральность. Более взрослое поколение предпочитает разные модели нижнего белья, в зависимости от ситуации, и может позволить себе дорогие покупки.
Несмотря на уход потребителей в «бодипозитив», спортивный образ жизни и фриланс, по мнению экспертов, рынок нижнего белья будет стабильно расти примерно на 8–9% в год.
Мировые тренды женского белья
В мире предпочтения женщин в отношении нижнего белья меняются на протяжении последних лет: снижается число покупок соблазнительных моделей, и растут продажи более комфортной и, как правило, более дешевой одежды. Этот тренд еще ярче выразился в период пандемии, хотя в целом рынок нижнего белья пострадал меньше, чем другие сегменты fashion-индустрии. По данным Euromonitor, продажи упали на 13%, в то время как для верхней одежды падение составило 16%.
В США и Великобритании наибольшую долю в ассортименте белья занимают модели бралеттов и спортивных бюстгалтеров. Источник: Edited.
Ритейлеры США и Великобритании отмечают, что за первые три месяца 2021 года продажи удобных бюстгальтеров типа бесшовных бра выросли на 116%. В преддверии праздников отмечался повышенный спрос на сексуальное белье, однако в целом, число продаж браллетов (удобных бюстгальтеров с мягкими чашками без косточек и застежек) и спортивных бюстгальтеров превысило количество реализованных пуш-ап на 150–300%. Такая же тенденция отмечается при выборе трусов: вырос спрос на модели макси, с высокой талией.
Есть мнения, что к таким изменениям покупательских препочтений привели работа на удаленке, уменьшение числа вечеринок и выходов в свет, увлечение спортом для снижения веса, который многие набрали в период локдауна. Это, однако, не означает, что покупательницы совсем отказываются от изящных и кокетливых моделей. По данным маркетингового агентства Edited, спрос на кружевное белье по-прежнему превышает запрос на мягкие, бесшовные и максимально комфортные бюсты и «бабушкины трусы».
В поведении российских потребителей есть существенное отличие. Если в европейских странах и в мире до 60 % продаж приходится на базовые модели из хлопка, микрофибры, бамбука, то у нас – только 35 %. Российские женщины в повседневной жизни предпочитают кружевное белье, хотя с развитием тренда на здоровый образ жизни растет спрос и на спортивные модели, но покупают их именно для активных занятий.
Как производители «ловят» тренды
От нового тренда на спортивное белье, заданного преимущественно поколением «Z», в первую очередь пострадали торговые марки типа Victoria's Secret, главным принципом создания коллекций которых была сексуальность. Перестроились Agent Provocateur, Cosabella, которые не только обновили модельный ряд, но и существенно расширили размерную линейку, привлекая категорию женщин плюс-сайз.
На фоне критики Victoria's Secret, в число модных лидеров резко «ворвался» новый бренд белья Savage X Fenty, созданный Рианной. Ставка на разнообразие, позиционирование «новой сексуальности» для всех, независимо от размера и форм, грамотная реклама — все это определило успех этого «инклюзивного» белья.
Не теряет позиций итальянский производитель Calzedonia Group (бренды Intimissimi, Tezenis), пытающийся удерживать хорошее соотношение качества и демократичной цены. В сегменте масс-маркета активно растет российский бренд «Дефиле» (принадлежит «Дикой орхидее). Традиционно хорошей репутацией пользуется белорусская Milavitsa (но на рынке встречается много подделок).
Не все производители отказываются от создания сексуального нижнего белья. Двигаясь на шаг вперед текущего спроса, компания Marks&Spencer запустила новый бренд Boutique, в расчете на то, что в 2022–2023 году он составит весомую конкуренцию Victoria’s Secret. Несмотря на сегодняшний поворот к комфорту, аналитики McKinsey прогнозируют рост продаж красивого кружевного белья после окончания пандемии.
А что с качеством?
В июле 2021 года Роскачество опубликовало результаты исследования 20 торговых марок нижнего белья, а именно женских трусов. Закупочная стоимость товара варьируется в диапазоне 330–4 000 рублей. Из них 4 марки производятся в России, 6 — в Китае, 4 — в Шри-Ланке, 2 — во Вьетнаме, по 1 в Белоруссии, Бангладеше, Сербии.
Были обнаружены отклонения от требований ТР ТС 017/2011, в частности по уровню гигроскопичности, содержанию стирола — компонента тканей, придающего несминаемость, безусадочность (трусы марки Incanto), устойчивости красителей, по несоответствию фактического состава ткани и маркировки.
При проведении исследования учитывалось также мнение почти 1 000 опрошенных потребителей товара. Приятная новость в том, что к 9 маркам не было предъявлено никаких претензий: Palmetta, Comazo, «Дефиле» (Россия), Victoria’s Secret, Intimissimi, Calvin Klein (Шри-ланка), Uniqlo (Китай), Triumph (Вьетнам), H&M (Бангладеш).
Производители, получившие предупредительные письма Роскачества, будут вынуждены отреагировать повышенными требования к поставщикам тканей, что вызовет изменения в ассортименте и, вероятнее всего, повысится цена их изделий. В ином случае они могут лишиться сертификатов соответствия качества на товар.