Сейчас велосипеды стали очень популярны в Северной и Западной Европе. Наиболее активны среди любителей велосипедов датчане. В среднем каждый житель страны за год накатывает на велосипеде 893 километра. Затем идут Нидерланды с показателем 853 км.
Далее наблюдается большой отрыв: немец и бельгиец проезжают на велосипедах в год в среднем лишь 300 километров. Наименее популярен велосипед в странах Южной Европы - среднестатистический испанец проезжает за год на велосипеде всего 20 километров.
Причем такая популярность велосипедов – это результат государственной политики. Организован прокат и сервис двухколесных машин. Так, путешествуя по Европе, можно с легкостью взять велосипед напрокат на вокзалах, велосипедных магазинах и гостиницах, специализированных пунктах проката. Особенно поразил с этой точки зрения Амстердам. В гостинице, где мы останавливались, был очень большой выбор велосипедов. Да и в центре города передвигаются, в основном, на велосипедах.
Посмотрим на Россию. По данным Анализа рынка велосипедов, в России за прошлый год было продано 4,3 млн. штук велосипедов. Это на 1,1% больше, чем в 2011 году.
Наиболее популярны спортивные велосипеды. Доля их продаж согласно данным исследования рынка составила 27%. К сожалению, сокращается доля продаж детских двухколесных и трехколесных велосипедов. В 2012 году объем их продаж снизился на 18%. Это говорит о том, что детям просто негде кататься на велосипедах: специальные площадки отсутствуют, а дворы заставлены машинами.
Эксперты, проводившие обзор рынка велосипедов, установили, что в России сейчас продаются семь российских брендов: "Сура", Atom, Stark, "Байкал", Navigator, Stels и Forward, Некоторые из них только разрабатывают в России, а производят в Азии (Китай, Тайвань). "Байкал" вообще полностью китайский велосипед с нашей наклейкой. Да и у других велосипедов встречаются китайские комплектующие.
России просто жизненно необходима программа по развитию «велосипедного движения». В Москве планируют обустроить порядка 150 километров велосипедных дорожек и полос движения для велосипедистов. Также планируют организовать порядка 10 000 парковочных мест для велосипедов.
Но, опять-таки, к сожалению, в регионах России такого внимания к проблемам велодвижения нет. Что уж говорить об оборудовании специальных велодорожек, если власти российских городов не в силах поддерживать в нормальном состоянии автомобильные дороги и тротуары.