Маркетологи или маркитанты?

2011-03-08 18:30:19 2696

30 экспертных интервью, проведенных автором лично с руководством компаний (в 8 случаях с владельцами) с годовым оборотом от 10 до 100 млн. долл, позволяют сделать вывод, что маркетологи в этих организациях больше похоже на маркитантов, чем на полноценные боевые единицы. Главные маркетологи в таких компаниях – владельцы и генеральные директора (часто одни и те же лица). Не всегда с достаточной квалификацией, но с достаточными полномочиями.

Каковы задачи маркетолога в компании? Маркетинг определяет, какой продукт создавать, кому, по какой цене и как его продавать, как правильно проинформировать потребителей и партнеров о своем продукте. Теоретически, этим и должен заниматься директор по маркетингу. Но решают ли эти вопросы штатные маркетологи на практике?

Проведенное исследование свидетельствует о том, что вопросы, которые перечислены выше, в полном объеме не были делегированы маркетинговому подразделению, ни в одной организации. Наверно и не могли быть делегированы. Почему?

Что такое бизнес указанных выше масштабов в России? Чаще всего это бизнес, основанный в 90-е годы, истоки которого были в челночной или мелко-оптовой торовле. За 10-15 лет развития эти компании выросли, окрепли и структурировались. У руля таких компаний, как правило, до сих пор стоят отцы-основатели. Эти люди - продавцы, маркетологи, логистики и директора по персоналу «в одном флаконе». Результат их деятельности – успешный бизнес, пусть не без проблем.

Вот ход мысли такого человека: «Отдать полностью на откуп решение вопросов, определяющих идеологию бизнеса – ассортимент, ценообразование и проч.? Кому? Профессионалам в этих вопросах? Но эти профессионалы не создали свой бизнес. Они работают за ЗП+бонус. Но на сам бизнес «им насрать». Не достигли обещанных результатов – уйдут в другую компанию, да еще с повышением. Да и кто эти профессионалы? Ни в одной компании больше 2-3 лет не задерживаются. Какие там стратегии за это время можно «разработать и реализовать? И проч….»

Не могу сказать, что это совсем неправильные мысли.

Именно поэтому в таких компаниях, главным маркетологом еще долго будет владелец/генеральный директор. И чтобы стать маркетологом на 100%, нужно становиться либо гендиром, которому доверяет владелец, либо создавать свой бизнес. Наемный маркетолог в таких компаниях в 9 случаях из 10 останется маркитантом.

Конечно, это мое скромное мнение, правда основанное на практическом опыте. Тема - дискуссионная, и если у кого есть что сказать, возразить, поделиться опытом – welcome.