Бизнес-блоги Sostav.ru на Twitter
Все блоги
19 ноября 2019
Архив →
Поиск по  Публикациям    Фото    Видео    Блогам
 

ЭТИКЕТКА ДОМАШНЕГО ПИВА. Часть 2. Материал, форма и содержание.

Рубрика: Упаковка

Сергей Пронин aka Vlk Josef,    21 сентября 2007


МАТЕРИАЛ:
1. Специальная дизайнерская, этикеточная бумага.
2. Самоклейка.
3. Обычная меловка.
4. Обычная офисная бумага (очень бюджетный вариант)
5. Все, что попало под руку.

По порядку, от оптимального к экономному. По степени «подходящщести» у нас получилось, что самый дорогой
и самый дешевый варианты — наиболее интересны! А теперь, посмотрим, почему.

Бумага специальная дизайнерская, этикеточная. Пример Conqueror Connoisseur (Конкуэрор Конносер),
бумаги фабрики Gmund (или прочих лидеров индустрии бумажного производства). Компании «Берег», «Регент»
и «Александр Браун» также могут предоставить вам потрясающий выбор. Фактура и цвет дизайнерской бумаги
могут имитировать очень широкие области материалов (пергамент, кожу, ткани и пр.), иметь тиснения (примеры:
Верже — параллельные линии, Молоток — округлые вмятинки и пр.), вкрапления (точки или волоски), блеск или,
напротив, шероховатость. Это лучший выбор, если он возможен.

Самоклейка обычно не отличается богатым выбором сортов: обычно вам смогут предложить лишь мелованную,
глянцевую и обычную немелованную бумаги. Плюс ее для домашнего пивовара лишь технологический — легко
наклеивать.

Меловка, как наиболее часто используемая в типографиях бумага, относительно дешева. На ней печатается львиная
часть всех буклетов и листовок рекламной продукции. Весьма практична при многоразовом отклеивании/наклеивании.

Офисная бумага не требует описаний. Этот вид подходит для самостоятельной печати, например, на принтере.
Почти самый экономный, но и самый непрезентабельный вид.

И, наконец, пункт пятый — все, что попало под руку. А это: грубая оберточная бумага, ткань и еще масса всего
подобного. При возможной нулевой себестоимости эти материалы могут опередить самые изысканные и дорогие сорта
бумаг! К тому же, фантазию здесь придется включить по максимуму — обычная печать может смениться ручной
росписью и отделкой. Кстати, почему бы одну-две бутылки из каждого тиража не оформлять особенно и коллекционно? Я
не призываю использовать стразы Сваровски, но придумать можно много чего интересного. О всевозможных бирках и
печатях было сказано в первой части.

Технологическое замечание.
При печати этикеток в типографии всегда полезно проконсультироваться с специалистами —
бывает, они могут отказать вам в некоторых сортах по существенным причинам. Например, их печатная машина с
данными сортами бумаг работает плохо (не пропечатывает хорошо сплошной цвет, краска не держится должным образом
или микро-частички листа забивают печатную машину). И хотя в таких случаях чаще всего требуется лишь обработка
бумаги перед печатью, лучше прислушиваться к их советам и рекомендациям, изначально расспросив о всех возможных
негативных моментах.


Вспоминаю забавный случай, когда один очень известный дилер «яблочной» техники выступал спонсором на
мероприятии «Дизайн и реклама» и предлагал акцию — всем, кто принесет макеты визиток, напечатать их бесплатно,
качественно и быстро! Шутки ради, я принес макет своей визитки. И на удивление быстро получил тираж на руки. Одно
было лишь досадно, когда я случайно чиркнул ногтем по краске, она тут же слетела ;)))

Но вернемся же к нашей этикетке.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ.
Сразу даже сложно сказать что тут важнее, ведь как бывает Форма содержания, так бывает и Содержание формы!
И, наверное, это очень правильно, т.к. в дизайне все максимально взаимосвязано. Бывает, рождение названия или интересной
графики уже продиктует очередность этих понятий.

ФОРМА
Треугольнки, ромбы, овалы, круги — все эти формы мы можем найти еще на первых пивных этикетках прошлого
столетия. Как, уже говорилось, проще всего пока остановиться на квадратной форме и графически в квадрат вписать
любую прочую форму.

Наличие формы в форме часто рождает такой элемент оформительского дизайна как Рамка.
Рамка способна разгрузить область этикетки от перегруза сплошных блоков текста, отделить насекомых от фарша и
выполнить прочие полезные функции. Но также стоит помнить и о том, что при неумелом с ней обращении можно легко
испортить даже простой дизайн. Всегда полезно задать себе вопрос — а нужна ли она вообще? Этот вопрос
подразумевает, что мы должны особенно разумно подойти к двум прочим вопросам:
1. Какой должна быть рамка
2. Сколько их необходимо.


Первый вопрос включает следующие возможные решения:
а) характер линии рамки (ведь рамка это и есть линия) — форма, толщина, пунктирность, орнамент, цвет.

Несколько рекомендаций начинающим по всем приведенным характеристикам:
Форма не случайно стоит на первом месте. Рамка по сути своей является границей внутреннего и наружного. И чем
«внутреннее» рамка, тем более она должна соответствовать предыдущей рамке и не превносить в дизайн конфликтного
содержания. Т.е. если этикетка прямоугольная, то первая (ближняя к краям) рамка может быть в общем-то любой — и
круглой и квадратной (в зависимости от идеи дизайна), а последующие рамки должны довольно жестко соответствовать
предыдущей. Еще одно замечание — вписать круг (овал) в прочую форму всегда легче, чем эту же форму в круг (овал).
Поэтому если вы решили вписать в квадрат овал, и далее в этот овал — квадрат, можно с уверенностью на 99%
полагать, что выйдет полная ерунда. Я оставил 1% для мастеров-профессионалов, которые смогут нарушить почти любые
правила (хоть бы и из спортивного интереса) — сделать и 15 рамок разных форм, и использовать 15 шрифтов, и все будет
выглядеть прекрасно! Но мы пока не о них, верно? :)
Ближняя к краям этикетки рамка может иметь рамку-дублер. Обычно она заметно толще, заметно тоньше, либо идентична
первой. Равность или существенная разность толщин очень важна, чтобы даже при беглом взгляде было сразу понятно
— эти рамки абсолютно одинаковые или разные. Несущественная разница в толщине также вредна как несущественная
разница в размере шрифта при акцентировании информации (отвратительно, когда заголовок и подзаголовок едва-едва
отличаются по размеру шрифта).
Расстояние между двойными линиями не должно быть слишком большим и превышать в десятки раз толщину линии.
Если рамки декорированы орнаментальными вставками, уголками и пр. элементами — не стоит им уделять слишком
большого пространства, не забывайте, что это лишь второстепенные детали, призванные для выражения главного.
Точно потому же лучше не использовать более одной двойной рамки, более двух стилей линий, и вообще, более 3-4
рамок. Цифры, разумеется, условны.
Итак, теперь понятно, что в овале лучше придерживаться овальных рамок; в квадрате со скругленными углами —
подобных же, со скруглениями; а в треугольной этикетке на ряду с треугольником может очень интересно выглядеть и
ромб. Ищите совпадения и противоположности форм, но не забывайте про вопрос — а так ли необходима рамка?

К вопросу об орнаментах, скажу лишь, что подход идентичен выбору и написанию названия. Орнамент часто носит
характер той или иной культуры, эпохи. Не ошибитесь в этом важном вопросе. Самым правильным будет максимально
изучить всю информацию по интересующей вас теме. Если же орнамент выбран «просто так», ради красивых завитушек
(сейчас очень распространены тысячи бесплатных векторных клипартов) — то не переусердствуйте с их использованием,
как и со шрифтами. Все должно быть «одной породы» и в меру.

Все то же самое можно сказать и про незамкнутую обычную линию. Можно позволить одну, две, в тяжелых случаях даже
три(!), но не более, если вы, конечно, не хотите добиться ассоциаций с наклейкой от сапожного крема.

Цвет рамок не должен быть слишком ярким, что обусловлено их второстепенностью. Тем не менее, рамки должны быть
хорошо видны на фоне, т.е. — контрастны ему. Из универсальных цветов: металл (бронза, золото, оливковый,
серебрянный), серый, черный, белый. Остальные цвета следует выбирать из конкретного случая, придерживаясь палитры
и стиля общей картинки.
Однако, помните, что часто — самая лучшая рамка — рамка без цвета! Как это? Очень просто! Это невидимая рамка
(контур), прерывающая какие-либо фоновые формы. Какие такие фоновые формы? — спросите вы.

Так мы подходим к понятию фона.
Во-первых, это цвета и фактура бумаги.
Во-вторых, это искуственная заливка цветом или заполнение графикой.


Понятное дело, что фоновое наполнение может быть чрезвычайно разным. И именно рамки разделяют изначально единое
пространство этикетки на множество составных форм. Говоря о невидимой рамке, можно говорить о форме, которую она
замыкает — так появляются плашки, которые служат для акцентирования и выделения информации. Формы могут быть не
только залиты тем или иным цветом, они могут быть заполнены текстурой. А текстура, в свою очередь, может состоять из
ритмически повторяющихся линий, точек и любых форм. Пример фоновой заливки — множество тонких параллельных
линий цвета не сильно контрастного фону. С помощью штрихов, точек или цветовых пятен мы можем формировать такие
области на этикетке как основные и второстепенные. Основные области подразумевают под собой максимальный контраст
относительно названия и сильный контраст к второстепенной области.

СОДЕРЖАНИЕ
как уже кратко упоминалось в части первой:
это Герб (знак), Название, Сорт, Характеристики, Производитель, Прочая возможная информация.
А параллельно: это Линии (и те же рамки), Буквы и Картинки.
Все это должно иметь свое место, цвет и характер.
Но, коли уж вы дочитали до этого места, значит, ничего страшного и излишне замудреного не найдете и здесь.

Итак, главное в этикетке: название, производитель и характеристики пива. Название доминирует на всем ее поле. А
основные характеристики (например — сорт, крепость и начальная экстрактивность сусла) и герб выполнены с меньшим
акцентом, однако, они все же достаточно хорошо бросаются в глаза. Акцент достигается разностью величин элементов,
либо уединением основных от второстепенных. Например, проценты начальных сахаров и алкоголя могут быть даны
весьма мелким шрифтом, но расположены в свободных областях этикетки, не перегруженных графикой, либо в
специально отведенных формах (медальках, плашках и т.д.). За счет такого приема даже мелкий шрифт сильно
притягивает к себе внимание. Любой текст на этикетке должен быть контрастен фону, независимо от его главности, т.к.
читабельность, считываемость для информации — главное условие.

Что касается шрифта, начинающим надо запомнить одну простую вещь: как не используйте более 2-3 разных начертаний,
так и не используйте более 3-4 разных (не соседних, как 11-й кегль и 12-й) величин шрифта. Пример: Крупный, 24 пункта
— заголовок. Средний, 16 пунктов — тип пива и проценты плотности и алкоголя. Мелкий, 7-8 пунктов — прочая
информация. Обычно этого набора будет вполне достаточно, а этикетка перестанет пестреть разномастными символами и
строчками. Не перегружайте этикетку информацией. И цветом — тоже. Исключение составляет лишь случай, когда
пестрота продиктована используемой картинкой, либо идеей, требующей буйства красок.

Начните с симметричного, отцентрированного дизайна, там труднее ошибиться. Пара шрифтов, рамок, тройка акцентов,
постепенно пробуйте перемещать какие-то элементы в разные области, либо поворачивать их под углом (желательно не
более 30 градусов). И у вас начнет формироваться некоторое представление о жизни элементов в пространстве,
именуемом этикеткой.

Вообще, всегда полезно сопоставлять дизайн на бумаге с реальным помещением, комнатой, квартирой. Как там живется
вашим буквам? Не тесно ли им (ведь словам, как и людям, необходимо определенное количество квадратных единиц на букву),
не холодно ли, не слишком ли пестрят обои, соблюден ли стиль? Дизайн на бумаге должен создать всем элементам комфортные
условия жизни, гармонию сосуществования (слово-то какое-то странно родилось...))). Ведь рамки — те же стены, т.е. вы
одинаково легко можете превратить место обитания информации и в просторную студию, и в многокомнатную квартиру.
В первом случае — свободно, но пустовато. Во втором — структурировано, но тесновато. Ищите золотого сочетания комфорта,
красоты и функциональности. Будьте хорошими дизайнерами «бумажных интерьеров»!

Подробнее о дизайне можно прочитать в моих книжках, особенно во второй — «Рекламисту о дизайне. Дизайнеру о рекламе»
(их уже нельзя купить, но книги в конспектной форме доступны на сайте для бесплатного скачивания).

Опубликовано: 12.10.2009 | 15:23 | Просмотров: 3893


Комментарии (4)
Да 0 Нет 0
НатрийХлор (НатрийХлор NACL, творческий директор)
Где тут ноу хау ?О чём этот бред...
Ответить 23.10.2009  09:25
Да 0 Нет 0
Пронин Сергей (Студия ProDesign, владелец)
Когда перестанете искать ноу-хау нахаляву и делать визитки по 500 рублей, возможно, поймете.
Ответить 23.10.2009  12:02
Да 0 Нет 0
Евгений
С точки зрения полиграфиста конечно все это лишь ИМХО, но для обычного "пользователя" много интересной и правдивой инфы. Хотя с самоклейкой вы зря так, купите себе пару премиальных катологов, а то странно как-то вроде этикетка на пиво, а классическая этикетка на самоклейке мимо. Тряпками только не кидайтесь, мои визитки по 80 руб за штуку)))
Ответить 16.06.2015  07:46
Да 0 Нет 0
неизвестный
Евгений, спасибо за комментарий.
Наверное "мимо" было в том смысле, что статья изначально для дом.пивоваров, которым потом эти этикетки важно без проблем отклеить (потом все тару дезинфицировать приходится). Если самоклейка отклеивается легко (или пиво в подарок), то, конечно, хорошо.

Визитки по 80 это наверное супер )
зачем сразу тряпками?
Ответить 16.06.2015  16:21
О Блоге
Сергей Пронин
Сергей Пронин: арт, дизайн, реклама
• • • • • • • • www.prodesign.ru • • • • • • • •
Создан: 12.10.2009 | 12:40
Темы: 347 | Посты: 923 | Показы: 803528
Рейтинг: | Голоса: 174
Авторы Блога
Сергей Пронин
Администратор

© Состав.ру 1998-2019, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7(495)230-05-97 адрес: 109004, Москва, ул. Полковая 3 стр. 3

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов