Последнее время появилось много сообщений о том, что пиарщикам стало трудно искать работу. Частично так происходит из-за зрелого возраста соискателей, но это не самый значимый фактор. Сфера PR меняется, поэтому чтобы устроиться на хорошее место, нужно осознать трансформацию профессии и тщательно продумать развитие своей карьеры. Главное — иметь навыки, соответствующие требованиям бизнеса и рынка.
У пиара есть существенная проблема — отсутствие единых общепринятых стандартов. Да, есть разные декларации и инициативы, но им следуют не все. Это исход хаоса из маркетинговых коммуникаций, где тоже нет внятного разграничения направлений работы. Пока этот вопрос не решен, на рынке не будет баланса в отношениях компаний и специалистов.
Такое состояние отрасли подрывает доверие к пиарщикам, поэтому они часто выполняют только узкий круг задач, хотя бизнесу всегда нужен больший набор инструментов. Но обычно клиенты не могут все это сформулировать и систематизировать, потому что не понимают структуру своего маркетинга. В итоге когда заказчик пытается добиться достижения планов, у пиара не получается взять на себя стратегическую роль в их реализации.
В обстановке раскола от взаимных ожиданий, пиарщики порой занимаются чем-то непонятным и стагнируют на своей должности. Это негативно влияет на карьеру, потому что усложняет дальнейшее движение. Возникает желание сменить работу, но хороших вакансий мало, поэтому приходится сильно стараться, чтобы не конкурировать с 1000 откликов на каждое нормальное предложение с HH. А ведь все лучшие находятся на «скрытом» рынке и редко попадает на сайты по работе.
К 2025 году PR перестал быть элитной сферой деятельности — он превратился в обычную рутинную работу и частично растворился среди задач маркетинга и SMM. Все компании при этом пристально смотрят на интенсивность опыта специалистов, а не просто на его наличие. Былые заслуги иногда весят мало, а они всегда еще и под NDA. Число профильных вакансий невелико, а пиарщиков — десятки тысяч. И на волне моды каждый год к ним добавляются новые. Крупных компаний, которым нужен только PR без маркетинга в стране все меньше, потому что СМИ теряют свое влияние, уступая медиа и блогерам. А для работы с ними достаточно высокой коммуникабельности и продвинутых навыков менеджмента.
Рынок давно двигался в этом направлении, но сейчас все проявилась максимально отчетливо. Сегодня среднестатистическому бизнесу нужен универсальный специалист по пиару и маркетингу, который владеет нейросетями, разбирается в брендинге и может проконтролировать ход рекламной кампании. А не менеджер, который развивает только связи со СМИ.
Эпоха «традиционного» классического пиара практически ушла, хотя в России он и так был распространен не очень широко и недолго. Не все это готовы признать и принять, поэтому у многих возникает ощущение бездонного провала, в котором не получается нащупать свой путь. Недалек тот день, когда флер расцвета российского пиара останется только в фильмах и байках. Давайте посмотрим, как с этим быть.
За прошедшие пять лет их уже произошло два — нормализация работы на удаленке и активное наступление нейросетей. Первое привело к смене структуры найма специалистов, которых теперь привлекают дистанционно. В результате конкуренция происходит не только с людьми в одном городе, но и со всей страной. Жителям Москвы и Санкт-Петербурга это немного усложнило жизнь, в регионах привело к появлению широчайших возможностей для развития карьеры.
Нейросети добавили сверху задачу углубления в цифровизацию и изменили все привычные подходы. Теперь чтобы не отстать от рынка, нужно осваивать новые навыки.
Но подступает еще одна кризисная волна, связанная со сменой западной капиталистической модели. Это отразится и на России: изменится структура экономики и появится больше вакансий в реальном секторе. К этому тоже стоит приготовиться.
Трансформация формата работы привела к смене образа жизни. Уже не обязательно ходить в офис, можно спокойно работать удаленно или в качестве фрилансера. Даже если у вас есть престижная работа в крупной компании, ничто не мешает качать свой профессиональный бренд через социальные сети. Особенно в Телеграме, который сегодня набрал критическую важность.
Так что мнения вроде «топовые пиарщики работу работают, в то время как непонятные персонажи увлечены только своим каналом в Телеграме» вызывают недоумение. Нужно заниматься и тем и другим, даже если вы интроверт и «серый кардинал», потому что для своего продвижения важны любые ресурсы. Ведь неизвестно, как дальше сложится карьера, а для раскрутки блога нужно время и деньги. Потом стартануть с нуля будет трудно, тем более, если сейчас в Телеграме можно заниматься консалтингом и через нетворкинг планировать шаги в своем развитии.
Даже небольшой канал в 500 – 1000 подписчиков может приносить с рекламы условные 20 000 – 30 000 рублей в месяц. И если вы живете в регионе, где средняя зарплата пиарщика составляет ~60 000 рублей, то зачем вам работа, которая не влияет на карьеру и рост доходов?
Вот тут подробнее расписал, как это может выглядеть.
Гораздо выгоднее растить свои медиаресурсы. А оставшуюся часть оплаты добивать точечными заказами на фрилансе, например, за PR-статьи или лонгриды по 10 000 – 20 000 рублей. Конечно, чтобы перестроиться потребуется время, но это лучше, чем сидеть без каких-то перспектив.
Когда есть риски, канал можно вести анонимно. Так даже будет больше свободы в острых и актуальных темах. «Беспощадный пиарщик» тому примером.
Прокачанный блог в сравнении с обычной работой открывает грандиозные возможности. На канале в Телеграме со 100 000+ подписчиков пара рекламных интеграций в месяц составят 200 000+ рублей — это зарплата хорошего пиарщика в Москве. А ведь рекламу можно постить хоть каждый день. Да, есть вакансии с высокой оплатой, но на них могут претендовать 1-5% рынка специалистов, которые при этом пашут 24\7 с высочайшей долей ответственности.
Я не предлагаю бросать PR, а только изменить состав деятельности. Часть усилий направить на проекты, другие на консалтинг и выступления на отраслевых ивентах, остальное посвятить продвижению блогов.
Все это важно не только с точки зрения диверсификации будущего. Современная среда переносит медиа-специалистов в цифровую реальность, где уже немалая конкуренция в лице сонма блогеров.
Чтобы быть на пике событий, нужно вести видео-блог, так как это самый нативный способ влияния на общество. Поэтому если вы долго пренебрегали таким форматом, профессия все равно заставляет заняться им. Это важно для позиционирования, потому что видео увеличивает воздействие на аудиторию и повышает узнаваемость.
С учетом высокого восприятия коротких форматов стоит делать хотя бы шортсы. Снимать их несложно, но если не получается связать пару слов в минуту, придётся потренироваться: поставить голос, улучшить дикцию речи (рекомендую для этого пение) и научиться хорошо выглядеть в кадре.
Личный медийный статус стал не менее значим, чем профессиональные регалии и навыки. Так, если раньше вы что-то придумывали и общались со СМИ, чтобы закинуть им инфоповод, то теперь не менее важно работать с медиа и записывать свои видео для распространения по сети. После этого о вашем проекте СМИ напишут сами с большей вероятностью, нежели чем вы будете их питчить, пытаясь протиснуться в почте среди сотен других сообщений.
Все это положительно влияет на карьеру, но она не организуется сама по себе. Чем раньше вы начнете ее планировать — тем лучше. Определите цели в жизни, наложите на них развитие в профессии и какой-то отрасли, если есть предпочтения. Выберите, какие навыки и инструменты нужно освоить, чтобы понять все дальнейшие шаги и грейды.
Это лишь малая часть ключевых вопросов, о которых стоило думать давно, чтобы не гадать о своем будущем в 40 или тем более 50 лет. Не говоря уже о том, что чему-то новому нужно учиться всю жизнь. Иначе вас обгонят не только молодые и талантливые, но еще и оставит за бортом надвигающееся будущее с нейросетями и ТикТоками.
Для этого и нужно растить профессиональный бренд — чтобы все в отрасли знали о вас, рекламодатели приходили с запросами в блог, организаторы приглашали спикером на конференции, а работодатели предлагали высокооплачиваемые проекты. А строить свой образ лучше всего через видео. Кстати, по статистике своим брендом пока активно занимается только 40% управленцев.
Главная проблема большинства специалистов — очень узкий набор скиллов.
Ключевые навыки пиарщика:
Думаю, можно много чего еще добавить, но я бы это классифицировал с разделением на группы — основные навыки и вспомогательные.
Обычно пиарщики занимаются только связями со СМИ и текстами. На этом набор задач заканчивается. Да, для многих проектов — это базовая суть работы, но тем не менее. При этом некоторые специалисты не пишут тексты или делают это плохо. Кто-то пренебрежительно относится к маркетингу, не разбирается в брендинге и сайтах, не занимается ивентами или антикризисным пиаром.
Поэтому бизнесу иногда вообще непонятно, что ему может дать пиарщик, кроме своих связей со СМИ, которые в эпоху медиа и блогеров сильно девальвировались.Хотя для крупных брендов это наоборот ключевой навык.
Также некоторые специалисты часто не следят за своим образом, а ведь PR — профессия, где безупречно выглядеть — это хард-скилл. Так что странно пенять на возраст, если у вас нет навыков, которые нужны бизнесу.
Ну и вообще прикидывал ли кто емкость рынка пиара и текущего количества специалистов, которые вписываются в его требования?
Но самое важное — это системность работы. Под каждый процесс в каком-то направлении нужна модель, потому что иначе не получится соответствовать запросам заказчиков. Некоторые пиарщики годами всё делают навскидку, поэтому у них не получается объяснить свою работу клиентам. Или они считают все это секретом, который нельзя раскрывать. В итоге компании редко доверяют им стратегические функции.
Вот моя модель работы по технологиям и методологиям.
Поиск работы — сложный навык, который не получится быстро освоить с нуля. Начните читать статьи по теме, если раньше вы этого не делали, потому что адекватных эйчаров мало, а чтобы разобраться в HR-процессах нужно время. Поиск работы могут затруднять разные нестандартные препятствия, например, автоматический скоринг резюме, который отсекает часть соискателей. И если вы не прописали релевантные слова, то робот просто пропустит ваше резюме.
Вот тут писал о том, почему у компаний плохо получается настроить систему подбора персонала.
По возрасту все тоже не так однозначно. Иногда крупные компании предпочитают брать кого-то помоложе, ожидая, что такие люди будут работоспособнее. Но PR — это не стометровка, тут решают опыт и связи, которые как раз и появляются к тем самым условным 40 годам.
У нового поколения часто не хватает понимания жизни и мало стремления к построению карьеры. Это нормально, так как мы уже давно вышли из эпохи выживания 90-х. Но еще это означает, что зумерам порой сложно адаптироваться к проблемам. Что они станут делать, если начнется кризис или клиент будет орать матом, когда они даже точку в предложении в чате считают «агрессией»? Как компаниям работать с людьми, которые в любой момент могут встать и уйти просто так, потому что у них нет настроения или накрыла депрессия?
Да, порог входа в профессию сильно снизился, а преимущества опыта частично размылись из-за увеличения значения медиа в сравнении с традиционными СМИ. Раньше было мало информации о нюансах пиара, теперь ее переизбыток, а умение питчить журналистов и контакты можно наработать за год взаимодействия с редакторами. Теперь молодые пиарщики имеет достаточно оснований, чтобы претендовать на топовые позиции, так как сравнялись по знаниям со старыми профи. И если вы все это время тихо занимались чем-то инхаус, не удивляйтесь, что эйчары пропускают ваше резюме.
В 40-50 лет люди тоже могут быть негибкими, поэтому возраст в пиаре не имеет принципиального значения: всем нужны спецы с проактивной позицией и высоким потенциалом. Кстати, не только эйчары компаний, но и PR-агентства часто относятся к соискателям довольно равнодушно: у нанимающих менеджеров обычно нет HR-навыков, поэтому они ходят по рынку и ноют о том, что «людей нет». В то время как сами не могут построить минимальную работу хотя бы по созданию текстов. Такие пиарщики не всегда компетентны, а если и обладают высоким уровнем скиллов, то не понимают, как делегировать задачи своим подчиненным.
Я — типичный пример описания среднестатистического мидла из этой статьи, поэтому и решил так всё подробно изложить. Сначала немного занимался пиаром, дальше переключился на создание сайтов, осваивал маркетинг и немного брендинг, а потом перешел к производству контента, потому что именно он является финальным продуктом всей системы маркетинга. У меня нестандартная и специфическая траектория карьеры, но я не жалею, что занимался разными направлениями, потому что получил широкий разносторонний опыт и привык к постоянному освоению новых навыков и инструментов.
С текущей позиции я могу двигаться куда угодно: заниматься созданием разного контента, работать линейно или руководителем, в найме или в собственном бизнесе. А может уйти в консалтинг, но разве что политический, так как мне это более интересно и в маркетинге меня удерживает по большей части спортивный интерес для создания методологий работы.
Но вне зависимости от состояния опыта, стоит продумать важные детали.
Смоделируйте возможные ветки своего развития
Вот разные варианты этапов карьеры.
Пиарщик → Директор по PR → Консалтинг → GR → Политический консалтинг
Найм → Автономный подрядчик → Свое агентство → Карьера в государственных органах
PR → Создание курсов → Преподавание в ВУЗе → Написание книг
PR → Контент-маркетинг → Агентство полного цикла → Бизнес на ивентах → Продюсирование
Проанализируйте свое положение
Продумайте стратегию действий
Создайте пул презентационных материалов для коммуникации с работодателем
Вообще, конечно, все сложнее, я прошелся только по верхам. Проблема в том, что многие даже этого не делают. А ведь все меняется очень быстро и если скоро пойдет новая волна переформирования экономики, конкуренция при поиске работы обострится еще сильнее.
Хороший пиарщик должен уметь разбираться в маркетинге и строить методологии менеджмента. Если у вас есть структурное мышление, и вы обладаете навыками визионера, то никогда не останетесь без работы.
При этом нет никакого смысла безучастно ждать крутых вакансий, если поиск затянулся. Ведь в этот период можно заниматься консультациями, писать статьи о правильных методиках работы в PR или вести блог на YouTube.
Вот список пунктов для оценки своих перспектив:
Раньше работу стоило менять каждые 3-5 лет, потому что только так можно было увеличить зарплату. Сейчас где-то 1 год — уже длительный срок. Но важно не только переходить на другие проекты, а следить за тем, чтобы каждый раз они давали возможность развернуть свой потенциал в профессии на более высоком уровне.
Также читайте мои статьи на Хабре https://habr.com/ru/users/Efimov_pr