Архетипы в брендинге: герой, наставник или шут?

2025-12-11 15:50:03 Время чтения 7 мин 218

В маркетинге давно известно: люди покупают не продукт, а эмоцию. 

В FMCG потребитель выбирает быстро, часто импульсивно, и лояльность здесь стоит дорого. Исследования IPSOS показывают: до 80% покупателей в категории напитков и снеков готовы попробовать новинку, если она эмоционально «зайдёт».

Покупатели не задерживаются у продуктовой полки дольше пары секунд, а решение о покупке принимается в среднем за 7–12 секунд. И если визуально потребителя цепляют яркие цвета и необычные шрифты, то эмоционально (более глубоко) – именно близкие архетипы.

Карл Густав Юнг ввел понятие архетипов — универсальных образов, живущих в коллективном бессознательном. В брендинге это 12 готовых «ролей», которые вызывают у аудитории определенную эмоциональную реакцию: Герой, Мудрец, Шут, Любовник, Бунтарь, Заботливый, Правитель и др. Названия могут варьироваться, но характер остается.

Зачем вообще нужен архетип?

Архетипы помогают понять, какой перед тобой бренд, ведь напрямую компании об этом как правило не заявляют. Если бренд «про Героя» — он вдохновляет на победу, дает энергию и драйв. Если «про Заботливого» как «Чудо», «Агуша» или «Домик в деревне» — транслирует безопасность и заботу. «Правитель» излучает уверенность, претендуя на престижность, «Мудрец» дает знания и наставляет. «Невинный» возвращает к детским воспоминаниям и транслирует чистоту – как делает, например, бренд «Аленка».

Так архетипы «очеловечивают» бренды, помогают им стать живыми и понятными людям. Они задают характер и создают ощущение, что перед нами не просто товар, а настоящая личность. Благодаря этому выстраивается эмоциональная связь с аудиторией, устанавливается доверие, и продукт выделяется среди конкурентов.

Иногда бренд меняет свое позиционирование и, соответственно, архетип. Причин несколько: молодеет аудитория, бренд выходит на премиум-сегмент, или архетип перестал быть актуальным в культурном контексте. Так, при выходе на более активную молодую аудиторию, «Обыватель» часто трансформируется в «Исследователя». Или, например, «Маг», создавшийся в 2000-х с акцентом на чудеса, может выглядеть наивно для поколения Z, которое ценит прозрачность и прагматизм – поэтому меняет роль.

Круг архетипов

Когда выводили бренд «Святой Источник» на федеральный рынок, перепозиционировали его из «Мудреца», обладающего особым «чистым» знанием, в близкого по сути «Невинного», транслирующего безопасность и чистоту. Было важно сохранить ощущение от уже полюбившегося бренда, не разрушив то, что уже сделано. Поэтому компания приняла решение выбрать максимально близкий по сути архетип, с которым масштабный федеральный бренд будет успешно развиваться дальше. И до сих пор «Святой источник» ассоциируется у потребителей с ощущением безопасности и чистоты.  

Как обойтись без архетипа

Есть разные способы создания платформы бренда, на которой дальше строится коммуникация и дизайн упаковки. Наш опыт показывает, что можно идти другим путем: не подбирать подходящий архетип, а идти от потребительских инсайтов – проводить исследования, спрашивать у людей, что им важно в данной категории. И уже основываясь на том, что аудитории нужно и что есть у самой компании, формулировать позиционирование. 

Иногда вместо архетипа используют персону, близкую аудитории. Это может быть надежный мужчина, внимательный муж, заботливая мама и т.д  Через персону можно создавать креативы и рекламу, используя вместо архетипа живой и понятный.

Ольга Гнатенко
генеральный директор брендингового агентства "Свое мнение"
«Сейчас еще нужно учитывать ценности поколения Z – основной ЦА напитков и снеков – это персонализация, минимализм и эмоциональность. То есть бренд должен отражать индивидуальность покупателя, не перегружать его лишними смыслами и вызывать мгновенный внутренний отклик. Зуммеры выбирают тех, кто говорит с ними на одном языке, разделяет их ценности и умеет быть честным», – Ольга Гнатенко

Ошибка, которую совершают бренды

Самая частая проблема брендов в FMCG — попытка «быть всем для всех». Без четкого архетипа бренд превращается в шум и не вызывает интерес. В условиях перенасыщенной полки потребитель просто не считывает его ключевую идею. По данным исследований, бренды с размытым позиционированием теряют до 15% повторных продаж в течение года.

Ольга Гнатенко
генеральный директор брендингового агентства "Свое мнение"
«В сегменте FMCG архетипы работают как «эмоциональные якоря». Человеку проще ухватиться за знакомый образ, чем анализировать упаковку или читать состав. Поэтому выиграет не тот, у кого «лучший продукт», а тот, кто встроится в коллективное бессознательное и будет воспроизводить этот образ во всех точках коммуникации», – Ольга Гнатенко.

Изображение  www.itru.ru