«Нам нужно больше функций» — как мы чуть не угробили UX в угоду клиенту

2025-10-23 12:38:30 Время чтения 6 мин 245

Каждая команда, которая делает продукт, хотя бы раз проходила через это. Клиент приходит и говорит: — А можно добавить вот это? — А вот тут бы еще кнопочку. — И вообще, давайте сделаем, чтобы как в Slack.

Кажется, что чем больше возможностей, тем лучше. Но в реальности каждый «давайте добавим» — это маленький шаг в сторону от внятного UX. И иногда приходится быть плохими парнями, которые говорят «нет».

В Strive мы научились отказывать с аргументами — и сохранять здравый смысл, даже когда хочется угодить всем. О нашем опыте расскажет Дарья, UX/UI дизайнер Strive.

Когда кастомизация заходит слишком далеко

Пользователи любят настраивать все под себя. Иногда слишком буквально.Как-то раз клиент попросил сделать в Strive возможность менять цвет текста и фона. Казалось бы, мелочь. Но дизайнеры сразу представили сценарий: пользователь красит и фон, и текст в один оттенок, и потом ищет, куда исчезли его задачи.

В итоге мы пошли на компромисс: разрешили менять цвет фона, но текст оставили фиксированным — светлый для темной темы и темный для светлой. Пользователь счастлив, а интерфейс остался читаемым.

UX-дизайн — это вообще про то, чтобы не дать людям случайно навредить себе. Даже если им кажется, что они просто «хотят ярче».

Шрифты меньше десятки? Нет, спасибо

Другой популярный запрос, но уже от разработчиков: «Сделайте шрифты меньше — больше информации влезет на экран». На словах логично, на деле — путь в ад. UX-ад.

Меньше 10 пунктов — и половина пользователей начинает щуриться, крутить масштаб, открывать экранную лупу. А мы же делаем инструмент для работы, а не тест на зоркость. Поэтому есть правила, которые не обсуждаются: контраст, читаемость, доступность (accessibility).

Когда интерфейс становится нечитаемым, никакая «эффективность» уже не спасет. В Strive мы защищаем шрифты как последние бастионы UX-здравомыслия.

Старомодные интерфейсы и вечный 1С

Иногда на сцену выходят пользователи старой школы: «А можно, чтобы выглядело как раньше? Простенько, угловато, по-старому?»

Здесь мы встаем на тонкий лед. Да, некоторым комфортно в условном интерфейсе 1С, где все серое и прямоугольное. Но UX — это не про углы, а про восприятие. Интерфейсы делаются под привычки большинства. На тестах мы оценили, что устаревший угловатый стиль нравится меньшинству. Поэтому мы не ломаем стандарты доступности, даже если кто-то тоскует по пиксельным панелям из 2000-х.

Формула простая: «понятно» важнее «красиво». А иногда — «понятно, даже если кому-то некрасиво».

«Давайте встроим Slack прямо в Strive»

Классика жанра. Однажды клиенты предложили добавить в Strive полноценный общий чат — чтобы все со всеми, группки, треды, звонки. В общем, сделать внутри продукта еще один Slack.

Идея звучит соблазнительно: все в одном месте! Но на практике это значит создать новую огромную сущность, которая утопит и архитектуру, и интерфейс. Strive — это про задачи и совместную работу над ними. Не про болтовню.

Поэтому мы сказали: нет, спасибо. Хотите общаться — есть десятки мессенджеров. А мы останемся тем местом, где работа действительно двигается вперед.

Как не застрять между трендами и скукой

«Следовать трендам, но не быть как все» — звучит как рецепт из дизайн-катехизиса. Но работает только, если у продукта есть свой tone of voice — характер, который чувствуется в каждой кнопке и пикселе.

У Strive он деловой, спокойный, но живой. Поэтому в интерфейсе могут появляться маскоты или забавные детали — улиточка, например. Но они не мешают пользоваться продуктом. Просто добавляют немного души в интерфейс, который мог бы быть стерильным.

При этом дизайнеры опираются на гайдлайны — от Google и Apple. Это не «шпаргалки по стилю», а, скорее, анатомия интерфейса (его кости и мышцы): как должны работать кнопки, чекбоксы, поля. Все остальное — кожа, которую можно покрасить в свои цвета.

Мы не добавляем функции — мы развиваем сущности

Ключевая философия Strive: не плодить сущности, а улучшать то, что уже есть. Есть документация — делаем ее удобнее: добавляем колонки, улучшаем работу с изображениями. Есть чек-листы — шлифуем их, не превращая в отдельный инструмент.

Это эволюция, а не наращивание массы. Каждый новый функционал должен делать существующую часть продукта сильнее, а не создавать новую точку входа в хаос.

UX спасают не фичи, а принципы. Плохой интерфейс — не тот, где чего-то не хватает. Плохой — это тот, где добавили все, что просили клиенты.

Иногда лучшая функция — это кнопка «удалить». И если вы когда-нибудь спорите с клиентом о еще одной маленькой фиче, просто вспомните: возможно, вы прямо сейчас спасаете UX.