Карта PR-технологий: какие сервисы используют российские компании

2025-10-01 11:47:29 Время чтения 6 мин 224

Недавнее исследование «PR в цифре», проведённое компаниями Picvario и Pressfeed, показало, что более 60% PR-команд активно используют различные цифровые сервисы и технологии искусственного интеллекта. Чтобы сориентироваться в этом многообразии, собрана карта решений, которые чаще всего выбирают ведущие специалисты отрасли. 

Мониторинг СМИ и соцсетей

37% опрошенных считают системы мониторинга ключевой потребностью. Эти инструменты позволяют оперативно реагировать на инфоповоды и управлять репутацией компании.

  1. Brand Analytics — система аналитики соцмедиа и СМИ.
  2. Медиалогия — система мониторинга и анализа СМИ и соцсетей в режиме онлайн.
  3. SCAN (Интерфакс) — система мониторинга СМИ и соцсетей.
  4. TGStat — аналитический инструмент для мониторинга Telegram-каналов.
  5. Google Alerts — служба, предназначенная для обнаружения и уведомления об изменениях контента.
  6. Callibri — система сквозной аналитики.
Давно не стоит вопрос нужна ли система мониторинга. Стоит вопрос какая? Чтобы в одном инструменте анализировались и СМИ, и соцмедиа, чтобы база источников была «живой», чтобы не было лимитов на выгрузки и число пользователей, чтобы метрики были прозрачными, чтобы у системы было мобильное приложение и промышленное API. И главное – чтобы в системе был собственный ИИ для быстрой аналитики. Сегодня как никогда успешность работы PR-команды зависит от используемых технологий и, в первую очередь, от системы мониторинга.
Василий Чёрный
Директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics

Управление цифровыми активами (DAM)

PR-специалисты тратят до 5 часов в день на поиск нужных файлов. Цифровые медиабанки призваны решить эту проблему, позволяя структурировать и быстро находить необходимый контент.

  1. Picvario DAM — платформа для централизованного хранения и управления фото, видео, графикой и документами.
  2. Compo — система управления цифровыми активами. 
  3. Mediaquad — cистема для управления файлами и медиаконтентом.
  4. Облако Mail.ru и Яндекс.Диск — корпоративные файловые хранилища с возможностями интеграции. 
PR и внешние коммуникации — крупнейшее направление среди клиентов Picvario DAM. Система экономит десятки часов в месяц: вместо хаотичного поиска специалисты получают быстрый доступ к медиаконтенту и могут сосредоточиться на стратегии. Для них это не архив, а полноценный рабочий инструмент, который ускоряет процессы и делает коммуникации управляемыми.
Василий Колосов
Директор по продуктам Picvario 

CRM-системы для PR

Несмотря на то, что только 2% PR-специалистов используют специализированные CRM-системы, почти половина из них проявляют интерес к таким решениям.

  1. PREX — специализированная CRM, созданная для выстраивания и автоматизации коммуникаций с журналистами и инфлюенсерами.
Мы готовы рассказать о CRM-системах всем желающим, ведь пока мы — единственная компания на российском рынке, предлагающая CRM-систему, адаптированную под PR-задачи. Мы запустили ее для работы со СМИ в 2018 году и за несколько месяцев собрали 3500+ регистраций. Ведь, несмотря ни на что, почта остается важным каналом коммуникации с журналистами, и проблема неактуальных баз, улетающих в спам рассылок без эффекта — головная боль каждого пиарщика. Сейчас мы — единственная в РФ PRtech-компания — резидент Сколково, и более 100 тыс. журналистов получают новости от ведущих ньюсмейкеров через PREX.
Никита Дубинкин
CEO&Co-founder сервиса PREX

Создание контента с помощью ИИ

Создание текстов остаётся одним из самых времязатратных направлений в PR. ИИ-сервисы помогают не только ускорить процесс, но и справиться с «боязнью чистого листа».

  1. Главред — сервис для улучшения текста. 
  2. YandexGPT и GigaChat — российские ИИ-модели для генерации и редактирования текстов.
  3. Пиарошная и NeuroScribe — нейросети, разработанные специально для автоматизации PR-задач, создания пресс-релизов и других материалов.
  4. TopWriter — платформа для генерации и редактирования контента.
  5. LanguageTool — инструмент для проверки грамматики, орфографии и стиля.

Подготовка и дистрибуция контента

Каждый второй PR-специалист использует сервисы для размещения материалов в СМИ. Эффективность здесь зависит от скорости и умения работать с запросами журналистов.

  1. Pressfeed — сервис журналистских запросов, который помогает получить цитируемость в СМИ.
  2. Nutcall и Прессуха — инструменты для подготовки, рассылки пресс-релизов и коммуникации с медиа.
В 2024 году число питчей через Pressfeed выросло на 77% — компании всё активнее используют СМИ как стратегический канал. На сервисе уже выпущено более 100 000 публикаций, зарегистрировано 6000 СМИ и 15 000 журналистов. Для бизнеса это охваты без рекламных бюджетов и рост репутации, для экспертов — личное продвижение: комментарии в РБК или «Коммерсанте» становятся социальным доказательством и добавляют вес бренду.
Валерия Ферцер
Контент-директор сервиса журналистских запросов Pressfeed

Что в итоге?

Исследование и карта сервисов показывают, что цифровые сервисы перестали быть трендом и стали необходимостью. Они снимают рутину, экономят десятки часов и позволяют PR-командам сосредоточиться на главном — стратегии и результатах.