Автоматизация HR-процессов сегодня подается как универсальное решение: «ИИ сэкономит вам время», «никаких нагрузок на HR», «ускорим согласования»… Да-да, а остальные факторы уходят на задний план.
Но… вроде обычному обывателю все это кажется логичным: чем больше рутины делегировано системе, тем лучше, но реальность куда сложнее! И тут проблема не в самих технологиях, а в том, как компании их используют.
Многие организации начинают с не того конца. Вместо того чтобы разобраться, как именно устроены процессы, и какие боли мешают людям работать, сразу выбирают платформу и начинают все что-то оцифровывать, что-то внедрять. В результате автоматизируется не порядок, а хаос.
Если нет регламентов, ролей, метрик, то любая система лишь закрепит существующую неэффективность.
Например, поразмышляем… компания внедряет модуль оценки эффективности, но модель KPI не отлажена. Сотрудники продолжают бороться за баллы, а руководители выставляют оценки на глаз, а в интерфейсе просто появляется красивый дашборд, который демонстрирует ту же самую субъективность… извините, но только теперь уже в цифрах)
Организация думает, что стала более прозрачной, а на деле получает просто иллюзию контроля.
Автоматизация часто касается отдельных участков, но не всей цепочки. Один сервис для подбора, другой для обучения, третий для учета времени. Сотрудник мечется между окнами, авторизациями и интерфейсами и тратит больше сил, чем раньше.
Компания видит данные, но не понимает их. Они собираются, но не используются и в итоге HR-аналитика превращается в музей цифр: красиво, но бесполезно.
Еще один типичный просчет – убежденность, что люди сами привыкнут. Но так не бывает. Даже лучший ИТ-продукт не заработает, если сотрудники не понимают зачем им это. Ну и конечно… как следствие идет сопротивление, скрытый саботаж, и мы все равно делаем по-старому. А руководители, устав от борьбы, делают вывод: «автоматизация не работает».
Компания становится слепой в трех направлениях:
Получается, автоматизация словно ставит красивые очки, но линзы в них запотевшие.
Автоматизация должна усиливать то, что работает, и подсвечивать то, что требует внимания. Но если компания автоматизирует неосознанные, неотрефлексированные процессы и она действительно рискует стать слепой.
Технологии — это инструмент и результат зависит не от того, какой сервис мы подключили, а от того, какой вопрос мы себе задали до этого.
В нашем Telegram-канале мы делимся свежими инсайтами о том, как оптимизировать найм и не переплачивать. Подписывайтесь!