Молоко, паласы, камень. Обзор новых региональных брендов

2025-07-18 11:29:03 Время чтения 9 мин 225

С начала 2025 года Роспатент зарегистрировал девять новых региональных брендов. Три из них относятся к народным промыслам, остальные – к пищевой продукции и производствам. Посмотрим, что это за бренды и в чем их особенность.

Что такое региональный бренд?

Региональный бренд — узнаваемый образ, который ассоциируется с определенной территорией и её продукцией, услугами, культурой, традициями. Он помогает продвигать не только продукцию, но и саму территорию, делая её привлекательной для туристов и инвесторов.  

В действующем законодательстве отсутствует понятие «региональный бренд». Между тем под этим понятием подразумевают зарегистрированные в Роспатенте средства индивидуализации:

  1. Географические указания (ГУ). Обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий из определенной территории. К примеру, в 2024 году правовую охрану получили такие бренды как Ленинградские пышки, Курганское пиво, Якутские бриллианты.

Для регистрации ГУ заявитель собирает подтверждения, что он производит товар, обладающий качеством, репутацией или другими характеристиками, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением.

Данные Роспатента за 2024 год
  1. Наименования места происхождения товаров (НМПТ). НМПТ – это официальный знак качества. Его присваивают товарам, обладающим уникальными свойствами, обусловленными природными и производственными особенностями конкретного региона. Такие товары могут производиться только в определённой местности и по установленной технологии. К примеру, в 2024 году охранный статус получили: Байдарский мед, Тюменский ковер.

Чтобы получить статус НМПТ, продукция должна:

  1. быть известна на рынке;
  2. обладать особыми характеристиками, связанными с местом происхождения;
  3. производиться (полный цикл) на территории региона.
Данные Роспатента за 2024 год

Всего в 2024 году Роспатент зарегистрировал 33 новых региональных бренда – 2 НМПТ и 31 ГУ. Они представляют 25 субъектов Российской Федерации. В 2023 году количество регистраций было меньше 29 – 9 НМПТ и 20 ГУ.

Бренды, которые получили правовую охрану в 2025 году

«Бентонит Хакасии»

Где: Хакасия

Особенности: «Бентонит Хакасии» стало первым предприятием республики, которое зарегистрировало в Роспатенте исключительное право на использование наименования места происхождения товара (НМПТ). Речь об уникальной бентонитовой глине. Материал представляет собой продукт распада вулканического пепла. Хакасия – единственная территория в стране, где его добывают. 

Само предприятие производит бентонитовую продукцию – изделия, изготовленные на основе бентонитовой глины. В числе выпускаемых продуктов — активированная глина, глинопорошок и гранулированный бентонит.

Плешковская глиняная игрушка

Где: Липецкая область, Ливенский район

Особенность: плешколвскую игрушку выполняют из местной глины, которая  обладает уникальными свойствами, имеет разнообразную окраску слоев. У глины есть характерный блеск, который получается за счет вкрапления редкого минерала. Игрушка отличается простым внешним видом и лаконичной росписью. Их изготавливают вручную местные мастера.

Башкирские паласы

Где: Башкирия

Особенность: гладкие ковры – традиционные предметы кочевого и полукочевого башкирского быта вплоть до XX в. Ими украшали стены и пол юрты, утепляя жилье. Паласами укрывались до того, как появились стеганые одеяла. Пестрая расцветка паласов предохраняет белый войлок от загрязнения.

До сих пор все ковры изготавливают вручную из натуральной шерсти овцы и козы, используются натуральные красители растительного происхождения. Паласы отличаются прочностью и долговечностью.

Тюменская водка

Где: Тюменская область

Особенность: Тюменскую водку отличает уникальный пшеничный вкус. В качестве сырья для изготовления спирта производитель использует местное зерно сорта «Сибирячка». 

«Тарханская-4» минеральная вода

Где: Татарстан, Тетюшский район

Особенность: воду добывают из артезианской скважины глубиной около 1 км. У минералки уникальный состав. Ранее он нигде в стране не встречался. Вода обладает низкой минерализацией и приятным вкусом. Её рекомендуют для ежедневного употребления.

Мичуринский сыр

Где: Тамбовская область, Мичуринский район

Особенность: сыр изготавливается из молока местного производства. Его получают от породистых коров, в рацион которых входит разнотравье местных лугов, сбалансированные корма. 

Ирбитское молоко

Где: Свердловская область, Ирбитский район

Особенность: известный с советских времен продукт высокого качества. Традиционно изготавливалось из цельного натурального молока, прошедшего контроль качества. Молоко пользуется популярностью у жителей Уральского региона.

Завитинский мед

Где: Амурская область, Завитинский муниципальный округ

Особенность: мед собирается пчелами с полей дикорастущего донника и гречихи, произрастающих в экологически чистой зоне региона. Продукт имеет ярко выраженные лечебные свойства и уникальный вкус.

Симбирцит

Где: Ульяновская область

Особенность: поделочный камень с ярким желтым оттенком, напоминает янтарь и карнеол. Симбирцит используется для изготовления украшений и сувениров, широко представлен в народной культуре региона.

Все эти региональные бренды подчеркивают разнообразие природы и традиций разных уголков России, привлекают внимание туристов и способствуют развитию местной экономики. Всего в России 370 действующих зарегистрированных региональных брендов.

Любой бренд, региональный или личный, — инструмент для привлечения инвестиций, который требует защиты. В этом вам помогут специалисты федерального патентного бюро «Железно». Если вам нужна помощь или консультация по вопросам интеллектуальной собственности, обращайтесь. Оставить свою заявку можно на сайте, в WhatsApp по номеру +79220902784 или в Telegram pb zhelezno