Руководитель ChatLabs Владислав Деханд рассказывает, как запустить Mini App для продаж в мягких нишах: психология, фитнес, онлайн-образование и репетиторство, здоровое питание, коучинг, дистанционные курсы, личностное развитие, бьюти-сфера.
Ниже все механики мини-приложения, где тысячи пользователей могут учиться, отслеживать прогресс, получать поддержку. Рассматриваем геймификацию, прогревы, схемы и воронки продаж для продюсеров, коучей, онлайн-школ.
Mini App в Telegram — эффективный инструмент продаж, а не просто красивый визуал. Пример этому — подписочная платформа психологических практик Elyra.
Изначальная идея проекта — предоставление доступа к курсам для самопознания. Представители Элиры закладывали в концепцию Mini App Telegram приложение с практиками, которые помогут узнать себя и улучшить качество жизни. В социальных сетях Elyra позиционируется как «20 минут селф-хэлп практик каждый день для осознанности, спокойствия и внутреннего баланса».
Основная ЦА — женщины в возрасте 30–50 лет со сформированным запросом на изменения в личной жизни, профессии, бизнесе и иных сферах.
Подход Элиры — это:
На рынке много аналогичных продуктов. Медитации, курсы и практики запускают блогеры, психологи, онлайн-бизнесмены, коучи. Поэтому перед командой ChatLabs была поставлена задача — не просто разработать мини-приложение в Телеграм, а создать эффективный маркетинговый инструмент, который будет работать на всех этапах воронки от первого касания до повторных продаж и возврата ушедших клиентов.
На старте проекта важно заложить масштабируемую структуру, продумать механики и микросценарии взаимодействия. Приемы геймификации для Mini App берут не только из игр, но и из мобильных приложений, веб-сервисов. От дизайна мини-апа зависят продажи (и не только). Для аналитики мини-приложений и игр используют основные метрики:
Не все метрики напрямую зависят от дизайна приложения. Но с помощью UX-сценариев и UI-решений можно влиять на конверсию, LTV, длительность сессии.
В ChatLabs предложили интерактивные механики, которые улучшают контакт с аудиторией и помогают решить задачи бизнеса. Эти приемы подойдут тем, кто собирается запустить в Телеграм игру, сервисное приложение или даже магазин. В ChatLabs подготовили чек-лист с пошаговой инструкцией, как создать Mini App и избежать ошибок. Скачивайте и используйте!
Mini App Telegram позволяет получать пользователей из любой внешней среды. Например:
Каждое мини-приложение в Телеграм имеет уникальную ссылку. По нажатию на нее пользователь открывает Mini App сразу в Telegram (даже если раньше не был подписан на бота).
Это накладывает определенные ограничения на старте воронки. Нужно сделать так, чтобы человек сразу понимал, где он находится, что нужно делать, какие выгоды он получит. Поэтому в ChatLabs рекомендуют сделать onboarding-блок. Возможные варианты:
Также можно давать вводную информацию в иных источниках:
Интересы целевой аудитории в нише психологических курсов и практик могут отличаться: одни приходят наладить отношения в семье, а другим важно «пробить стеклянный потолок» в доходах и карьере.
Аналогично с иными нишами. Например, к фитнес-тренерам обращаются не только с запросом «красивое тело» или «скинуть вес», но и с задачами «улучшить состояние здоровья». Поэтому в ChatLabs рекомендуем на старте внедрить механики сегментации и персонализации, чтобы в дальнейшем предлагать аудитории решения под конкретный запрос.
Способы добавить персонализацию в Mini App:
В будущем возможна data-driven персонализация через Mini Apps Telegram. Ее реализуют с помощью:
Например, в кейсе Elyra разработчики ChatLabs внедрили массовые и сегментированные (user-based) рассылки. Можно поставить фильтр по заданному критерию и отправить сообщения только тем людям, которые пользуются пробной подпиской. Также доступны персонализированные рассылки на День рождения или по иным поводам (полгода с момента регистрации, год после завершения курса). Для внутренней отчетности по количеству переходов и покупок реализованы utm-метки.
Персонализация через Mini Apps Telegram позволяет:
Чтобы наладить контакт с аудиторией, можно использовать поведенческий таргетинг Telegram (отзывы, лайки, подписки), сценарные паттерны потребления контента, индивидуальные запросы и проблемы.
Подписная модель монетизации в инфобизнесе или онлайн-обучении может подразумевать разные варианты:
Для мини-приложения психологических практик Элира выбрали два уровня подписки:
Доступ к функциям мини-приложения выдается только после оформления подписки.
Конверсия в покупку инфопродукта — одна из ключевых бизнес-метрик для Elyra. Поэтому в ChatLabs предложили добавить маркетинговые элементы:
Развитие персонажа (получение единиц опыта) — один из элементов управления мотивацией в играх и мини-приложениях. Можно реализовать и другие. Например:
Выбор игровой (интерактивной) механики зависит от конкретного проекта. К примеру, игроки мини-приложения Snaq Fabriq могли выйти на страницу лидерборда с таблицей достижений соперников. В FinTech-проекте Bringold пользователь получал ежедневные задания и награды за них.
Механика прокачки аватара в мини-приложении Элиры выглядит таким образом:
Реферальная система — один из вариантов, как запустить продажи в мягкой нише с помощью текущей базы пользователей.
На практике ChatLabs «рефералка» закрывает сразу несколько задач не только в онлайн-школах, но и в ритейле или иных нишах:
В мини-приложении Elyra реализовали реферальную систему с рефссылками. Как работает реферальная система при продаже курсов психологии:
Также в Telegram Mini App можно оставить отзыв и посмотреть комментарии других подписчиков (работает как социальное доказательство).
Пользователь, который покупает образовательный курс, часто приходит не только ради учебы и решения проблемы. Геймификация и интерактивные механики как раз и способствуют ощущению «обучаться через игру». Важно поддерживать мотивацию на каждом этапе курса, и в этом помогут UX-сценарии.
В приложении Elyra реализована классическая структура обучающих курсов. Она подразумевает 7–10 этапов с последовательным прохождением:
Когда курс с психологическими практиками завершен, обучающийся получает баллы. Эта награда прокачивает аватар, выступает элементом геймификации и способом повысить доходимость (метрика COR, Completion Rate). Но важно не только чтобы пользователь завершил курс и ушел из приложения и клиентской базы. Необходимо заложить в UX-сценарии:
Для этого авторы курсов психологии или инфопродуктов в мягких нишах могут:
В Mini App Elyra для удержания пользователя добавили:
Перечисленные приемы можно масштабировать и адаптировать под другие мягкие ниши: правильное питание, фитнес, кулинарные курсы, бьюти-обучение, прокачивание иностранных языков.
Например, для курсов английского можно добавить блоки: практика из популярных фильмов и сериалов (оригинальная озвучка), топ-хиты на инглише, ежедневная мотивация к обучению, трекер привычек, заметки с новыми терминами и так далее.
Проектирование мини-приложения в Телеграм начинается с обсуждения идеи. В практике ChatLabs встречались ситуации, когда заказчик приходит с одной концепцией, но в ходе совместной работы появляются другие. К примеру, более подходящие под конкретную нишу, учитывающие специфику целевой аудитории или предусматривающие возможность масштабирования.
Рекомендации для запуска мини-приложения в психологическими практиками:
При проектировании UI- и UX-дизайна Mini App стоит учитывать ограничения платформы: Телеграм, MAX, VK. Подробнее о принципах прототипирования и разработки User Interface и User Experience рассказывали в отдельной статье для БС.
Психологическое консультирование и коучинг, практики самосовершенствования и личностного роста — ниши, в которых достаточно жесткая конкуренция. Есть бесплатные курсы по психологии, практики от блогеров и медиаперсон, государственные учреждения, онлайн-школы, чаты и сообщества.
Поэтому при запуске Mini App важно учитывать особенности рынка и механики отстройки от конкурентов. Среди них:
Акцент на экспертизу. В мини-приложении и рекламных материалах стоит подчеркивать: контент создается при участии сертифицированных психологов и тренеров. Например, в дизайне можно предусмотреть блоки «О создателях курсов», «Основы подхода», методики.
Персонализация и адаптация под цели пользователя. Если конкуренты предлагают универсальные решения, можно занишеваться на узкоспециализированных. Например, не «медитация на сон», а «медитация для сна при тревожности 3-го уровня». Не «английский для взрослых», а «английский для поиска работы в Великобритании».
Доказательственная база. Эмоциональные отзывы клиентов (работают как социальное доказательство) можно превратить в кейсы. Например, на основе опроса подписчиков выводят закономерности и превращают их в пруфы: «85% пользователей снизили уровень тревоги за 2 недели».
В Telegram Mini App для продажи психологических практик команда ChatLabs реализовала функции:
Плюс мини-апп в Telegram в ниши психологии — цена и скорость запуска в сравнении с мобильным приложением. Стоимость Mini App в Телеграм с геймификацией, реферальной системой, приемом оплат — около 1 млн рублей при сроках запуска в 5 –6 месяцев. Мобильное приложение средней сложности под iOS или Android обойдется в 2–2.5 млн руб.
Продавать онлайн-курсы и психологические практики в Mini App в Телеграм проще по сравнению с другими каналами:
Но стоит учитывать, что мини-приложение для продажи курсов и онлайн-обучения подходит не всем. Например, инструмент может оказаться неэффективным, если у бизнеса нет аудитории в Телеграм, а представители ЦА пользуются Vkontakte, MAX или аналогичными мессенджерами.
Реализовать мини-ап в Телеграм сложно и бизнесу, который попал под ограничения в связи с 41-ФЗ («запрет на иностранные мессенджеры»): маркетплейсы, банки, операторы связи и иные. Но появление российского мессенджера MAX с Mini App и чат-ботами открывает новые горизонты для бизнеса.
Mini App Telegram — это один из каналов взаимодействия с аудиторией и продажи онлайн-обучения. Чтобы не потратить деньги впустую и не столкнуться с разочарованием (не запускают приложение, не покупают / не оформляют подписки, не пользуются), стоит обращаться к проверенным подрядчикам с опытом реализации спецпроектов для мягких ниш.
Забрать чек-лист по запуску Mini App Telegram — в посте ChatLabs.
Узнать больше о ботах и мини-приложениях в Телеграм, Вконтакте, MAX — в Telegram-канале ChatLabs.
Подсмотреть, как Mini App и чат-боты сработали у других, — в разделе «Кейсы».