В пошаговой инструкции для бизнеса разбираем, как простой бот с реферальной системой и розыгрышем помогает набрать 14 000+ подписчиков в канал. Чек-лист по запуску спецпроекта в Телеграм и советы для организаторов акций!
Также в ChatLabs создали чек-лист, где собраны типичные ошибки запуска чат-ботов. Скачивайте и используйте для продвижения бизнеса в Telegram!
Спецпроекты в Telegram — один из способов, как привлечь подписчиков в Телеграм / MAX / VK и повысить узнаваемость бренда, увеличить охваты. На примере SOKOLOV делимся, как бренду запустить реферальную систему, провести розыгрыш и набрать более 14 000 подписчиков за 1 месяц в связке Телеграм-бот и Телеграм-канал. Механика спецпроекта легко переносится в MAX, VK и на иные платформы. Кстати, в ChatLabs создана инструкция по разработке для ВК.
В рамках digital-спецпроектов можно:
Часто промоакции крупных брендов запускаются в сотрудничестве с ритейлерами и торговыми сетями. Например, когда нужно купить товар в магазине и отсканировать QR-код чека для участия в розыгрыше призов. В таком случае в условиях акции указывают список торговых точек, где можно приобрести товар: Глобус, Ашан, Fix Price, Красное и Белое (КБ), Бристоль, ДВ Невада (Самбери), Самбери, Реми, О’Кей, Квартет Вкусов, Лента, Магнит, Дилан, Пятерочка, ТС Командор. За счет дополнительной информационной поддержки ритейлеров и сетей FMCG можно привлечь внимание аудитории и получить условно бесплатный трафик, чтобы раскрутить бота и провести акцию.
Чат-боты и мини-приложения могут гораздо больше, чем принято считать. Например, в мессенджерах можно создать маркетплейс, открыть интернет-магазин, организовать тендеры для сельхозпродукции, подключить онлайн-консультанта на базе ИИ.
Больше спецпроектов и разбора механик диджитал-спецпроектов на сайте ChatLabs. Также делимся кейсами, механиками и новостями сферы в Телеграм-канале.
Конкурсы и бесплатные розыгрыши подарков в Телеграм — один из видов маркетинговых акций. Как правило, они подходят крупным брендам и ритейлу:
Использовать инструмент могут онлайн-школы и b2b-бизнесы. Реферальный чат-бот с розыгрышем подойдет банкам и финансовым организациям, организаторам конференций и мероприятий, ритейлерам — всем, у кого есть активная аудитория в Telegram и (в идеале) канал взаимодействия с ней.
Основные задачи спецпроектов в Телеграм:
Как правило, у спецпроекта в Телеграм нет прямой цели увеличить продажи. Но в некоторых случаях можно заложить и такие механики, которые напрямую влияют на продажи: например, вознаграждения за покупку товара и отправку чека с QR-кодом. В отдельной инструкции ChatLabs рассказывали, зачем бизнесу Telegram-бот и как внедрить его в онлайн-школу, салон красоты, event-индустрию, стоматологию, медцентр, интернет-магазин.
Для простой маркетинговой акции с реферальной системой нужны:
В кейсе SOKOLOV реферальная система простая. Сценарий подразумевает, что пользователь:
Заходит в Телеграм-бота. Telegram Bot проверяет подписку на канал и предлагает подписаться (если подписки нет). Регистрация в боте дает 1 шанс на выигрыш (Конкурсный Билет).
Делится номером телефона и подписывается на канал SOKOLOV в Телеграм (если не был подписан до этого).
Получает реферальную ссылку для приглашения друзей. Каждый приведенный по рефке пользователь дает +1 шанс. Чем больше рефералов, тем выше шансы выиграть приз.
Каждую неделю (понедельник, среду и пятницу) бренд проводит розыгрыш подарков. Акция разделена на этапы, а рандомайзер определяет в общей сложности 79 победителей.
«Реферальную систему для привлечения подписчиков можно дорабатывать под запрос конкретного бренда или бизнеса:1) выстраивать разноуровневые системы — участник получает награды не только за приглашенных друзей, но и за последующие поколения (тех, кто приведен друзьями друзей);2) выдавать награды и пригласившему, и приглашенному — 10% скидки и первому, и второму;3) подключить накопительную систему — через больше рефералов, тем выше скидка на товар или больше бонусов;4) добавлять геймификацию для вовлечения — рулетка удачи, квиз, гадание на ромашке, виш-лист;5) делать реферальную систему, которая сразу дает бонусы (скидки, промокоды), а не шансы на выигрыш.Чат-бот SOKOLOV выдавал ссылки для привлечения рефералов. Но могут быть и другие варианты: выдача промокода (реферального кода) или сканирование QR-кода».
При авторизации пользователя в Телеграм бот для розыгрышей попадают в базу и отображаются в административной панели.
Организатор акции получает:
Через веб-админку маркетолог создает розыгрыш с указанием данных: название, количество победителей, правила участия, дата начала и завершения. Рандомайзер автоматически определяет победителей.
Затем бот направляет участникам информацию:
Кейс SOKOLOV — простой, но эффективный пример, как устроить розыгрыш в Телеграм канале и сделать так, чтобы текущие подписчики генерировали новых. Основной источник трафика — канал в Telegram, где делали анонс и предлагали принять участие. Но реферальную систему с розыгрышем можно масштабировать: использовать посевы, запускать рекламу баннерную рекламу и РСЯ, размещать QR-коды на упаковках.
Ниже полная схема с логикой чат-бота для спецпроекта в Телеграм. Аналогичный сценарий можно реализовать при создании промоактивности в Max, VK или на других площадках. Полная схема для адаптации и использования.
Для запуска реферальной системы в Telegram и проведения розыгрыша нужны:
Функциональность бота. Бот в Телеграм — «точка входа» пользователя. Функциональность бота для акции:
Административная панель. Админ-панель — то, с чем работает маркетолог. Веб-админка в Телеграм содержит несколько модулей:
В ChatLabs рекомендуют при заказе Телеграм-ботов и Mini App заранее продумать сценарий и выбрать нужные модули: статистика, розыгрыш и рандомайзер, регистрация и авторизация пользователя. Аналогично и с ботами для иных платформ — Вконтакте, Макс. На старте рекомендуем внимательно отнестись к ТЗ — техническому заданию на разработку бота или мини-приложения.
При планировании акции в Телеграм компании могут столкнуться с рядом рисков и проблем. Рассказываем, какими они могут быть и как их избежать, чтобы быстро набрать подписчиков для тгк.
Что нужно знать. Требования 152-ФЗ «О персональных данных»: политика обработки персональных данных, пользовательское соглашение, уведомление в РКН.
Чем грозит. Штрафы, репутационные издержки, затраты на юристов.
Как избежать. Ниже представлены основные рекомендации для запуска реф системы и розыгрыша:
В чем дело. Кнопка с обработкой персональных данных — дополнительный этап воронки (хоть и небольшой).
Чем грозит. Пользователи отваливаются на этапе запроса согласия. Падает конверсия в целевое действие, снижается эффективность промоакции.
Как избежать. Определенный процент аудитории все равно будет отваливаться. Но есть способы, как увеличить количество людей, которые пройдут на следующие этапы. В ChatLabs предложили:
В чем дело. Розыгрыши подарков в Телеграме, бесплатные раздачи, беспроигрышные конкурсы, призы за репост — форматы, которые привлекают как лояльную аудиторию, так и новых пользователей. Часть из них никогда не станут покупателями, а участвуют ради подарков.
Чем грозит. Основная проблема — снижение качества аудитории, эффективности спецпроекта. И дело не цели поднять продажи. Как правило, спецпроекты в Телеграм не имеют метрик в покупку: здесь важнее охваты, узнаваемость, приток аудитории. Просто «серийные призоловы» — пользователи, которые рассылают друзьям приглашения и рекламные ссылки по несколько раз в день. От них давно отписались родственники и знакомые, а каждое сообщение воспринимается как спам.
Как избежать. Один из способов — добавить дополнительный этап в воронку. Это могут быть задания:
Например, бренд напитков Lit Energy устраивал акцию «Охота на банки» с розыгрышем автомобилей и квартир. Для участия пользователь должен купить товар в магазине и загрузить чек в Telegram-bot. Бренд мороженого Магнат выдавал скидку 5% на покупку товара. Это примеры механик, как набрать аудиторию и параллельно закрыть задачу повышения продаж. Их легко переносят в другие мессенджеры — MAX, VK.
В чем дело. Поскольку количество приведенных друзей влияет на шансы выигрыша, возникает соблазн обмануть систему. Здесь могут быть разные варианты:
К чему приводит. Урон репутации бренда, боты в канале, неактивная база пользователей, нерелевантные подписчики.
Что делать. В боте SOKOLOV разработчики ChatLabs предусмотрели дополнительный фильтрующий этап — поделиться номером. Если человек делает это, скорее всего, он релевантен.
На этапе согласования проекта стоит обсудить с подрядчиком, каким образом собрать чистую базу (антибот, отсев, верификация). Это позволит получить лояльную аудиторию, с которой сможет работать маркетолог бренда.
В чем дело. Любой конкурс или розыгрыш (если это не беспроигрышная лотерея) подразумевает победителей и тех, кому повезло меньше. Со стороны последних могут появляться вопросы в стиле «все нечестно», «розыгрыш — обман и развод», «победили подставные лица».
К чему приводит. Снижение лояльности, отток аудитории, уменьшение количества участвующих в будущих акциях и спецпроектах, урон репутации бренда.
Что делать. Как правило, вопросы честности возникают при розыгрыше крупных призов: автомобилей, квартир, 10 млн рубей. Снять часть возражений помогают прямые эфиры и шоу с трансляцией розыгрыша. Они же могут выступать инструментом для повышения вовлеченности. Для частых розыгрышей и мелких подарков они менее актуальны.
SOKOLOV при проведении розыгрыша в Телеграм пошел другим путем:
Под постом-анонсом акции важно поддерживать активность и отвечать на типичные вопросы (даже если кажется, что сценарий акции максимально простой и понятный аудитории).
В чем дело. Чат-боты или мини-приложения в Телеграм — это не только бюджет на разработку (условные 300 000–500 000 на оплату подрядчикам) и рекламу промоакции. Часто маркетологи забывают о цене хостинга и дополнительных затратах. Спецпроекты в Telegram — это большой охват. А большой охват требует серьезных мощностей.
К чему приводит. Эффективность промо снижается, подписчик становится слишком дорогим, а использовать спецпроект нецелесообразно: проще работать с Telegram Ads или посевами.
Требования к ресурсам становятся особенно актуальными, когда бренд планирует подключать и обучать нейросети: например, чтобы в рамках спецпроекта участники генерировали изображения или видео с помощью искусственного интеллекта. Чтобы развернуть нейронку, нужны ресурсы. Стоимость мощностей начинается от 150 000 руб. (1x V100 + 4 vCPU + 16 ГБ RAM) и может превышать 600 000 (для 4x V100 + 16 vCPU + 64 ГБ RAM). Модель оплаты pay-as-you-go частично позволяет оптимизировать ресурсы, но на время проведения акции сэкономить не удастся. Иначе у участников просто начнет «отваливаться» или не запускаться бот.
Как исправить. Основные варианты оценить цену целевого действия в Telegram и не потерять в эффективности промо:
На этапе планирования специалисты ChatLabs оценили спецпроект SOKOLOV и рассчитали предварительные затраты на хостинг и поддержку. Было решено запустить «первую волну» спецпроекта на аудитории бренда: через рекламу в Телеграм-канале. Результаты запуска реферальной системы оправдались. Планируется старт «второй волны» промоакции.
В кейсе SOKOLOV использованы механики реферальных ссылок и розыгрыша призов. Сценарий продуман так, что текущие подписчики генерируют новых. Кейс можно масштабировать и запускать рекламу уже на сторонних пользователей. Все способы раскрутить канал и набрать подписчиков в отдельной инструкции.
Результаты чат-бота за 1 месяц акции выглядят таким образом:
По сути, за 1 месяц удалось привлечь 14 442 подписчика, не вкладываясь в рекламу и сторонние источники трафика (используя только канал бренда в Telegram).
Расходы на запуск проекта:
Стоимость подписчика в канал бренда — около 83 руб. (1 200 000 / 14 442).
По данным одного из сервисов аналитики, средняя стоимость привлечения подписчика в Telegram Ads в нише «Мода и красота» на май 2025 — от 2.30 евро (около 214 рублей). В «Продажах» — от 2 евро (186 RUB).
Реферальная система и конкурс с призами — один из вариантов, как набрать новых подписчиков в Телеграм, MAX, Вконтакте. Механика «Приведи друзей» работает на лояльной аудитории и крупных объемах (от 100 000 подписчиков в канале).
Спецпроекты в Telegram (Mini Apps, чат-боты) подходят брендам, которые хотят увеличить охваты, количество подписчиков, узнаваемость. Но можно придумать и внедрить механики, которые напрямую влияют на продажи.
Перед стартом стоит оценить мощности и приблизительный объем, чтобы понять эффективность инструмента. Можно запускать спецпроект в несколько волн: сначала на «своей аудитории» без расходов на рекламу, а затем — с масштабированием и запуском рекламы.
Со стороны заказчика в разработке задействованы маркетинг, бухгалтерия, служба безопасности, дизайнеры, юристы. Со стороны подрядчика — менеджер проектов, бизнес-аналитик, разработчики, DevOps, руководитель проектов.