Как бесплатно раскрутить канал? Реферальная система и розыгрыши, чтобы бесплатно набрать подписчиков в Телеграм, MAX, VK: без рекламы и посевов

2025-08-25 19:57:00 Время чтения 27 мин 2126

В пошаговой инструкции для бизнеса разбираем, как простой бот с реферальной системой и розыгрышем помогает набрать 14 000+ подписчиков в канал. Чек-лист по запуску спецпроекта в Телеграм и советы для организаторов акций! 

Также в ChatLabs создали чек-лист, где собраны типичные ошибки запуска чат-ботов. Скачивайте и используйте для продвижения бизнеса в Telegram!

Что такое спецпроекты и как они помогают раскрутить Telegram-канал

Спецпроекты в Telegram — один из способов, как привлечь подписчиков в Телеграм / MAX / VK и повысить узнаваемость бренда, увеличить охваты. На примере SOKOLOV делимся, как бренду запустить реферальную систему, провести розыгрыш и набрать более 14 000 подписчиков за 1 месяц в связке Телеграм-бот и Телеграм-канал. Механика спецпроекта легко переносится в MAX, VK и на иные платформы. Кстати, в ChatLabs создана инструкция по разработке для ВК.

В рамках digital-спецпроектов можно:

  1. организовать чат-бот чекового промо со сканированием QR-кодов — как в кейсе бренда Lit Energy;
  2. добавить геймификацию и сборку кастомного мороженого — как в Mini App для мороженого Магнат;
  3. подключить систему баллов и турнирную таблицу для соревнования — как в FinTech-игре BrinGold;
  4. внедрить VR-аватары, прогресс, персональные рекомендации — как в приложении психологических практик для Элиры;
  5. разработать игру по принципу «Волк ловит яйца» — как в чат-боте и Mini App бренда Snaq Fabriq;
  6. продумать чековое промо с розыгрышем шикарных призов — как в чат-боте Милкис.

Часто промоакции крупных брендов запускаются в сотрудничестве с ритейлерами и торговыми сетями. Например, когда нужно купить товар в магазине и отсканировать QR-код чека для участия в розыгрыше призов. В таком случае в условиях акции указывают список торговых точек, где можно приобрести товар: Глобус, Ашан, Fix Price, Красное и Белое (КБ), Бристоль, ДВ Невада (Самбери), Самбери, Реми, О’Кей, Квартет Вкусов, Лента, Магнит, Дилан, Пятерочка, ТС Командор. За счет дополнительной информационной поддержки ритейлеров и сетей FMCG можно привлечь внимание аудитории и получить условно бесплатный трафик, чтобы раскрутить бота и провести акцию.

Чат-боты и мини-приложения могут гораздо больше, чем принято считать. Например, в мессенджерах можно создать маркетплейс, открыть интернет-магазин, организовать тендеры для сельхозпродукции, подключить онлайн-консультанта на базе ИИ.

Больше спецпроектов и разбора механик диджитал-спецпроектов на сайте ChatLabs. Также делимся кейсами, механиками и новостями сферы в Телеграм-канале.

Как устроены реферальные системы и розыгрыши в Телеграм, MAX, VK?

Конкурсы и бесплатные розыгрыши подарков в Телеграм — один из видов маркетинговых акций. Как правило, они подходят крупным брендам и ритейлу:

  1. сбыт товаров повседневного спроса (FMCG);
  2. электроника;
  3. косметика и парфюмерия;
  4. ювелирные изделия, аксессуары;
  5. одежда и обувь.

Использовать инструмент могут онлайн-школы и b2b-бизнесы. Реферальный чат-бот с розыгрышем подойдет банкам и финансовым организациям, организаторам конференций и мероприятий, ритейлерам — всем, у кого есть активная аудитория в Telegram и (в идеале) канал взаимодействия с ней.

Основные задачи спецпроектов в Телеграм:

  1. увеличить количество подписчиков (набрать аудиторию), раскрутить канал в Telegram;
  2. привлечь внимание к бренду, увеличить охваты;
  3. поднять активность и вовлеченность аудитории;
  4. добавить в воронку продаж аудиторию для дальнейшего прогрева.

Как правило, у спецпроекта в Телеграм нет прямой цели увеличить продажи. Но в некоторых случаях можно заложить и такие механики, которые напрямую влияют на продажи: например, вознаграждения за покупку товара и отправку чека с QR-кодом. В отдельной инструкции ChatLabs рассказывали, зачем бизнесу Telegram-бот и как внедрить его в онлайн-школу, салон красоты, event-индустрию, стоматологию, медцентр, интернет-магазин.

Как запустить реферальную систему в Телеграм, Вконтакте, Макс?

Для простой маркетинговой акции с реферальной системой нужны:

  1. источник трафика — например, существующий канал с аудиторией в Telegram; 
  2. бот для взаимодействия с участниками (регистрация, выдача реферальной ссылки, проверка) — по рефке пользователь приглашает друзей;
  3. целевой канал — площадка, куда приводим аудиторию.

В кейсе SOKOLOV реферальная система простая. Сценарий подразумевает, что пользователь:

Заходит в Телеграм-бота. Telegram Bot проверяет подписку на канал и предлагает подписаться (если подписки нет). Регистрация в боте дает 1 шанс на выигрыш (Конкурсный Билет).

Делится номером телефона и подписывается на канал SOKOLOV в Телеграм (если не был подписан до этого).

Получает реферальную ссылку для приглашения друзей. Каждый приведенный по рефке пользователь дает +1 шанс. Чем больше рефералов, тем выше шансы выиграть приз.

Каждую неделю (понедельник, среду и пятницу) бренд проводит розыгрыш подарков. Акция разделена на этапы, а рандомайзер определяет в общей сложности 79 победителей.

Владислав Деханд
Руководитель компании ChatLabs по разработке чат-ботов и Mini Apps,  автор Телеграм-канала про IT  
«Реферальную систему для привлечения подписчиков можно дорабатывать под запрос конкретного бренда или бизнеса:
1) выстраивать разноуровневые системы — участник получает награды не только за приглашенных друзей, но и за последующие поколения (тех, кто приведен друзьями друзей);
2) выдавать награды и пригласившему, и приглашенному — 10% скидки и первому, и второму;
3) подключить накопительную систему — через больше рефералов, тем выше скидка на товар или больше бонусов;
4) добавлять геймификацию для вовлечения — рулетка удачи, квиз, гадание на ромашке, виш-лист;
5) делать реферальную систему, которая сразу дает бонусы (скидки, промокоды), а не шансы на выигрыш.
Чат-бот SOKOLOV выдавал ссылки для привлечения рефералов. Но могут быть и другие варианты: выдача промокода (реферального кода) или сканирование QR-кода».

Как сделать розыгрыш в Телеграм, MAX, VK?

При авторизации пользователя в Телеграм бот для розыгрышей попадают в базу и отображаются в административной панели. 

Организатор акции получает:

  1. Telegram ID;
  2. никнейм;
  3. согласие на обработку персональных данных;
  4. номер телефона.

Через веб-админку маркетолог создает розыгрыш с указанием данных: название, количество победителей, правила участия, дата начала и завершения. Рандомайзер автоматически определяет победителей. 

Затем бот направляет участникам информацию:

  1. инструкция по получению приза — тем, кто выиграл;
  2. сообщение о неудаче с мотивацией продолжать участвовать — тем, кому не повезло в этом розыгрыше.

Кейс SOKOLOV — простой, но эффективный пример, как устроить розыгрыш в Телеграм канале и сделать так, чтобы текущие подписчики генерировали новых. Основной источник трафика — канал в Telegram, где делали анонс и предлагали принять участие. Но реферальную систему с розыгрышем можно масштабировать: использовать посевы, запускать рекламу баннерную рекламу и РСЯ, размещать QR-коды на упаковках. 

Ниже полная схема с логикой чат-бота для спецпроекта в Телеграм. Аналогичный сценарий можно реализовать при создании промоактивности в Max, VK или на других площадках. Полная схема для адаптации и использования.

Техническая часть и автоматизация

Для запуска реферальной системы в Telegram и проведения розыгрыша нужны:

  1. бот;
  2. админ-панель.

Функциональность бота. Бот в Телеграм — «точка входа» пользователя. Функциональность бота для акции:

  1. запрашивает согласие на обработку персональных данных;
  2. сохраняет Telegram ID, никнейм и номер телефона (в базу и админ-панель);
  3. проверяет подписку на канал, предлагает подписаться;
  4. генерирует реферальную ссылку, которую пользователь сможет отправлять друзьям;
  5. отображает информацию о количестве рефералов у участника акции;
  6. публикует итоги розыгрыша в Телеграм.

Административная панель. Админ-панель — то, с чем работает маркетолог. Веб-админка в Телеграм содержит несколько модулей:

  1. управление пользователями — просмотр списка пользователей, фильтрация по количеству рефералов, редактирование данных, блокировка;
  2. рассылки — создание и отправка персонализированных и массовых сообщений;
  3. управление розыгрышами — создание, редактирование, удаление, настройка условий участия, запуск определения победителей;
  4. статистика — сведения по количеству зарегистрированных пользователей, активным участникам, привлеченным рефералов, динамике подписок.

В ChatLabs рекомендуют при заказе Телеграм-ботов и Mini App заранее продумать сценарий и выбрать нужные модули: статистика, розыгрыш и рандомайзер, регистрация и авторизация пользователя. Аналогично и с ботами для иных платформ — Вконтакте, Макс. На старте рекомендуем внимательно отнестись к ТЗ — техническому заданию на разработку бота или мини-приложения.

При планировании акции в Телеграм компании могут столкнуться с рядом рисков и проблем. Рассказываем, какими они могут быть и как их избежать, чтобы быстро набрать подписчиков для тгк.

Вопрос №1. Как соблюсти законодательство о персональных данных?

Что нужно знать. Требования 152-ФЗ «О персональных данных»: политика обработки персональных данных, пользовательское соглашение, уведомление в РКН.

Чем грозит. Штрафы, репутационные издержки, затраты на юристов.

Как избежать. Ниже представлены основные рекомендации для запуска реф системы и розыгрыша:

  1. Продумывать пользовательское соглашение с юристами и подрядчиками. Например, в ChatLabs есть юристы, которые или предоставят готовый пакет документов, или согласуют все необходимые документы с юристами бренда. 
  2. Регистрироваться как оператор персональных данных в РКН. В идеале, чтобы и бренд, и подрядчик (особенно есть бот хостится на его мощностях) были зарегистрированы в Роскомнадзоре.
  3. Размещать чат-бота на российском хостинге.
  4. Запрашивать согласие с политикой обработки ПДн и не пропускать дальше, если пользователь отказывается.

Вопрос №2. Что делать, если снижается конверсия из-за запроса согласия на обработку персональных данных?

В чем дело. Кнопка с обработкой персональных данных — дополнительный этап воронки (хоть и небольшой). 

Чем грозит. Пользователи отваливаются на этапе запроса согласия. Падает конверсия в целевое действие, снижается эффективность промоакции.

Как избежать. Определенный процент аудитории все равно будет отваливаться. Но есть способы, как увеличить количество людей, которые пройдут на следующие этапы. В ChatLabs предложили:

  1. Использовать вовлекающие механики и прогревать аудиторию. У бренда SOKOLOV был канал в Телеграм с более 100 000 подписчиков. Акцию анонсировали в Telegram, на сайте бренда и в других каналах коммуникаций. 
  2. Давать выгоду и мотивировать пользователя. В анонсах важно подсветить ключевые преимущества акции: бесплатное участие, минимум условий, интересные подарки, частые розыгрыши. Также мотивирующую часть добавили в сам Телеграм-бот («Что умеет этот бот»).
  3. Подбирать подарки, которые будут интересны разным сегментам. Пользователи должны видеть ценность. В призовом фонде SOKOLOV присутствовали промокоды на скидку, подарочные наборы, смарт-часы, умная колонка, робот-пылесос, наушники, увлажнитель воздуха, мультистайлер и другие.

Вопрос №3. Как поступить, если часть аудитории — «призоловы», которые пришли ради бесплатного розыгрыша?

В чем дело. Розыгрыши подарков в Телеграме, бесплатные раздачи, беспроигрышные конкурсы, призы за репост — форматы, которые привлекают как лояльную аудиторию, так и новых пользователей. Часть из них никогда не станут покупателями, а участвуют ради подарков. 

Чем грозит. Основная проблема — снижение качества аудитории, эффективности спецпроекта. И дело не цели поднять продажи. Как правило, спецпроекты в Телеграм не имеют метрик в покупку: здесь важнее охваты, узнаваемость, приток аудитории. Просто «серийные призоловы» — пользователи, которые рассылают друзьям приглашения и рекламные ссылки по несколько раз в день. От них давно отписались родственники и знакомые, а каждое сообщение воспринимается как спам.

Как избежать. Один из способов — добавить дополнительный этап в воронку. Это могут быть задания:

  1. без выполнения которых участие в акции невозможно;
  2. выполнение которых значительно увеличивает шансы на победу.

Например, бренд напитков Lit Energy устраивал акцию «Охота на банки» с розыгрышем автомобилей и квартир. Для участия пользователь должен купить товар в магазине и загрузить чек в Telegram-bot. Бренд мороженого Магнат выдавал скидку 5% на покупку товара. Это примеры механик, как набрать аудиторию и параллельно закрыть задачу повышения продаж. Их легко переносят в другие мессенджеры — MAX, VK.

Вопрос №4. Как бороться с нарушением условий розыгрыша и акции?

В чем дело. Поскольку количество приведенных друзей влияет на шансы выигрыша, возникает соблазн обмануть систему. Здесь могут быть разные варианты: 

  1. бездумный спам реферальными ссылками по друзьям, форумам, социальным сетям, чатам;
  2. использование сервисов накрутки рефералов в Telegram ботах;
  3. попытки привлечь нерелевантных пользователей (мотив, мотивированный трафик).

К чему приводит. Урон репутации бренда, боты в канале, неактивная база пользователей, нерелевантные подписчики.

Что делать. В боте SOKOLOV разработчики ChatLabs предусмотрели дополнительный фильтрующий этап — поделиться номером. Если человек делает это, скорее всего, он релевантен. 

На этапе согласования проекта стоит обсудить с подрядчиком, каким образом собрать чистую базу (антибот, отсев, верификация). Это позволит получить лояльную аудиторию, с которой сможет работать маркетолог бренда.

Вопрос №5. Как отработать вопросы участников по честности и прозрачности розыгрыша?

В чем дело. Любой конкурс или розыгрыш (если это не беспроигрышная лотерея) подразумевает победителей и тех, кому повезло меньше. Со стороны последних могут появляться вопросы в стиле «все нечестно», «розыгрыш — обман и развод», «победили подставные лица».

К чему приводит. Снижение лояльности, отток аудитории, уменьшение количества участвующих в будущих акциях и спецпроектах, урон репутации бренда.

Что делать. Как правило, вопросы честности возникают при розыгрыше крупных призов: автомобилей, квартир, 10 млн рубей. Снять часть возражений помогают прямые эфиры и шоу с трансляцией розыгрыша. Они же могут выступать инструментом для повышения вовлеченности. Для частых розыгрышей и мелких подарков они менее актуальны.

SOKOLOV при проведении розыгрыша в Телеграм пошел другим путем:

  1. использовать небольшие суммы и подарки (без главных призов в виде квартиры в Москве или премиум-автомобиля);
  2. устраивать частые розыгрыши и разделять акцию на этапы (победителей называли 3 раза в неделю — по понедельникам, средам и пятницам);
  3. определять победителей на основе проверенных систем и алгоритмов (рандомайзер);
  4. публиковать информацию о победителях в боте, Телеграм-канале и иных каналах коммуникации (работает как социальное доказательство).

Под постом-анонсом акции важно поддерживать активность и отвечать на типичные вопросы (даже если кажется, что сценарий акции максимально простой и понятный аудитории). 

Вопрос №6. Как спрогнозировать цену целевого действия в Telegram и рассчитать бюджет акции в Телеграм?

В чем дело. Чат-боты или мини-приложения в Телеграм — это не только бюджет на разработку (условные 300 000–500 000 на оплату подрядчикам) и рекламу промоакции. Часто маркетологи забывают о цене хостинга и дополнительных затратах. Спецпроекты в Telegram — это большой охват. А большой охват требует серьезных мощностей. 

К чему приводит. Эффективность промо снижается, подписчик становится слишком дорогим, а использовать спецпроект нецелесообразно: проще работать с Telegram Ads или посевами. 

Требования к ресурсам становятся особенно актуальными, когда бренд планирует подключать и обучать нейросети: например, чтобы в рамках спецпроекта участники генерировали изображения или видео с помощью искусственного интеллекта. Чтобы развернуть нейронку, нужны ресурсы. Стоимость мощностей начинается от 150 000 руб. (1x V100 + 4 vCPU + 16 ГБ RAM) и может превышать 600 000 (для 4x V100 + 16 vCPU + 64 ГБ RAM). Модель оплаты pay-as-you-go частично позволяет оптимизировать ресурсы, но на время проведения акции сэкономить не удастся. Иначе у участников просто начнет «отваливаться» или не запускаться бот.

Как исправить. Основные варианты оценить цену целевого действия в Telegram и не потерять в эффективности промо:

  1. изучить аналогичные кейсы и рассчитать приблизительный объем (сценарии, интеграции, количество участников и необходимые для этого мощности);
  2. проконсультироваться с разработчиками чат-ботов и Mini Apps Telegram;
  3. запустить версию чат-бота на определенном сегменте аудитории, а затем масштабироваться (если стоимость подписчика оказывается выгоднее по сравнению с другими инструментами).

На этапе планирования специалисты ChatLabs оценили спецпроект SOKOLOV и рассчитали предварительные затраты на хостинг и поддержку. Было решено запустить «первую волну» спецпроекта на аудитории бренда: через рекламу в Телеграм-канале. Результаты запуска реферальной системы оправдались. Планируется старт «второй волны» промоакции.

Коммерческий результат реферальной системы и запуска спецпроекта в Телеграм

В кейсе SOKOLOV использованы механики реферальных ссылок и розыгрыша призов. Сценарий продуман так, что текущие подписчики генерируют новых. Кейс можно масштабировать и запускать рекламу уже на сторонних пользователей. Все способы раскрутить канал и набрать подписчиков в отдельной инструкции.

Результаты чат-бота за 1 месяц акции выглядят таким образом: 

  1. 18 762 — участники, которые выполнили условия (регистрация в боте + подписка на канал в Телеграм);
  2. 14 442 — новые подписчики, которые пришли по реферальным ссылкам.

По сути, за 1 месяц удалось привлечь 14 442 подписчика, не вкладываясь в рекламу и сторонние источники трафика (используя только канал бренда в Telegram). 

Расходы на запуск проекта:

  1. 300 000 рублей — стоимость разработки и поддержки;
  2. около 900 000 руб. — призовой фонд на 79 подарков.

Стоимость подписчика в канал бренда — около 83 руб. (1 200 000 / 14 442).

По данным одного из сервисов аналитики, средняя стоимость привлечения подписчика в Telegram Ads в нише «Мода и красота» на май 2025 — от 2.30 евро (около 214 рублей). В «Продажах» — от 2 евро (186 RUB).

Вывод. Как раскрутить Телеграм-канал с помощью конкурсов и реферальной системы

Реферальная система и конкурс с призами — один из вариантов, как набрать новых подписчиков в Телеграм, MAX, Вконтакте. Механика «Приведи друзей» работает на лояльной аудитории и крупных объемах (от 100 000 подписчиков в канале).

Спецпроекты в Telegram (Mini Apps, чат-боты) подходят брендам, которые хотят увеличить охваты, количество подписчиков, узнаваемость. Но можно придумать и внедрить механики, которые напрямую влияют на продажи.

Перед стартом стоит оценить мощности и приблизительный объем, чтобы понять эффективность инструмента. Можно запускать спецпроект в несколько волн: сначала на «своей аудитории» без расходов на рекламу, а затем — с масштабированием и запуском рекламы.

Чек-лист для маркетолога: как запустить розыгрыш в Телеграм и набрать подписчиков

Со стороны заказчика в разработке задействованы маркетинг, бухгалтерия, служба безопасности, дизайнеры, юристы. Со стороны подрядчика — менеджер проектов, бизнес-аналитик, разработчики, DevOps, руководитель проектов.

  1. Продумать концепцию. Чат-бот или Mini App, какие игровые сценарии используются, на какую аудиторию рассчитаны, какими будут механики против фрода, мотива и обмана.
  2. Составить условия акции, акт приема-передачи приза, соглашение об обработке персональных данных. Разместить на входе в приложение, на сайте (странице) промо, в Телеграм-канале.
  3. Согласовать с бухгалтерией и отделом закупок (снабжения) призы, бюджет, уплату налогов с выигрышей участников.
  4. Отправить уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор (если компания не включена в Реестр операторов).
  5. Подготовить хостинг. Законодательство требует размещать бота или мини-приложение в России. Варианты — в контуре заказчика или в ИТ-инфраструктуре подрядчика.
  6. Продумать прогревающие посты, продающее описание, анонсы розыгрыша. Поставить ТЗ дизайнеру на картинки и фото, SMM — на размещение.
  7. Добавить бота и Телеграм-канал. Сделать анонс в канале + закрепленное сообщение на время акции.
  8. Посчитать результат с учетом расхода на хостинг, оценить стоимость целевого действия, запланировать вторую волну промоакции.