Тендеры — это одновременно шанс и головная боль. Для агентства они могут стать билетом к крупному клиенту, а могут отнять недели жизни и вернуть в ответ сухое «спасибо за участие». Мы в CONTRL за два года успели пройти десятки процедур — от уютных конкурсов до настоящих бюрократических марафонов. Делимся тем, что узнали на собственной шкуре, и рассказываем, как подходить к тендерам так, чтобы сохранить нервы и увеличить шанс на победу.
Дождаться от заказчика ответа на вопрос «Почему он, а не я?!» практически невозможно. И дело даже не в том, что заказчик не глянул вашу работу, а в том, что просто нет времени отвечать всем участникам тендера. Чтобы понять, почему вы не выиграли тендер, необходимо изучить работу победителя: проанализировать их сайт, подачу, стиль. Это может быть неприятно — смотреть на конкурента и думать, что он лучше, — но это база!
Слишком идеального тендера не существует. Если условия тендера вам кажутся слишком сложными, то, скорее всего, он создан под конкретного заказчика. Ни на что не намекая, но мы живём в капиталистическом мире, и кто-то сделает эту работу лучше вас и затратит меньше ресурсов. Поэтому важно разделять: какую-то работу вы в состоянии выполнить, а на какую-то у вас уйдёт большое количество ресурсов, и вы ничего не добьётесь. Просто не тратьте время и ресурсы на такие тендеры.
Заказчик указал точные сроки, но вы не успеваете? Ничего страшного: сроки — не камень, подвинутся. Зачастую сроки — это приблизительные даты, и никто не может гарантировать выполнение работы конкретно в эти дни. Вполне вероятно, что если вы не успеваете, заказчик пойдет вам навстречу и сможет сдвинуть даты. Главное — предупредить об этом как можно скорее.
Вы классные креативщики, но если вы нигде не светитесь, то вы — “невидимки”. Очень часто заказчик не выбирает хорошую работу по той причине, что про агентство ничего неизвестно. Кроме того, заказчик тендера обращает внимание на форму юрлица и наличие сотрудников в штате. Чтобы исправить эту ситуацию, достаточно системно и постоянно раскручивать агентство в интернете: развивать соцсети, выкладывать кейсы, настраивать SEO и так далее.
Рассчитывайте ресурсы. Существуют тендеры, где победит тот, кто предложит минимальную ставку за работу и будет работать в минус, чтобы получить кейс в портфолио. Это абсолютно нормально — каждый с чего-то начинает. Но если вы не хотите работать в минус, сразу рассчитывайте экономику!
Бюрократия — это самое ужасное, что есть в работе. Чтобы не утонуть в рутине бумажной волокиты — выписок, справок, подписей, — назначьте ответственного человека из вашей команды. Либо наймите тендерного специалиста, который возьмет на себя самую скучную часть работы.
Самые “вкусные” тендеры — это те, на которые клиенты приглашают вас сами. Когда вы известны в своей сфере (например, в маркетинге), заказчик сам заинтересован в том, чтобы именно вы сделали для него работу. Поэтому развивайте бренд: не бегайте от одного едва выигранного тендера к другому — лучше, когда с запросом приходят уже к вам.
— Тендер — это не быстрые деньги, а упорная работа не только над проектами заказчика, но и над своим брендом. Не развиваетесь — не зарабатываете.
— Если гнаться за каждым тендером, не получится выполнить ни один. Некоторые тендеры просто невыгодны, и за них не стоит браться.
— Проигранный тендер — не всегда плохо: если ваша работа заняла 2-е или 3-е место, вас запомнили, и в дальнейшем к вам могут обратиться.
Если хотите заглянуть в то, как мы подходим к таким задачам — читайте кейсы на contrl.agency или подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы честно рассказываем о жизни агентств