В 2027 году Лувр, крупнейший музей мира, откроет новый отдел, посвящённый византийскому и восточнохристианскому искусству. Это событие обещает стать важной вехой в музейной истории, но также вызывает вопросы, связанные с культурной политикой, глобализацией и взаимодействием музейных институций с частным капиталом.
Новый отдел займёт 3 тыс. кв. м в Крыле Денона, одном из самых популярных пространств Лувра, и представит около 20 тыс. экспонатов. Это произведения, отражающие более полутора тысяч лет истории и охватывающие территории от Кавказа до Эфиопии, от Балкан до Ближнего Востока. Хронологические рамки — с III века до Лозаннского договора 1923 года — обещают зрителям уникальную возможность понять многогранность византийской цивилизации и её влияние на мировую историю. Предметы будут размещены таким образом, чтобы отразить географическое разнообразие наследия: от икон и мозаик Греции до рукописей Ближнего Востока и древних реликвий Эфиопии, подчёркивая транснациональный характер искусства этой эпохи.
Однако за этим грандиозным проектом стоит непростой контекст. Финансирование нового подразделения частично обеспечено французской судоходной династией Сааде, что вызывает интерес к роли частного капитала в формировании музейной политики. С одной стороны, такие инициативы помогают музеям реализовывать масштабные проекты, на которые, возможно, не хватило бы государственного бюджета. С другой стороны, возникает риск влияния меценатов на выбор тематики и представленных нарративов, что может сместить акцент с научной нейтральности на интересы спонсоров.
Директор проекта Максимильен Дюран, заявив, что Лувр «должен исследовать всю сложность мира», делает акцент на глобальном подходе музея к истории искусства. Однако этот «глобальный подход» нередко критикуется за попытки универсализировать культурное наследие, игнорируя его локальный контекст. Например, будет ли экспозиция учитывать взгляды современных стран, чьи территории связаны с византийским наследием? Готов ли Лувр стать платформой для межкультурного диалога или сосредоточится на западной интерпретации восточного искусства?
Ещё один вызов связан с выбором места — Крыло Денона, где уже находятся шедевры, такие как «Мона Лиза» и «Свадьба в Кане Галилейской». Это стратегическое решение: оно, безусловно, гарантирует высокую посещаемость отдела, но также порождает вопросы о пространственной иерархии внутри музея. Означает ли это, что восточное искусство становится центральной темой музейного повествования, или это лишь способ заполнить существующий пробел?
Новый отдел византийского искусства в Лувре, безусловно, открывает перспективы для изучения восточнохристианской культуры широкой аудиторией. Однако этот проект требует глубокого осмысления его долгосрочного влияния. Он способен стать образцом интеграции локальных культур в глобальный контекст или же подвергнуться критике за редукционизм и западоцентризм.
Лувр, как музей с почти девятимиллионной аудиторией в год, несёт ответственность не только за сохранение культурного наследия, но и за создание условий для диалога между культурами. Удастся ли новому отделу достичь этой цели, покажет только время.
Text by Anna Arutyunova, journalist, lecturer, and art critic.