Переписанная картина Мунка с «загадочной тайной» будет впервые выставлена в Великобритании

2025-03-10 14:46:41 Время чтения 3 мин 1047

Когда мы вспоминаем Эдварда Мунка, перед глазами неизменно встаёт ужасающий крик под багровым небом. Однако за этим образом скрывается другой Мунк — не только летописец одиночества и тревоги, но и наблюдатель человеческих судеб, исследователь личности, обнажающий скрытые эмоции своих моделей.

Edvard Munch’s 1893 portrait of his lawyer friend Thor Lütken has two ethereal figures hidden on his sleeve. Photograph: Private Collection

Выставка Edvard Munch: Portraits в Национальной портретной галерее Лондона предлагает новый взгляд на художника: не только как экспрессиониста, но и как мастера портрета, умевшего заглядывать "за маску" человека. В его работах, будь то строгий профиль сестры Лауры в картине Вечер (1888) или вызывающая насмешка над богемой Карл Йенсен-Хьелль (1885), звучит желание зафиксировать не внешний облик, но внутренний мир человека.

Особый интерес вызывают портреты, в которых Мунк заигрывает с психологией: он пишет промышленника Вальтера Ратенау таким, каким тот себя не ожидал увидеть — уверенным, даже надменным, с пылающим сигаром в руке. Ратенау иронично замечает: «Вот что бывает, когда тебя пишет великий художник — ты становишься собой больше, чем есть на самом деле».

Но, пожалуй, самое удивительное в этой экспозиции — осознание того, что Мунк был не столько затворником, сколько частью динамичной европейской культурной среды. Его окружали интеллектуалы, богема, меценаты, которые не только финансировали его, но и вдохновляли. В этом смысле его портреты — это не просто лица, но следы времени, запечатлённые в кисти гения, сумевшего показать человека таким, каким он остаётся в вечности.

Munch’s artwork Young Girl on a Jetty echoes the ghostly landscape that features in his portrait of Thor Lütken. Photograph: ROBERT/Alamy Stock Vector

Выставка пройдет с 13 марта по 15 июня в Лондоне. Это шанс увидеть Мунка вне образа художника отчаяния и открыть его заново — как тонкого психолога, философа и мастера человеческих историй.

Text by Anna Arutyunova, journalist, lecturer, and art critic.