Когда речь заходит о Британском музее, неизбежно возникает один и тот же вопрос: как долго культурные институции будут игнорировать свое имперское прошлое?
Недавняя новость о том, что ливанская архитектор Лина Готмех возглавит масштабную реконструкцию здания, вновь вскрывает старые раны. СМИ восхищаются ее подходом, сравнивая его с «археологическими раскопками». Но можно ли «раскапывать» здание, игнорируя его содержимое — коллекцию, наполненную артефактами, многие из которых были вывезены из стран их происхождения не самыми этичными методами?
Очевидно, что Британский музей стремится к визуальному обновлению, но не к концептуальному переосмыслению. Его риторика о «голосах будущего» не распространяется на растущие требования о реституции, будь то эфиопские реликвии, мраморы Парфенона или сокровища Бенинского царства. Можно ли говорить об «интеллектуальной трансформации», если ключевые этические вопросы по-прежнему остаются без ответа?
Лина Готмех — безусловно, выдающийся архитектор. Ее проекты демонстрируют тонкое взаимодействие с материалами и окружающей средой. Но что значит быть «археологом» в контексте Британского музея? Раскапывать прошлое — или закапывать неудобную правду? Пока что музей, похоже, выбирает второй вариант.
Будет ли эта реновация сопровождаться столь же радикальным переосмыслением его коллекции? Или нас ждет лишь изящная новая оболочка для тех же старых проблем? До 2026 года у нас еще есть время узнать ответ.
Text by Anna Arutyunova, journalist, lecturer, and art critic.