Начиная с 2024 года YouTube в России столкнулся с замедлением, которое повлияло на показатели просмотров контента. При этом в сфере коротких видео в разных соцсетях (Instagram*, ВКонтакте и YouTube) за период с 2022 по 2024 годы наблюдались как рост интереса аудитории, так и заметные изменения жанровых предпочтений. В этой статье рассмотрим, как именно замедление сказалось на YouTube и как при этом трансформировалась структура коротких роликов в трёх популярных сервисах.
* Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена.
Исследование каналов YouTube показало, что в январе 2025 года наблюдались ощутимые потери в охватах:
При этом динамика по каждому формату складывалась по-разному. Так по Shorts спад каждый месяц нарастал, в то время как в охватах горизонтальных видео наблюдались скачки. Например, в ноябре медианные просмотры почти вернулись к «докризисному» уровню. Это может быть связано с тем, что у некоторых пользователей в России в ноябре снова появился доступ к YouTube без ограничений.
Аналогично оценили и объём опубликованного контента. Оказалось, что в декабре 2024-го видео стали публиковать реже. Так горизонтальных роликов было опубликовано на 1,87% меньше, а Shorts на — 16,22% в сравнении с периодом до замедления.
Пока пользователи YouTube сталкивались с техническими ограничениями, короткие ролики в Instagram (Reels), ВКонтакте (Clips) и самом YouTube (Shorts) продолжали набирать популярность и меняли структуру по жанрам.
По данным за три года (2022–2024), главные жанры в Reels остаются неизменными: Семья, Еда, Lifestyle, Красота и Стиль. Их доля в сумме просмотров почти не изменилась, что говорит о стабильности предпочтений пользователей. За этот период совокупные просмотры Reels выросли почти в 4 раза (на 363%). Причём основной рост пришёлся на 2023 год. Рост произошел за счет того, что авторы стали публиковать больше Reels. Формат оказался востребованным у аудитории, что подтверждается ростом числа просмотров на один Reels.
У Clips наиболее популярные жанры — Юмор, Семья, Еда, Искусство и Кино. При этом структура менялась наиболее динамично:
Таким образом, VK Клипы стали более разнообразны по тематике. Общее увеличение совокупных просмотров Clips составило за три года 37%. Рост затронул практически все жанры, но самый быстрый прирост замечен в категориях Искусство и Кино.
В YouTube Shorts также лидируют Юмор, Семья, Искусство, Кино и Еда, что во многом напоминает структуру ВКонтакте. При этом:
Однако общее число просмотров Shorts в 2024 году снизилось на 44% по сравнению с 2023 годом, хотя ранее, с 2022 по 2023 год, наблюдался рост на 38%. Спад коснулся всех топовых жанров, но наименьшее снижение просмотров отмечено у автомобильной тематики (минус 22%).
Замедление YouTube в 2024 году привело к заметному сокращению охватов и просмотров в Shorts и, в меньшей степени, в традиционных горизонтальных видео. Это не только подорвало рост, но и отразилось на объёмах самого контента, который авторы выпускают на платформе. В то же время, в мире коротких роликов (Reels, Clips, Shorts) за последние три года стали очевидны отличия в развитии жанров: если Instagram сохраняет стабильную структуру, а в YouTube изменения плавны, то ВКонтакте претерпевает значительные сдвиги в сторону более разнообразного контента.
Таким образом, на российском рынке коротких видео с 2022 по 2024 год одновременно происходили два процесса:
Наиболее впечатляющий рост зафиксирован у Instagram Reels, где аудитория и авторы продолжают активно осваивать формат. ВКонтакте Clips становится всё более многожанровым сервисом, а YouTube Shorts — несмотря на начальный подъём — в 2024 году столкнулся с сильным спадом просмотров, во многом обусловленным замедлением самого YouTube в России.
Помочь с адаптацией вам может наша платформа. Вы сможете находить новых блогеров с подходящей целевой аудиторией, оценивать статистику просмотров, видеть ссылки на все соц.сети блогеров, оценивать пересечения и отслеживать рекламную активность конкурентов. Если вы хотите использовать наши инструменты, чтобы продолжать эффективно работать в YouTube, наша команда всегда готова вам помочь.