Глобальный сдвиг в просмотрах коротких видео. Кто же выиграет гонку форматов на фоне критического падения охватов в YouTube Shorts?

2025-02-05 19:25:08 Время чтения 10 мин 3669

Начиная с 2024 года YouTube в России столкнулся с замедлением, которое повлияло на показатели просмотров контента. При этом в сфере коротких видео в разных соцсетях (Instagram*, ВКонтакте и YouTube) за период с 2022 по 2024 годы наблюдались как рост интереса аудитории, так и заметные изменения жанровых предпочтений. В этой статье рассмотрим, как именно замедление сказалось на YouTube и как при этом трансформировалась структура коротких роликов в трёх популярных сервисах.

* Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена.

Влияние замедления YouTube на просмотры

Существенные потери в охватах

Исследование каналов YouTube показало, что в январе 2025 года наблюдались ощутимые потери в охватах:

  1. Медианные просмотры Shorts упали на - 43,58% 
  2. Для горизонтальных видео потери в январе составили -16,38%, интересно, что еще в декабре потери составляли - 8,41%

При этом динамика по каждому формату складывалась по-разному. Так по Shorts спад каждый месяц нарастал, в то время как в охватах горизонтальных видео наблюдались скачки. Например, в ноябре медианные просмотры почти вернулись к «докризисному» уровню. Это может быть связано с тем, что у некоторых пользователей в России в ноябре снова появился доступ к YouTube без ограничений.

Потери охватов YouTube 2024 год

Как считали

  1. Взяли около 48 тысяч YouTube-каналов, по которым у нас есть статистика о размещении контента в 2023 и 2024 годах.
  2. Определили, сколько видео и Shorts опубликовал каждый канал с июля по декабрь (помесячно) в 2023 и 2024 годах, и зафиксировали общее число просмотров такого контента.
  3. Учитывали статистику через девять дней после окончания месяца — так каждый ролик в любом месяце получал одинаковый «запас» времени для сбора аудитории.
  4. Посчитали медианные просмотры на одну единицу контента по отдельности для Shorts и горизонтальных видео за каждый месяц, начиная с августа и сравнивая эти значения с июлем (последним месяцем до замедления).
  5. Чтобы спрогнозировать сценарий «без замедления», мы предположили, что динамика в 2024 году должна была повторить тенденции прошлого года, и на основании данных 2023-го спрогнозировали медианные просмотры на период с августа по декабрь в 2024-м.
  6. Рассчитали потери в охватах от замедления, сопоставили фактические медианные просмотры с прогнозными значениями и оценили разницу между ними — именно она показала, насколько сильно сказалось замедление на итоговых результатах. 

Аналогично оценили и объём опубликованного контента. Оказалось, что в декабре 2024-го видео стали публиковать реже. Так горизонтальных роликов было опубликовано на 1,87% меньше, а Shorts на — 16,22% в сравнении с периодом до замедления.

Динамика жанровых предпочтений в коротких видео (2022–2024)

Пока пользователи YouTube сталкивались с техническими ограничениями, короткие ролики в Instagram (Reels), ВКонтакте (Clips) и самом YouTube (Shorts) продолжали набирать популярность и меняли структуру по жанрам.

Instagram (Reels)

По данным за три года (2022–2024), главные жанры в Reels остаются неизменными: Семья, Еда, Lifestyle, Красота и Стиль. Их доля в сумме просмотров почти не изменилась, что говорит о стабильности предпочтений пользователей. За этот период совокупные просмотры Reels выросли почти в 4 раза (на 363%). Причём основной рост пришёлся на 2023 год. Рост произошел за счет того, что авторы стали публиковать больше Reels. Формат оказался востребованным у аудитории, что подтверждается ростом числа просмотров на один Reels.

Данные по Instagram (Reels)

ВКонтакте (Clips)

У Clips наиболее популярные жанры — Юмор, Семья, Еда, Искусство и Кино. При этом структура менялась наиболее динамично:

  1. Доля юмора уменьшилась на 19 п.п. — с 43% в 2022 году до 24% в 2024-м
  2. Семья, Еда, Искусство и Кино подросли.

Таким образом, VK Клипы стали более разнообразны по тематике. Общее увеличение совокупных просмотров Clips составило за три года 37%. Рост затронул практически все жанры, но самый быстрый прирост замечен в категориях Искусство и Кино.

Данные по ВКонтакте (Clips)

YouTube (Shorts)

В YouTube Shorts также лидируют Юмор, Семья, Искусство, Кино и Еда, что во многом напоминает структуру ВКонтакте. При этом:

  1. Доля жанра Юмор с 2022 по 2024 год уменьшилась всего на 4 п.п. — с 22% до 18%.
  2. Жанры Кино и Искусство, напротив, выросли на 3 п.п.

Однако общее число просмотров Shorts в 2024 году снизилось на 44% по сравнению с 2023 годом, хотя ранее, с 2022 по 2023 год, наблюдался рост на 38%. Спад коснулся всех топовых жанров, но наименьшее снижение просмотров отмечено у автомобильной тематики (минус 22%).

Данные по YouTube (Shorts)

Как считали

  1. Проанализировали текстовые описания коротких видео в Instagram, YouTube и ВКонтакте, доступные на платформе WIB, и выделили наиболее часто встречающиеся в них слова-триггеры.
  2. Определили, с какими жанрами связаны эти слова, чтобы понять, к какой тематике можно отнести каждый ролик.
  3. Классифицировали короткие ролики на жанры, учитывая, что один ролик может одновременно относиться к нескольким жанрам. При этом в итоговых расчётах рассматривались только видео, у которых число жанров не превышало трёх.
  4. Посчитали суммарное количество просмотров, которое набирает контент по каждому жанру.
  5. Рассчитали долю этих просмотров от общего объёма, получив картину того, какие тематические направления наиболее востребованы у аудитории.

Итоги

Замедление YouTube в 2024 году привело к заметному сокращению охватов и просмотров в Shorts и, в меньшей степени, в традиционных горизонтальных видео. Это не только подорвало рост, но и отразилось на объёмах самого контента, который авторы выпускают на платформе. В то же время, в мире коротких роликов (Reels, Clips, Shorts) за последние три года стали очевидны отличия в развитии жанров: если Instagram сохраняет стабильную структуру, а в YouTube изменения плавны, то ВКонтакте претерпевает значительные сдвиги в сторону более разнообразного контента.

Таким образом, на российском рынке коротких видео с 2022 по 2024 год одновременно происходили два процесса: 

  1. изменение пользовательских предпочтений,
  2. влияние технических ограничений на отдельные платформы. 

Наиболее впечатляющий рост зафиксирован у Instagram Reels, где аудитория и авторы продолжают активно осваивать формат. ВКонтакте Clips становится всё более многожанровым сервисом, а YouTube Shorts — несмотря на начальный подъём — в 2024 году столкнулся с сильным спадом просмотров, во многом обусловленным замедлением самого YouTube в России.

Будущее коротких видео — наши прогнозы. Кто рискует проиграть гонку?

  1. Если замедление в России продолжится, Shorts рискуют потерять ещё 10–15% аудитории к середине 2025 года. Авторы, которые ощутили резкое падение просмотров, могут начать массово переходить на иные платформы — прежде всего в Reels и Clips, где охваты растут.
  2. При сохранении текущих темпов роста Reels в 2024–2025 годах может стать безоговорочным лидером по вовлечённости в коротком формате. Повышенная стабильность жанров и готовность аудитории к экспериментам с новым контентом будут и дальше стимулировать многократный рост просмотров.
  3. Диверсификация тем — уже не просто тенденция, а стратегический вектор развития VK. Если руководство продолжит поддерживать креаторов и развивать инструменты монетизации, доля юмора в Clips продолжит сокращаться, а на передний план выйдут «образовательные» и «хобби» -жанры.
  4. Сокращение доли юмора и рост направлений «Кино» и «Искусство» в Reels, Clips и Shorts — лишь начало. Можно ожидать всплеска популярности нишевых тематик вроде психологии, спорта и финансовых лайфхаков. Пользователи всё чаще хотят получать «быструю пользу» от коротких видео.

Помочь с адаптацией вам может наша платформа. Вы сможете находить новых блогеров с подходящей целевой аудиторией, оценивать статистику просмотров, видеть ссылки на все соц.сети блогеров, оценивать пересечения и отслеживать рекламную активность конкурентов. Если вы хотите использовать наши инструменты, чтобы продолжать эффективно работать в YouTube, наша команда всегда готова вам помочь.