Если вас поразило появление гуманоидных роботов на ежегодном гала-концерте в честь китайского Нового года, то для жителей Китая это уже давно стало обыденностью. Китайцы привыкли к искусственному интеллекту в повседневности, тем более, что в их телефонах давно существуют виртуальные инфлюенсеры – цифровые персонажи, максимально приближенные к образам реальных людей.
Виртуальные инфлюенсеры способны не просто общаться, но и вызывать эмоции. Они уже давно стали не просто частью цифровой культуры, а маркетинговым инструментом, который используется во многих сферах – от онлайн-торговли до клиентского сервиса. Но главное – они оказывают влияние на сферу инфлюенс-маркетинга, становясь новым инструментом для брендов, стремящихся покорить китайский рынок.
Разберемся, как пробежать по лезвию этой индустрии и не сорваться в пропасть.
История виртуальных инфлюенсеров началась в 1998 году, когда Южная Корея представила первого цифрового поп-айдола по имени Адам. Несмотря на примитивную графику, он продал более 200 000 копий своих альбомов. В Японии в 2018 году появилась Imma — виртуальная модель с розовыми волосами, которая быстро завоевала мир моды и начала сотрудничать с такими брендами, как Dior и Bulgari.
Китай присоединился к тренду более 10 лет назад. Первым знаковым персонажем стала Luo Tianyi, виртуальная певица, созданная в 2012 году с использованием технологии Vocaloid. Ее популярность проложила путь для новых виртуальных персонажей, включая Poka Poka, AI-инфлюенсера Aimee от Tmall и множество других. Сегодня виртуальные персонажи стали неотъемлемой частью китайской медиасферы
Разработка цифровых инфлюенсеров — это сложный процесс, включающий работу художников, программистов и инженеров. Они создают внешний вид, характер, голос и поведение персонажа, а агентства затем занимаются их продвижением. Виртуальные инфлюенсеры ведут аккаунты в соцсетях, заключают рекламные контракты и взаимодействуют с подписчиками, словно настоящие знаменитости. Заработок от виртуальных инфлюенсеров обычно распределяется между теми, кто владеет правами на персонажа (IP-правообладатели), кто управляет инфлюенсером (агентства/продюсеры) и кто отвечает за техническую реализацию (разработчики).
Виртуальные инфлюенсеры – это чистый лист, позволяющий брендам полностью контролировать их образ и личность, идеально подстраивая под целевую аудиторию. В отличие от реальных инфлюенсеров, они не стареют, не меняют свой стиль и не попадают в скандалы, что особенно важно для китайского рынка, где репутация бренда играет ключевую роль.
Хотя создание виртуального инфлюенсера требует больших вложений на начальном этапе, в долгосрочной перспективе оно выгоднее традиционных рекламных кампаний с участием знаменитостей. Виртуальные инфлюенсеры могут работать 24/7, вести стримы и общаться с подписчиками без дополнительных затрат на перелеты, гонорары и логистику. Их способность взаимодействовать с аудиторией на нескольких платформах одновременно делает их универсальным инструментом для брендов.
Цифровые знаменитости часто становятся амбассадорами люксовых брендов: они привлекают молодую аудиторию и создают футуристичный образ брендов. Например, Ling сотрудничает с Bulgari и Tesla, а Ayayi стала лицом таких марок, как Bvlgari, Tissot и Louis Vuitton.
В сфере моды влияние виртуальных инфлюенсеров не меньше, и их образы часто украшают рекламные кампании и онлайн-подиумы. В отличие от человеческих моделей, виртуальным моделям подойдет любая одежда, они могут позировать в невозможных позах и соответствовать разнообразной эстетике. Фотографии с ними часто украшают рекламные кампании и онлайн-подиумы.
Виртуальные ведущие стримов или шопинг-событий на площадках e-commerce позволяют брендам значительно снизить затраты на маркетинг. Они способны вести трансляции, предлагать персонализированные рекомендации товаров и взаимодействовать с аудиторией практически круглосуточно. В 2021 году рынок виртуальных ведущих оценивался в 300 миллионов юаней, а к 2024 году прогнозируется его рост до 2,5 миллиардов юаней.
Китайские зумеры, которые раньше просили деньги у родителей, выросли и могут позволить себе не только дорогостоящие компьютерные игры, но и тяжелый люкс. Теперь они — целевая аудитория крупных международных брендов.
Виртуальные инфлюенсеры активно взаимодействуют с геймерами через прямые трансляции и участвуют в игровых событиях. Например, популярные виртуальные айдолы из мобильной игры «Honor of Kings» часто общаются с фанатами через прямые эфиры в социальных сетях.
Благодаря способности говорить на нескольких языках и адаптироваться к различным культурным контекстам, виртуальные инфлюенсеры предлагают брендам уникальные способы взаимодействия с аудиторией. Их глобальная привлекательность и большое количество поклонников имеют решающее значение для брендов, стремящихся повысить свою узнаваемость в международном масштабе.
Однако, несмотря на все преимущества, существуют и препятствия: высокие затраты на создание; правовые вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью; необходимость соблюдения этических норм. Тем не менее, бренды, которые сумеют правильно интегрировать виртуальных инфлюенсеров в свои маркетинговые стратегии, получат уникальное конкурентное преимущество.
Остается только гадать, что предложит индустрия робототехники Китая, если в будущем она сумеет соединить гуманоидных роботов и эмоциональный интеллект виртуальных инфлюенсеров…