Первый барбершоп TOPGUN открылся в 2014 году в Туле. Мы начали раскачивать бренд, увидев голубой океан возможностей, который никем не знаят. Тогда в Москве была небольшая сеть, около шести барбершопов. Конечно, никто не верил, что в Туле за тысячу рублей будут стричься мужчины, которые раньше стриглись за 300 рублей. Но мы прокачали барберов, набрали классный персонал — и через пару месяцев уже продали первую франшизу. Где-то через полгода был открыт барбершоп в Москве.
Первый толчок к развитию индустрии мы дали в 2017 году, когда провели грандиозное барбершоу — пошумели на весь рынок! Но нашей целью было показать рынку, что такое барберинг вообще: привезли звёзд из Америки, Европы. Было, по-моему, шесть у нас ключевых спикеров, привезли кучу разных услуг. Мы показали рынку, как много денег в этой индустрии, сколько в ней можно зарабатывать. После этого как раз стали появляться другие сети, развиваться франшизы. Второй толчок был в пандемию, когда мастера ещё больше поверили в себя, начав больше работать дома и больше зарабатывать. После пандемии они стали открывать свои точки-ноунеймы.
Но каждая ли из них может назвать себя барбершопом?
Сервис и качество. Понятно, что везде примерно одинаково стригут, но мужчина приходит в барбершоп за определённым набором услуг, за комфортом. Это некая культура общения, статус. Раньше был стереотип: барбершоп только для тех, у кого есть борода. На самом деле это не так. Но всё равно это не обычная парикмахерская, где стригут шариком. Барбершоп — это другой подход, другой образ.
Мужчина, который зашёл в барбершоп в первый раз, выходит оттуда совсем другим человеком — преображенным, брутальным, стильным.
Поэтому мы помогаем набрать правильную команду, с которой партнёр будет запускать свой барбершоп. Она будет обучена определенной культуре оказания услуг и технике стрижек: есть подробный регламент, там прописано что, зачем и как нужно делать, какой косметикой.
Прим. ред. — цитата Алексея Локонцева: «Заботиться о своей внешности должен каждый, но в нашей концепции ухода за собой нет места женщинам и женственности, барбершоп — это сугубо мужская история. <…> Наше заведение — это цирюльня в классическом старомодном смысле слова, куда слабому полу с его болтовнёй о тряпках и сопливых сериалах вход закрыт. Гендерное равенство и половая политкорректность здесь посланы куда подальше».
Да, изначально была концепция, что стригут только ребята. Мастер — мужчина, клиент — мужчина. Но потом мы стали получать обратную связь от клиентов, и некоторые не хотят, чтобы ему мужик мыл голову. Бывают и такие стереотипы.
А некоторые, наоборот, не хотят стричься у девчонки, потому что «Как она может лицо мне побрить, если она себе лицо не бреет?».
И поэтому мы немного изменили концепцию. Сейчас — в идеальной парадигме — если барбершоп на четыре кресла, то это три мальчика и одна девочка. Чтобы у клиента всегда был выбор. Администраторы всегда были девчонки: на пороге тебя должна встретить красивая, милая, улыбающаяся девушка.
В Европе есть барбершопы, куда вообще не пускают женщин: там вообще чуть-чуть другая культура услуг и сервиса. Там до сих пор не везде есть программа записи. Наш потребитель всё-таки уже избалован сервисом, удобством: в три клика мы платить не хотим, должен быть выбор, к какому мастеру ты пойдёшь. То есть — «Я хочу стричься у девчонки, значит, я иду стричься к девчонке».
Есть девчонки, которые очень круто и стригут, и делают обалденный массаж головы. А если мужчине нужно какое-то место без женщины, он это найдёт не в барбершопе. Мы уже давно ушли от концепции, что барбершоп — исключительно территория мужчин и только для мужчин. Кто, как не женщина, знает, как лучше подсказать, подобрать образ для мужчины? Я больше скажу: у нас в управляющей компании одни девчонки! Мальчишки — несколько программистов и на складе.
Всем этим мужским брендом, мужским миром и мужской концепцией управляют девчонки.
TOPGUN уже сформировал такую репутацию и имя на рынке, что у нас проблем с барберами нет — если мы говорим про крупные города. Если есть города, где нет ещё TOPGUN, но уже есть барбершопы — супер, значит, мы знаем, где брать кадры. Со своей стороны мы всегда отправляем преподавателя, который отберёт кандидатов и обучит их нашему мастерству, нашему уровню.
Дефицит кадров есть всегда. Но сейчас он не такой, как пять-шесть лет назад, потому что рынок уже раскачен, имя стало ещё круче. Практически каждый барбер хочет работать в TOPGUN, потому что у нас крутая система мотивации: есть процент за выход, есть KPI, дивиденды, которые мы выплачиваем за выслугу лет, мероприятия.
Прим. ред. — владельца сети барбершопов TOPGUN Алексея Локонцева раскритиковали за оскорбление мужчины, который хотел выбрать пробор. Бизнесмен назвал посетителя парикмахерской «петухом», подчеркнув, что сотрудники сети разбираются в трендах, но многие комментаторы уверены, что создатель франшизы завидует густым волосам клиентов.
В нашей сети проборы запрещены. Кто и зачем изначально придумал проборы? Их делают афроамериканцы, у них жёсткие волосы и их много, поэтому они выбривают такую тоненькую полосочку, как у нас естественный пробор. И у них кожа чёрная, и когда пробор отрастает, то его не видно. А если светлокожий мужчина делает себе такой пробор, что у него будет на голове через три дня? Появляются пенёчки, они начинают отрастать, он приходит через неделю в барбершоп и говорит: «Блин, у меня уже отросло, мне надо ещё». Барбер соглашается, но с каждым разом пробор становится всё шире и шире. Мы считаем, что это некрасиво. От нас мужчина должен всегда выходить брутальным красавцем.
Мы задаем стиль и моду на рынке, обучаем своих мастеров так, чтобы стрижка носилась потом, когда ты придёшь домой, помоешь голову или через пару дней, когда волосы начинают отрастать.
Мы очень справедливая, честная, открытая франшиза. У нас в договоре прописаны штрафы за выход, но мы никогда не применяем этот пункт, всегда договариваемся. Но когда с нами ведут себя не по-партнёрски, отвечаем.
Мы расставались с одним из наших франчайзи с одним TOPGUN. И он решил подготовить другого партнёра — с четырьмя успешными точками — объединиться. Они создали какую-то свою сетку, переименовались и пытались работать. Но, к их сожалению и нашему счастью, они забыли отключить нас от CRM, и мы наблюдали, как эти точки уходят на пике. Если везде мы видим ежемесячные приросты, то тут был откат на 15-20%. Поулыбались, понаблюдали — и потом, конечно же, наказали: по итогам проверок у них было много нарушений, мы их оштрафовали. Сейчас они продают эти точки обратно нам.
Смотреть нас можно на YouTube, Rutube, Вконтакте, в Дзене и NUUM
Слушать нас можно на Яндекс Музыке и саундстрим
Читать нас можно на нашем портале BusySpace и в телеграм-канале