Как написать сценарий для видео на YouTube

2024-10-17 09:44:15 Время чтения 13 мин 510

5 лайфхаков для новичков.

Привет! На связи КОМРЕДА. Рассказываем о пяти приёмах, которые помогут написать сценарий для любого ролика. Гайд универсальный, в нём нет нюансов драматургии. Это скорее базовая методичка, которая поможет начинающим авторам писать быстрее.

Учитывайте особенности алгоритмов YouTube

Алгоритмы рекомендаций нужны для того, чтобы пользователю всегда было что посмотреть. Они следят за тем, что человек лайкает, комментирует и смотрит, а потом предлагают контент, который похож на тот, что понравился раньше.

Для сценариста важно дружить с алгоритмами, чтобы создавать виральный контент. А дальше — топы выдачи, слава, фанаты, ну и по списку.

На что обратить внимание в сценарии.

Хронометраж. Ребята из агентства Backlinko подсчитали, что топовые видео на главной странице YouTube длятся в среднем 14 минут 50 секунд. Поэтому новичкам лучше не уходить в часовые документалки, а ориентироваться на 15 минут.

Интро. Youtube советует делать интро продолжительностью не больше 15 секунд, оно должно быть коротким, без скрытых смыслов и сложных креативов. Ваша задача — зацепить зрителя, поэтому лучше начать с открывающего тезиса либо вопроса, чтобы зритель захотел получить ответ в видео.

Большинство смотрит ролик в autoplay без звука, поэтому в первые секунды должно быть максимум визуализации. Добавляйте на экран ключевые слова, главную мысль, иллюстрации, инфографику.

Панчин цепляет зрителей провокационным началом: «Оргазм — это мощный луч из космоса»

Вовлечение. Это когда зритель выполняет какие-то действия: ставит лайк, коментит, отправляет видео другу. По количеству взаимодействий алгоритмы понимают, что ролик нравится аудитории, и продвигают его. Поэтому ещё на этапе сценария важно включать call-to-action, или призыв к действию.

Важно, чтобы ролик человеку откликался и призыв к действию был органичным, тогда вы соберёте реакции. В противном случае придётся просить стандартное блогерское — «лайк, подписка, колокольчик».

Органично — это когда вы пишете о болях целевой аудитории и потом говорите: «Лайк, если было». И зритель по ту сторону экрана думает: «Это же реально про меня!! Лайк, ещё и другу скину».

Слишком прямолинейно: «Подписывайтесь, ставьте лайк..»
На 3:24 вместо простого призыва к действию — интерактив: блогер предлагает угадать количество страниц в книге. Одобряем

Работайте в связке с монтажёром и оператором

Оператор и монтажёр не умеют читать мысли. Поэтому если у вас в голове появилась гениальная идея для визуалов, оставляйте подробные описания и прикрепляйте референсы — примеры похожих изображений или видео. Потому что показать всегда лучше, чем рассказать. Иногда сценаристы даже рисуют раскадровки сами — схематично набрасывают, что и как будет расположено в кадре.

Слушайте обратную связь. Бывает так, что сценарист придумал полезную инфографику, стильные переходы, идеально прописал ТЗ, прикрепил референсы, прислал это монтажёру — а он сказал, что у проекта нет ресурсов на такой сложный монтаж или же сделать это можно, но здесь работы на два месяца, а выход ролика уже через три дня.

Общайтесь с коллегами, они подскажут, какие из ваших идей будут смотреться хорошо, а какие не очень; что можно реализовать, а что слишком трудно и дорого. Со временем вы станете слаженной контент-машиной по производству крутых видосов.

Меньше инфостиля

Инфостиль идеально подходит, когда нужно быстро и точно донести смысл. Это работает почти во всех текстовых форматах: посты, статьи, лендинги, объявления.

Со сценариями труднее: кажется, что вы пишете — а значит, это текстовый формат; но в реальности это ближе к живому разговору. А в живых разговорах люди привыкли к междометиям, вставкам, юмору. В общем, смысл доносить нужно, но не увлекайтесь охотой на каждый лишний оборот или междометие.

Ролик от ЧБМПТБНП: максимально простое и живое обсуждение сложной темы

Чтобы проверить, получился ли сценарий для видео живым, соберите людей и предложите почитать текст по ролям — тогда вы услышите, как звучит текст. Если получилось сухо и появилось впечатление, что вы читаете «Пиши. Сокращай» по ролям, лучше переписать.

Второй плюс от чтения вслух — вы понимаете ритм текста. Это помогает поправить длину предложений и расставить акценты.

Показывайте, а не рассказывайте

Это полезно даже для статей — а в видеоформате сам бог велел. Вместо того чтобы рассказывать о персонаже, его эмоциях, локации, нужно показывать.

Визуализация цепляет сильнее: наш мозг воспринимает визуальный контент в 60 тысяч раз быстрее, чем любой другой. Поэтому лучше увидеть место, где живёт персонаж, чем услышать длинный рассказ о нём. Так же работает с инфографикой: показывайте цифры на экране, выносите важные даты, имена, карты местности.

Только помните, что если за раз показать на экране все визуалы, то зритель ничего не запомнит. Новые элементы должны появляться постепенно, в идеале — вместе со словами диктора.

Здесь хорошо всё. Визуализация — кул, структура — кул, начинка — кул

Когда вы визуализируете действия, монтаж становится динамичнее, а за динамичной картинкой приятнее наблюдать.

Создавайте сюжеты

Об этом хорошо сказал Ильяхов: «Истории лучше, чем натюрморты». Чтобы сделать сценарий живым, попробуйте рассказать зрителю историю о персонаже или событии. Даже обзор техники можно превратить в классный сюжет, сравните две идеи для видео.

Держать интерес по ходу сюжета поможет классическая схема: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, вывод.

На примере обзора смартфонов.

Экспозиция. Потратил миллион и купил 5 смартфонов. Месяц я буду пользоваться сразу пятью устройствами, чтобы найти лучший вариант.

Завязка. Тестирую телефоны в городе. Попал под дождь, один телефон умер — остальные бодрячком! Завтра в офисе проверим их на рабочих задачах.

Кульминация. Выделил двух лидеров, на выходных возьму их в поездку в горы — будем снимать закат, звёздное небо, а заодно проверим автономность батареи.

Развязка. Телефон X дольше всех держал заряд, выдержал падение с высоты и лучше справился с ночной съёмкой.

Вывод. Вот мой топ после реального использования.

Второй нюанс — нужно постоянно поддерживать внимание зрителя. В этом помогают мемы — так зумеры не отвлекаются на ТикТок — и постепенное раскрытие информации.

Постепенное раскрытие информации — это когда в начале непонятно, какой телефон переживёт месяц испытаний. В идеале каждый отдельный кусочек схемы «экспозиция, завязка, кульминация, развязка, вывод» содержит в себе ту же схему и выглядит как отдельный мини-ролик.

Как в экспозиции можно спрятать ту же схему.

Экспозиция. Автор рассказывает, что у него есть план проверить телефоны, чтобы показать зрителям лучший флагман в 2024 году.

Завязка. На это он потратил миллион рублей и купил пять телефонов.

Кульминация. Вот наши пять моделей с характеристиками.

Развязка. Пока что ставлю на телефон Х, потому что…

Вывод. А теперь пойдём проверять, как оно на самом деле.

Получается такой фрактал, который держит внимание на каждом участке ролика.

Все 5 лайфхаков кратко

Повторим, если к концу статьи уже забыли.

Учитывайте алгоритмы. Интро, call-to-action, хронометрах — на этапе сценария закладывайте нюансы, которые влияют на продвижение ролика площадкой.

Работайте в связке с монтажёром и оператором. Делитесь с командой идеями, обязательно пишите ТЗ и показывайте примеры.

Не перебарщивайте с инфостилем. Ильяхов крутой, но в живых разговорах инфостиль звучит сухо. Берите основную идею инфостиля — доносить смысл, — но не убирайте каждое местоимение или междометие из текста.

Визуализируйте. Лучше один раз показать, чем 20 минут ролика объяснять словами. Визуалы делают видео понятнее и динамичнее.

Создавайте сюжеты. Зрителю интересно наблюдать за развитием истории: старайтесь погрузить его в сюжет, чтобы он досмотрел ролик до конца.


Если хотите сценарий, который будет держать зрителя до конца — приходите в агентство контент-маркетинга КОМРЕДА. Мы можем придумать концепцию с нуля или раскрутить вашу, пишем под любые форматы: длинные ролики, рилсы, подкасты.

Вот здесь примеры наших работы и описание услуг. А в телеграм-канале рассказываем полезные штуки о маркетинге и контенте.