Бизнес-портрет: что это, кому нужно и как провести фотосъемку

2024-05-22 12:35:38 Время чтения 18 мин 185

В условиях жесткой конкуренции очень важно с первого взгляда создать в глазах клиента, инвестора, работодателя образ грамотного специалиста или руководителя эффективной компании. Создать нужное впечатление помогает фото, размещенное на сайте или в резюме. В статье расскажем, как снимать деловой портрет, и что требуется для успешной имиджевой фотосессии.

Что такое бизнес-портрет

Business portrait (иногда его называют PR-портрет) — это отдельное направление в жанре портретной фотографии. Его основная цель — не только создать визуально-привлекательный образ человека, но и отразить характер, продемонстрировать его профессионализм и экспертность. Качественный бизнес-портрет — это эффективный способ продвижения персонального бренда, формирования лояльности аудитории, повышения доверия к деятельности компании или специалиста. 

Кому нужен бизнес-портрет

Бизнес-фотография — это один из способов общения. Продуманный имидж поможет не только сформировать у аудитории представление о вас, как о специалисте, но и показать вашу личность, создать правильные ассоциации, выделиться среди конкурентов. Деловой портрет нужен самым разным представителям бизнес-сферы:

  1. чиновникам и политикам;
  2. руководителям компаний и организаций, представителям топ-менеджмента;
  3. специалистам, чья сфера деятельности связана с работой с людьми — юристам, врачам, преподавателям, консультантам и т.д.;
  4. фрилансерам и соискателям для резюме;
  5. представителям творческих профессий — журналистам, писателям, художникам, дизайнерам, фотографам;
  6. блогерам, разработчикам авторских курсов;
  7. участников профессиональных и творческих конкурсов. 

Основные виды и идеи бизнес-портретов

Бизнес-фотография имеет несколько направлений. У каждого их них существуют свои особенности и предназначение.

Кроме направления, важно также правильно выбрать стилистику. Бизнес-портрет может быть:

  1. традиционным — предполагает офисный костюм, сдержанные позы;
  2. свободным — в одежде возможен стиль кэжуал, модели держатся более свободно, с естественной мимикой, могут жестикулировать;
  3. жанровый — фотосъемка ведется в рабочей локации с аксессуарами, отражающими характер деятельности.

В последнее время набирает популярность имиджевая съемка в стиле сторителлинг — короткой истории. Например, таким образом можно одновременно представить ключевых сотрудников и осветить деятельность компании.

Кто делает бизнес-портреты

Насколько удачным выйдет фотопортрет, зависит от многих факторов, но прежде всего, от профессионализма фотографа. Поэтому так важно найти исполнителя, понимающего ваши цели. Существует несколько вариантов выбора — обратиться в агентство, специализирующееся на имиджевых фотосессиях и продвижении бренда, нанять фотографа-частника. Рассмотрим подробно плюсы и минусы каждого способа.

Агентства и студии

На первый взгляд, привлечь к работе команду профессионалов — оптимальное решение. Плюсы этого варианта очевидны:

  1. Опытные имиджмейкеры помогут выбрать правильную концепцию бизнес-портрета, ориентированную на вашу сферу деятельности.
  2. Помимо фотографа агентство предоставляет для фотосъемки стилиста, визажиста и даже парикмахера — вам не придется искать специалистов самостоятельно.
  3. В штате студии есть профессиональные ретушеры, занимающиеся только постобработкой снимков, так что результат не придется ждать долго.
  4. Наличие гарантий — вы заключаете договор, где прописываются все нюансы: количество фотографий, сроки исполнения и т.д.

Однако у этого варианта есть и свои минусы. Прежде всего к ним нужно отнести высокие цены. Кроме этого, есть риск, что вам будут навязывать дополнительные услуги, а противостоять напору имидж-консультантов бывает непросто. 

Частные фотографы

У обращения к частнику есть множество плюсов:

  1. Стоимость услуг фрилансеров ниже, чем в агентстве, даже с учетом отдельной оплаты аренды студии.
  2. Частники более гибкие. Если в процессе съемки у вас возникнут новые идеи, больше вероятности, что ваши пожелания будут учтены.
  3. Опытные фотографы часто на постоянной основе сотрудничают с визажистами, которых приглашают на фотосессию и могут порекомендовать проверенного специалиста.

Среди минусов, в первую очередь, стоит отметить длительность ожидания результата. Как правило, частники занимаются постобработкой фотографий самостоятельно. И чем более востребован специалист, тем выше его загруженность.

Нередко частники предпочитают работать неофициально, иногда даже обещают скидку. Такое предложение должно насторожить. Велик риск, что в этом случае условия «договора на словах» будут нарушены. Обязательно оформляйте  сотрудничество документально, независимо от того, прибегаете вы к услугам агентства или частного лица.

Съемка своими силами

Масштабную имиджевую фотосессию провести самостоятельно вряд ли получится. Но если вам требуется сделать снимки для оформления резюме или CV, аватар для социальной сети, можно обойтись без привлечения профессионалов. 

Возможно, в вашей команде или среди друзей есть фотограф-любитель, работы которого вам нравятся. У подобного решения есть свои плюсы — человек, не связанный стандартами, может предложить оригинальную концепцию. 

Еще один вариант — выбрать снимки из уже имеющихся и переработать их в графическом редакторе. подретушировать внешность, изменить фон или даже «переодеть» модель. Современные программы и нейросетевые онлайн-сервисы вполне способны справиться с такими задачами. 

Подготовка к съемке

Подготовка к бизнес-фотосессии со стороны клиента не ограничивается выбором исполнителя. Вам предстоит согласовать все нюансы проведения съемки и составить техническое задание:

  1. Стиль. Он может быть строгим или эмоциональным, жанровой съемкой сторителлингом. Продумайте цветовую гамму, необходимость брендирования.
  2. Место съемки. Обычно предлагаются студия, офис, производственные площадки, улица.
  3. Реквизит. Узнайте, что предоставляет заказчик, а что — агентство или фотограф.
  4. Дополнительные специалисты. Продумайте необходимость привлечения визажиста, парикмахера, стилиста.
  5. Результат. Согласуйте, сколько снимков вы получите и в каком формате (например, 20 обработанных кадров и остальной материал — в виде архива с RAW-файлами).

Хорошо, если помимо обсуждения на словах, вы предоставите свои референсы — примеры имидж-сессий, на которые хотелось бы ориентироваться. Можно взять несколько фото в разных стилях, и совместно с исполнителем отобрать наиболее подходящие.

Проведение съемки

Очень важно чувствовать себя на съемочной площадке свободно. Этому способствует предварительная встреча и обсуждение референсов. Несколько советов, как преодолеть страх перед камерой:

  1. Отрепетируйте перед зеркалом. Можно кривляться, гримасничать, пробовать эмоции и жесты. Вы одновременно решаете две задачи — снимаете напряжение и ищете удачную позу.
  2. Выполните несколько дыхательных упражнений. Для снятия волнения эффективно дышать через нос в таком ритме: вдох на 3 счета ― небольшая пауза ― долгий выдох (длиннее вдоха) ― снова пауза.
  3. Если формат съемки предполагает свободный стиль, позируйте в движении. Выполняйте привычные действия — общайтесь (с коллегами, участвующими в съемке или с фотографом), просматривайте заметки. 

У людей без модельного опыта обычно возникает проблема с позами. Не важно, как вас снимают — сидя или стоя, одного или в группе, необходимо держать спину прямо, плечи — развернутыми, а мышцы пресса — подтянутыми. Особо обратите внимание на руки. Часто люди без модельного опыта не знают, куда их деть, поэтому стараются скрестить на груди или засунуть в карманы. Желательно избегать таких поз — они могут выражать неуверенность или создавать впечатление закрытости. 

Выбрать позу помогут примеры удачных бизнес портретов на фотосессиях от известных мастеров:

  1. Марко Гроб — признанный мастер мужских портретов, автор знаменитой фотографии Стива Джобса на обложке журнала TIME (2010 г.)
  1.  Игорь Сахаров — член Федерации Европейских Фотографов с профессиональной квалификацией «Master», лауреат премии «Golden Camera» в номинации «Портрет».
  1. Дмитрий Исхаков — амбассадор компании SONY в России, ведущий преподаватель фотошколы BESTMEMORIES.

Можно посмотреть идеи поз для мужских и женских бизнес-портретов на Pinterest.com:

Мужские портреты от Irene Abdou Photography и женские от Christina Lau

Постобработка и редактирование

Если вы решили сделать фотографии самостоятельно, без постобработки не обойтись. Прежде всего, проанализируйте материал — просмотрите все отснятые кадры и выберите наиболее удачные дубли. После этого приступайте к редактированию.

Кадрирование

Композиционное решение играет важную в роль в фотографии. В бизнес-портрете лучше отказаться от экспериментов и придерживаться стандартных правил компоновки кадра.

Не располагайте модель в центре — сместите положение в ту или иную сторону. Используйте диагональ при построении композиции — это добавляет динамики. Не забывайте о свободном пространстве. Так, если лицо человека повернуто в сторону, оставьте место, чтобы взгляд не упирался в границу кадра.

Избегайте обрезки по суставам — фигура будет выглядеть нелепой. Лучше выберите линию кадрирования чуть выше или ниже колена. Не обрезайте части тела — макушку головы, часть плеча, руки.

Также композиционная ретушь включает в себя выравнивание линии горизонта. На этом же этапе устраняют возможные геометрические искажения.

Баланс белого

Довольно часто при редактировании приходится настраивать температуру изображения. Таким образом удается устранить погрешности освещения (например, если снимали в помещении с теплым светом, изображение будет желтить, а в фотографиях, снятых днем в пасмурную погоду, преобладают холодные оттенки).

Светокоррекция и работа с цветом

Чаще всего необходимо скорректировать экспозицию, чтобы фото не вышло слишком темным или чересчур светлым. Еще один важный этап — цветокоррекция. Фотокамера не всегда передает оттенки так, как видит человеческий глаз. При постредактировании можно отрегулировать насыщенность, изменить яркость и контрастность, проработать теневые и светлые участки, исправить другие ошибки цветопередачи.

Ретушь

Портретная ретушь — это основной этап редактирования бизнес-портрета, ведь лицо, особенно на фото крупным планом, занимает значительную часть кадра. Необходимо выровнять тон кожи, избавиться от косметических дефектов. Но при этом важно соблюдать умеренность, чтобы сохранить естественность. Зритель должен видеть живого человека, а не гламурный образ.

Помимо улучшения внешности на этапе ретуширования из кадра устраняют визуальный мусор. Нежелательные объекты можно удалить, используя такие инструменты, как лечащая или восстановительная кисть, заплатка и штамп. Возможно, потребуется более масштабное редактирование, например, замена фона.

Применение эффектов

Для усиления выразительности, расстановки акцентов, можно использовать художественные эффекты. Наиболее часто в портретах применяют виньетирование (затемнение или осветление краев снимка) или размытие заднего плана.

Инструменты

Практически все современные графические редакторы позволяют выполнить свето- и цветокоррекцию, обрезать кадр, добавить фильтры и эффекты. Но наиболее удобно редактировать фото в программах, позволяющих работать с RAW-форматами.

Сырые файлы позволяют легче скорректировать экспозицию, откалибровать баланс белого, настроить цветовое пространство (последний критерий важен, если требуется подготовить снимки к печати).

Выбирайте софт в зависимости от своего уровня подготовки. Опытные пользователи обычно работают в профессиональных редакторах, таких как Adobe Photoshop или Capture One. Но для новичков они могут показаться слишком сложными.

В качестве альтернативы предлагаем попробовать российскую программу ФотоМАСТЕР. Благодаря простому интерфейсу и всплывающим подсказкам освоить ПО очень легко. А по функциональности софт не уступает продвинутым редакторам. К тому же в ФотоМАСТЕР большинство операций автоматизировано, благодаря использованию нейросетевых алгоритмов. Среди AI-инструментов есть быстрое улучшение фото в один клик, умное удаление фона, интеллектуальная ретушь и пластика лица и фигуры.

Если вы хотите изменить уже готовые фотографии, проще всего воспользоваться нейросетями. Например, с помощью онлайн-платформы Cutout.Pro вы сможете удалить или размыть фон и лишние предметы из кадра. А отретушировать лицо можно с помощью сервиса Pho.to.

Публикация и использование бизнес-портретов

Бизнес-портрет сегодня — практически обязательный элемент корпоративного или персонального сайта. Их используют также:

  1. при оформлении годовых отчетов перед инвесторами и акционерами;
  2. для публикаций в соцсетях и СМИ;
  3. при изготовлении печатной продукции — буклетов, брошюр, визиток, афиш.

Личный бренд сегодня — это широко используемый маркетинговый ход. Портрет собственника — это способ общения с аудиторией, своеобразная гарантия, что владелец компании лично готов ответить за качество продукта.

Помните, что размещение фото на разных площадках требует адаптации. Так, например, для аватара в ВК нужно сжать изображение до 400 х 400 px. А для публикации лучше использовать картинку 1920 х 1280 px. А для размещения на сайте оптимально подходят фотографии размером до 1000 px по одной стороне и разрешением до 300 dpi. При этом желательно, чтобы вес файла не превышал 300 КБ. Для веб-площадок используют форматы JPG, PNG или WEBP.

Для печати требуются фото в хорошем разрешении. Кроме этого, желательно настроить цветовой профиль CMYK и отдать предпочтение форматам TIFF, PDF, PSD или EPS.

5 советов для модели

  1. Образ. Выбирайте классический костюм, если вы придерживаетесь консервативного стиля или кэжуал — чтобы создать современный динамичный образ. Женщинам-руководителям тоже стоит отдать предпочтение костюму со строгой юбкой-карандаш или брюками. Одежду лучше привезти с собой — по дороге в студию или офис вещи могут помяться или испачкаться
  2. Не забудьте про аксессуары — галстук, запонки, часы. Украшения лучше выбрать не слишком крупные и неброские.
  3. Обувь должна быть в идеальном состоянии. Но не стоит забывать об удобстве. Трудно принять свободную естественную позу, если ботинки жмут. Женщинам лучше не надевать слишком высокий каблук. Новые туфли желательно предварительно разносить. 
  4. Макияж на фотосессии необходим не только женщинам. Грамотный мейкап поможет выровнять тон кожи, скрыть круги под глазами, скульптурировать овал лица. При этом помните, что повседневная косметика для съемки не подходит — лучше пригласить визажиста, использующего профессиональные средства, которые не добавят бликов, не будут искажать цвета и не потекут под светом ламп.
  5. Обязательное условие — чистые волосы и свежая укладка. Не забудьте привести в порядок руки. Мужчинам аккуратно подпиленные ногти, отсутствие заусенцев не менее важны, чем женщинам.

Заключение

Подведем итоги, чтобы поднять, что требуется для создания идеального бизнес-портрета:

  1. Правильная концепция. Лояльность вашей аудитории зависит от того, насколько верно вы угадали с образом. Выберите локацию для съемки, ракурсы, композиционные решения, продумайте стиль одежды, найдите подходящие аксессуары.
  2. Выбор исполнителя. Для успешной фотосессии мало найти хорошего фотографа. Важно, чтобы он разделял ваши идеи, чутко реагировал на пожелание. Каким в итоге получится портрет, зависит не только от фотографа, но и от его помощников — визажиста, стилиста, ретушеров, занимающихся обработкой фотографии.
  3. Собственный настрой. Научитесь преодолевать страх перед камерой. Потренируйтесь в позировании перед зеркалом. Прислушивайтесь к советам фотографа, но не стесняйтесь высказывать свои пожелания.