Как составить ТЗ на текст для копирайтера?

2023-11-30 12:05:47 Время чтения 17 мин 1234

Как часто вместо хорошего текста, копирайтер присылал вам несвязный набор слов, без четкого содержания? Надеюсь, не часто. А бывает, что написано вроде бы не плохо, но всё не то, и не так: не ваши мысли, не ваш тон, не ваши обороты. Виноват ли в этом копирайтер? Возможно.

Сегодня я и моя команда расскажем о том, как писать грамотные ТЗ. Плохому копирайтеру ТЗ вряд ли помогут, но для профессионала правильное ТЗ важно, ведь шансы написать по нему отличный текст почти 100 процентов.

Составление правильного ТЗ для копирайтера во многом определяет успех будущего текста. Обычно у профессиональных исполнителей нет времени путем проб и ошибок угадывать желания заказчика, поэтому если ТЗ будет плохое, почти гарантировано текст заказчика не удовлетворит.

Особенности площадок для размещения и тип контента

Перед тем как искать копирайтера и составлять для него задание, надо определиться, зачем вообще текст нужен. В зависимости от цели будут разные критерии для оценки  и параметры, которые надо включить в тз.

  1. 1. Веб-контент: копирайтеры могут создавать тексты для веб-сайтов, включая лендинги, описания товаров, блог-посты и другой контент для страниц сайта.
  2. 2. Рекламные материалы: копирайтинг может понадобиться для создания рекламных объявлений, баннеров, проспектов, брошюр, пресс-релизов и других рекламных материалов.
  3. 3. Социальные медиа: копирайтеры могут создавать контент для социальных медиа платформ, включая посты, описания, заголовки и другие тексты для привлечения внимания и вовлечения аудитории.
  4. 4. Контент для блогов: копирайтеры могут написать информативные и увлекательные блог-посты, экспертные статьи или руководства по определенным темам.
  5. 5. Копирайтинг для SEO: копирайтеры могут создавать контент, оптимизированный для поисковых систем, включая использование ключевых слов, заголовков и мета-тегов.
  6. 6. Контент для электронной почты: копирайтеры могут писать электронные письма, рассылки, помогая установить и поддерживать связь с аудиторией.
  7. 7. Контент для печатных материалов: копирайтеры могут создавать контент для журналов, газет, буклетов, каталогов и других печатных материалов.
  8. 8. Сценарии и видео-скрипты: копирайтеры могут писать сценарии и скрипты для видеороликов, рекламных роликов, фильмов, аудио-роликов и других мультимедийных контентов.
  9. 9. Корпоративные материалы: копирайтеры могут помочь в создании корпоративных документов, таких как описания компании, миссии и ценностей, биографии и др.
  10. 10. Контент для интернет-магазинов: копирайтеры могут помочь в создании описаний товаров, категорий и другого контента для интернет-магазинов.

Для людей или для роботов.

Исключительно для людей пишутся тексты для печатных изданий, посты в соцсетях, для видео и аудио-роликов. Эти тексты чаще всего стараются сделать "живыми" и легкими, не теряя при этом информативности. Здесь важно обратить внимание на соответствие тональности подачи спикеру или компании, от имени которых написан текст. И формат подачи материалов должен быть актуален для площадки размещения.

В прошлом писалось очень много текстов, написанных под роботов, предназначенных чисто для SEO-продвижения сайтов. Сейчас эта тенденция уже устарела. И практикуется смешанная стратегия: тексты должны быть привлекательны как для поисковиков, так и легко читаться людьми.

Но, когда вы указываете в ТЗ, что текст должен быть SEO-оптимизирован, вы рискуете наткнуться на тех, кто выдает сухую, а иногда и плохо читаемую информацию, состоящую из набора ключевых слов. В работе с такими копирайтерами хорошее ТЗ вряд ли спасет, с такими вряд ли стоит сотрудничать.

Чек-лист для составления грамотного ТЗ

Рассчитан ли текст только на людей или важно ранжирование поисковиками в интернете, в качественном ТЗ важно прописать ряд параметров.

1. Определите цель и задачи: В самом начале,  определите цель вашего проекта и задачи, которые вы хотите достичь с помощью текстового контента. Формулировка четкой цели поможет копирайтеру лучше понять требования и ориентироваться при написании текста. Копирайтеру нужно знать цель, чтобы лучше понимать, как сфокусировать контент, какую форму подачи выбрать и какую информацию включить. Задачи могут включать побуждение аудитории к совершению определенного действия (например, регистрации на сайте или покупке товара), создании эмоциональной связи с аудиторией, предоставление экспертных знаний и советов.

2. Исследуйте целевую аудиторию: Тщательное изучение целевой аудитории является ключевым в разработке ТЗ. Опишите вашу целевую аудитории, ее возраст, пол, интересы, потребности.

Определение целевой аудитории помогает лучше понять, какая информация или контент будет наиболее полезным и привлекательным для этой группы людей. Копирайтеру важно знать, какие потребности и проблемы стоят перед вашей аудиторией, чтобы создать контент, в котором будут раскрыты их интересы и ожидания.Это поможет копирайтеру нацелиться на потребности и ожидания вашей аудитории при написании контента.

Понимание целевой аудитории  помогает проанализировать предыдущие материалы и примеры контента, которые получили положительную реакцию и привлекли целевую аудиторию. Этот анализ может стать исходной точкой и помочь определить, что работает и что не работает для вашей целевой аудитории, что в свою очередь позволит копирайтеру создавать контент, отвечающий ожиданиям.

3. Соберите примеры: подберите тексты, которые вам нравятся в качестве образца. Можно использовать тексты конкурентов или свои прошлые работы. Приложите комментарии к примерам: что именно нравится. Можно приложить образцы с комментариями, как точно нельзя делать, каких приемов обязательно надо избегать.

4. Определите объем и структуру контента: пропишите четко объем работы. Количество, объем публикаций, требования к структуре контента. Укажите необходимый объем текста и его структуру. Это поможет копирайтеру организовать информацию и создать структурированный и легко воспринимаемый контент.

5. Определите ключевые сообщения и темы: Определите основные идеи, ключевые слова и сообщения, которые должны быть включены в текст. Это поможет копирайтеру сосредоточиться на главных аспектах вашего проекта и ознакомиться с вашим брендом или продуктом. Предоставьте свой или утвердите предложенный копирайтером контент-план.

6. Укажите стиль и тональность: Определите желаемый стиль и тональность текста. Например, вы можете предпочесть официальный и профессиональный стиль, или разговорный и дружелюбный. Это может быть обзор, аналитика, экспертная статья, ''дружеский рассказ'', рекламный текст, продающий текст. Укажите, какой стиль подходит вашей аудитории и соответствует вашей маркетинговой стратегии .

7. Укажите формат и требования к оформлению: Определите требования к форматированию текста, использование заголовков, ссылок. Укажите предпочитаемый формат файла и требования к его представлению.

8. Предоставьте исходные материалы: Если у вас есть какие-либо исходные материалы, которые могут помочь копирайтеру, предоставьте их в ТЗ. Это может включать ранее созданный контент, ключевую информацию о продукте или услуге, иллюстрации или фотографии.

9. Установите сроки выполнения: Определите желаемый срок выполнения заказа. Согласуйте сроки с копирайтером, чтобы установить реалистичные и взаимовыгодные условия.

10. Определите ожидаемый результат и критерии оценки успеха: Сформулируйте, какой результат вы ожидаете от выполненного заказа и определите критерии, как будет оцениваться успех. Редко применяют, но иногда работает установка KPI, таких как увеличение продаж, повышение посещаемости сайта, привлечение новых клиентов, получение поисковых позиций.

Распаковка личности эксперта в SMM-копирайтинге

Распаковка - ключевой момент в ТЗ для SMM-копирайтера, который должен вести блог от имени эксперта. Зачем это надо? Распаковка личности автора блога позволяет SMM-копирайтеру лучше понять его уникальность, стиль.

Личность автора блога играет важную роль в привлечении и удержании аудитории. Передача его уникального стиля, точки зрения через контент, созданный SMM-копирайтером, помогает удовлетворить потребности и ожидания аудитории блога.

Особенности ТЗ для SEO-копирайтинга

ТЗ должно содержать исчерпывающую информацию о том, как написать текст, какие подзаголовки использовать (H2, H3), какие ключи или LSI-запросы внедрять в текст, о чем конкретно писать и как писать.

Хорошее ТЗ для текста содержит подробное описание того, о чем писать в статье, в ТЗ выделены подтемы (подзаголовки), указан порядок подтем при написании текста. Если планируется получать трафик из поиска, желательно использовать ключевые слова и (или) LSI запросы.

ТЗ должно содержать информацию о количестве воды и переспама, со ссылкой на сервис, в котором надлежит провести проверку. Например, в сервисе https://text.ru/seo. Кроме того, ТЗ должно содержать информацию о количество символов, в целом в тексте, и в каждой подтеме.

SEO и LSI запросы в ТЗ.

Чаще всего, текст пишут не только для привлечения внимания к продукту или получения ссылок, но и для получения трафика из органического поиска. Чтобы получить трафик по ключевым запросам, нужно написать текст в соответствии с нормами SEO и (или) LSI копирайтинга.

Таким образом, хорошее ТЗ для SEO-статьи будет содержать ключи, LSI запросы. В хорошем ТЗ четко указано, какие запросы необходимо внедрять в точной частоте, а какие в разбавленной. То есть какие запросы надо внедрять, как точные фразы, а какие, например, пословно. Ниже приведем пример ТЗ, чтобы было более понятнее. Помните, что ключи и LSI не так важны, как общее качество текста, информативность.

SEO-структура статьи

Необходимо составить план статьи — заголовок, подзаголовки (подтемы). Чтобы подготовить такой план используйте сервис Вордстат для сбора семантики, или любой другой аналогичный сервис. Кроме того, посмотрите, какие подтемы (подзаголовки) используют конкуренты. На основе семантики и статей конкурентов сформируйте структуру статьи.

Определите, какие ключи нужно внедрять в точной форме, не забывайте, что нежелательно использовать больше 1 ключа в точной форме менее чем на 400 символов. После того, как определитесь с ключами в точной форме, используйте отдельные слова из других запросов. Например, от ключа "тз для копирайтера seo пример" можно оставить слова — " пример, seo" . Укажите, что данные слова нужно использовать в тексте.

Обычно в точной форме внедряют самые частотные ключевые запросы (данные берут из Вордстата), а менее частотные — включаются в текст по словам.

Если цель статьи - продвижении в поиске, то включите в текст LSI запросы, собрать их можно по-разному, есть большое количество, как платных, так и бесплатных сервисов. Например, Пиксель Тулс или сайт Артура Корсакова.

Определитесь с размером статьи, хорошая информационная статья обычно не должна быть меньше, чем у конкурентов. Если интересного материала достаточно, то необходимый объем статьи можно установить, подсчитав среднее число символов в статьях конкурентов в поиске (первые 3-5 позиций) и увеличив этот объем примерно на четверть.

Ограничения на "спам" и "воду" можно установить на основе данных сервиса text.ru. Например, значение переспама не более 55 процентов, а "воды" не более 20. Если копирайтер выйдет за эти значения — отправьте текст на переработку.

Главное — польза

Хороший текст, оптимизирован ли он для индексации роботами или нет, отличает раскрытие темы, большое количество сведений и фактов. И кроме того, профессиональная стилистка, текст должно быть интересно читать, легко. Важная деталь, которую часто упускают, это ссылки на тематические материалы, которые могут быть интересны читателю, так можно раскрыть тему подробнее.

Помните, что хорошее ТЗ для копирайтера должно быть понятным, информативным и предоставлять полезные руководства для создания контента, соответствующего вашим ожиданиям. Будьте готовы к диалогу и обратной связи, чтобы в случае необходимости внести корректировки в процессе работы.

Как писать информационные статьи, которые будут попадать в топ?

Текст должен быть написан не хуже чем статьи на первых 5 позициях в топе поиска, желательно, чтобы он был не меньшего объема, содержал LSI запросы и ключи, понятно раскрывал содержание, содержал ссылки на интересные тематические тексты.

Важно, с какого домена публикуется текст, а также есть ли у данного домена уже статья в топе. Если ваш сайт обладает высоким доверием поисковых систем, он подойдет для публикации информационного текста. Если же сайт обладает низким доверием (трастом), то лучше использовать блог-платформы для публикации контента.

Кроме того, если у домена (сайта) уже есть статья в топе по запросу, например, у блог-платформы, вытеснить ее другой статьей с этого же сайта будет проблематично. Чаще всего, от одного домена по запросу показывается только одна страница.

Недостатки

Помните, что хорошее ТЗ без хорошего копирайтера, скорее всего, не принесет необходимого результата. Если хотите обсудить статью или просто познакомиться, я на связи.