Как сделать SEO продвижение сайта самостоятельно?

2024-05-02 13:52:21 Время чтения 30 мин 49

Не смотря на то, что SEO продвижение сайтов — это популярная услуга, занимать топ до сих пор не очень сложная задача, за исключением самых конкурентных ниш и случаев, когда продвигается плохой, некачественный сайт. Чтобы продвигать сайт в поиске желательно обладать глубокими знаниями в SEO продвижении.

Рост цен на рекламу привел к росту популярности других источников привлечения аудитории. Продвижение сайта в поиске является одним из самых выгодных способов привлечь внимание к своему бренду для многих компаний.

Я написала эту статью о том, как продвигаться в поиске, она подойдет для тех, кто начинает свое знакомство с поисковой оптимизацией и продвижением сайтов поиске. В статье нет описания каких-то  сложные приемов, а описаны  базовые процессы продвижения.

Почему SEO может быть интересно компании?

Результаты от качественной оптимизации сайта могут держаться годами. Многие ценят seo именно за это.

SEO оптимизацию сайта можно разделить на несколько основных направлений:

техническая оптимизация (удаление битых ссылок, дублей, ошибок, несуществующих страниц, ускорение загрузки страниц, повышение стабильности сайта),

оптимизацию внешнего вида сайта (дизайн, расположение элементов),

контентную оптимизацию (написание текстов, оптимизация страниц, тегов),

внешнюю оптимизацию (получение ссылок, повышение популярности организации, размещение упоминаний на форумах).

Анализ конкурентов

Анализ конкурентов важен для формирования стратегии продвижения. Что можно посмотреть у конкурентов?

Ссылочную массу — количество ссылок, станет примерно понятно, насколько сложно будет их перегнать по количеству ссылающихся доменов. Замечу, что важно не число ссылок, а число качественных ссылок.

Можно ознакомиться и со структурой сайта, чтобы найти новые интересные темы или упущенные направлениям. Новые страницы на сайте чаще всего формируют на основе семантики, но проще это сделать, найдя интересные темы на сайтах конкурентов. (Не забудьте проверить получает ли страница конкурента трафик из поиска, например, через сервис Мутаген.)

Оцените примерное количество трафика, который могут получать конкуренты из поисковой системы (все страницы), например, из Яндекса — это поможет понять, сколько трафика может принести оптимизация сайта и выгодно ли этим всем заняться вам. При оценке возможного количества переходов желательно изучать конкурентов лидеров.

Регистрация домена

Если планируется продвигать новый сайт, то можно приобрести домен, у которого уже есть долгая история. Домен с большим количеством входящих ссылок может оказаться очень полезен. Чтобы найти его, надо изучить свободные домены.

Кроме того при посещении сайтов в интернете, обращайте внимание на сайты, у которых истек срок действия домена, быть может он подойдет.

Важно, чтобы домен был тематический, если старая тематика и новая разойдутся — это будет намного менее эффективно.

Выбирая домен с историей убедитесь, что на нем нет фильтров. Если вы купили домен с историей, и сервис аналитики показывает, что на домене фильтр — лучше заменить его на новый.

Техническая оптимизация сайта.

"Битые" ссылки

Битая ссылка — это ссылка, которая ведет на несуществующую страницу. Если пользователь перейдет по такой ссылке — он никуда не попадет, произойдет ошибка. Возможно, ссылка изначально была неправильной, или страница, на которую она ведет, была когда-то удалено.

Такие ссылки негативно влияют на поисковое продвижение, и на удобство пользования сайтом. В связи с этими, такие ссылки необходимо удалять. Проверить наличие битых ссылок можно через инструмент https://pr-cy.ru/tools/broken-link-checker

"Битые" страницы, несуществующие

"Битые", неработающие страницы - страницы на сайте, которые не работают или выдают ошибку. Такие страницы надо находить и удалять. Можно, конечно, проверить каждую страницу, которую знает поисковик вручную, но это долго.

Есть программа SiteAnalizer, которая поможет найти неисправные страницы на сайте, достаточно ввести адрес сайта. Кроме того, программа покажет много другой полезной информации.

Роботс

Файл роботс указывает поисковым системам, что следует индексировать и добавлять в поиск, а что нет. Неправильные настройки могут привести к большому числу разных проблем — например, попаданию в поиск большого числа внутренних страниц, системных, или же не попаданию сайта в поиск. Ниже пример того, какие разделы можно закрыть. (Большинству сайтов такой не подойдет).

Роботс должен содержать информацию о том, какие страницы нельзя индексировать, попадание системных страниц в поиск может помешать нормальному ранжированию. Правила заполнения файла достаточно простые.

Основные команды — Disallow и Allow. Директива User-agent содержит информацию для какого поисковика написаны правила. Clean-param - указывает роботу, что URL страницы содержит параметры, которые не нужно учитывать при индексировании.

Если не получится разобраться с директивами, то можно скачать какой-то шаблон из интернета и загрузить его под названием robots.txt (проверьте его на правильность), так чтобы он был на первом уровне вложенности - Адрес домена/robots.txt

Если CMS содержит специальный раздел для роботс — можно заполнить и там. С шаблонами надо быть осторожными, чтобы случайно не закрыть важные разделы, которые хотелось показывать в поиске. Если нужна помощь — можете написать мне, постараюсь подсказать.

Директива Disallow – укажет на раздел, которые не следует индексировать, а Allow – на разрешение. По умолчанию, сайт полностью доступен для индексации. Подробнее, как заполнять данный файл можно узнать вот тут https://yandex.ru/support/webmaster/controlling-robot/robots-txt.html

Разберем на примере. Все что в скобках пояснение, его быть в файле не должно.

User-agent: Yandex (Только для Яндекса)

Disallow: /admin (Закрытие от поисковика папки admin, это системная папка)

Disallow: /*?s=(Закрытие всех страниц сайта, которые содержат в url -?s=)

Доступность сайта

Технические проблемы, падения, длительная недоступность сайта, значимая проблема в продвижении, если сайт регулярно падает, шансов нормально продвинуть его в поиске нет.

Поэтому доступность сайта надо проверять. Есть разные сервисы для проверки. Например, https://www.reg.ru/whois/check_site. Следите за доступностью сайта, если он часто падает, обратитесь к вебмастерам за исправлением или к хостингу за консультацией.

Дубли

Что такое дубль? Это одинаковые страницы, которые ничем или почти ничем не отличаются.

Используйте инструменты для поиска дублей: в интернете есть различные инструменты, которые могут помочь вам обнаружить дубликаты на вашем сайте.

Инструменты проводят сканирование всех страниц и анализируют их содержимое, чтобы выявить одинаковые или почти одинаковые элементы. После выявления дубль можно или удалить, или сделать редирект, или можно использовать указать поисковикам не индексировать страничку.

Дубли сами по себе негативно влияют на продвижение, но кроме этого, поисковик может выводить в выдачу то одну, то другую страницу, что создает дополнительные проблемы.

Тег "noindex"

Если на сайте есть дублирующиеся страницы, которые вы хотите скрыть от поисковых систем, вы можете использовать тег "noindex" в коде страницы.

Если у вас есть несколько URL-адресов, у одной и той же страницы, вы можете использовать редиректы для перенаправления пользователей с одного URL на другой. Один из наиболее распространенных типов редиректов - это 301 редирект, который сообщает поисковым системам, что страница была перемещена на постоянной основе на новый URL

Редирект позволяет поисковым роботам понять, какая страница является основной, и если посетитель пришел через неправильный URL, то он автоматически перенаправляется на нужную страницу.

Подробнее про настройку редиректа можно прочитать тут https://help.reg.ru/support/hosting/redirekty/redirekt-cherez-htaccess

Ускорение загрузки

Используйте инструмент от Google PageSpeed, чтобы проверить скорость загрузки сайта, медленная загрузка, особенно на мобильных, частая и серьезная проблема. Сервис подскажет, если есть проблема со скоростью.

Если проблема в слишком тяжелых фото и видео — сожмите их через специальные сервисы и заново вставьте на страницу. Если проблема связана с особенностями программного кода — обратитесь к программисту, агентству, чтобы они внесли изменения в код сайта.

На большинстве CMS есть плагины для ускорения загрузки, если будете ставить, предварительно сделайте копию сайта, чтобы если что-то сломается — вернуть все назад.

Сертификат шифрования

Сертификат шифрования важен, без него у сайта могут возникнуть проблемы с ранжированием, особенно если на сайте можно оставить заявку или проводить оплату. Обычно у популярных хостингов есть функция выпуска сертификатов, поэтому выпустить и включить его не составляет большого труда.

Без сертификата сайт будет соединяться по протоколу http, с сертификатом по https. Соединение без шифрования считают небезопасным, поэтому это влечет понижение в поисковой выдаче.

Защита от ботов

Можно добавить на сайт защиту от ботов, особенно если продвигать планируется популярный, большой сайт. Бот атаки на сайт могут нанести вред. Но с другой стороны, система защиты от ботов, особенно настроенная неправильно, иногда задевает и настоящих пользователей, поэтому грамотно оценивайте риски.

Абсолютное большинство ботов, которые посещают сайт, никак не влияют на поисковые позиции, легко вычисляются поисковиками. Но бывают и исключения. Тут каждая ситуация индивидуальна.

Безопасность

Не забывайте, что нужно следить за тем, чтобы сайт был безопасен и не попал в список вирусных ресурсов, иногда это может произойти из-за некачественной рекламы. Проверку можно осуществить в сервисе https://vms.drweb.ru/online

Адрес страниц

Рекомендуем делать адрес понятным, не случайным набор цифр и букв, а прописывать адрес так чтобы было примерно понятно о чем страница, например, .../tulpany (для страницы про тюльпаны)

Разметка на странице

Не скажу, что это важный фактор для ранжирования, но можно настроить и разметку страницы. Подробнее про форматы разметки здесь - https://yandex.ru/support/webmaster/schema-org/

Дизайн

Если ниша конкурентная, SEO выгодно, а вот уверенности в качестве сайта нет — обратитесь к сервисам, которые проводят тесты сайтов. Например, Яндекс Взгляд— можно заказать тест дизайна сайта, чтобы узнать, какое мнение формируют люди о сайте.

Если сайт выглядит плохо — лучше обратится к дизайнерам, чтобы они создали новые макеты для сайта, после чего изменить облик сайта.

Многие компании, которые имеют плохие сайты, пытаются продвигать их в поиске, и часто рекламные агентства соглашаются продвигать такие сайты, хотя следовало или объяснить клиенту, что нужен новый дизайн, или сделать его для клиента.

Оптимизация контента

Процесс оптимизации контента на сайте следует начинать со сбора семантики. Есть большое количество различных сервисов для сбора семантики. Один из наиболее простых способов собирать семантику — Вордстат, но он может оказаться не удобен для сбора большого числа запрос. Можно использовать и другие сервисы, например, Key Collector.

Семантика — это запросы, которые описывают ваш контент, запросы, по которым вы бы хотели получать трафик из поиска. Одни запросы подойдут, они релевантны, другие нет. Например, если вы продаете цветы, то запросы связанные с мотоциклами, вам не нужны.

Нужно собирать только запросы, которые имеют отношение к вашей компании. Можно писать и на несвязанные темы, но трафик будет нецелевой. Таким образом, страницы услуг, товаров надо оптимизировать под тематические запросы. Тогда как статьи в блоге — можно писать и на отвлеченные темы.

Сами определите, насколько широкую семантику собирать. Но нетематический контент принесет нецелевой трафик. Далее кратко опишу, как собирать семантику.

Вордстат

Сервис не требует глубокого технического понимания, самое главное - использование ключевых слов, которые точно описывают контент. После внесения этих ключевых слов в сервис, можно начать собирать ядро.

Для успешного формирования ядра может потребоваться тщательная фильтрация запросов.

В сервисе Вордстате есть возможность использовать различные операторы для уточнения статистики и сбора более точных данных о частоте запросов.

Подробнее про операторы

Key Collector

Key Collector - инструмент, предназначенный для сбора более крупного семантического ядра. Кому он может быть полезен?

Обычно такой инструмент необходим сайтам, которые имеют большое количество разнообразных поисковых запросов. В Key Collector вы можете собирать запросы разными способами, в том числе с использованием сервиса Вордстат. Просто введите интересующие вас запросы и соберите соответствующие ключевые слова. С помощью Key Collector вы сможете быстро очистить семантику от ненужных запросов и подключить сбор данных через дополнительные сервисы.

Кроме того, чтобы не собирать семантику вручную, можно также использовать парсинг ключевых слов с других сайтов. Это один из самых простых способов собрать семантическое ядро. Например, вы можете воспользоваться сервисом анализа конкурентов и поисковых запросов, таким как keys.so.

LSI (латентное семантическое индексирование)

В данном контексте это запросы, связанные с темой, наличие таких запросов, особенно в подзаголовках, обычно свидетельствует о качественной проработке темы. Смежные с темой запросы помогают обратить внимание на аспекты, которые могли быть не до конца раскрыты в тексте. Есть специальные сервисы для сбора таких запросов, например, Пиксель Тулс.

Кластеризация

Собранную семантику нужно распределить по страницам, запрос — страница. Грамотная оптимизация — это и корректная структура, которую надо сформировать. Например, продукция может быть разных видов, поэтому нужны разные страницы, а запросы надо грамотно распределить между страничками.

Если не знаете куда должен "идти" запрос, есть несколько подходящих страниц, проверьте в поиске, введите данный запрос и посмотрите, какие страницы показывает поисковик.

Если не знаете, нужно ли "вести" запрос на имеющеюся страницу или надо создавать новую, проверьте в поисковике, что показывается по запросу.

Есть и другой способ, можно использовать сервисы для автоматической кластеризации запросов. Но результаты могут быть разные, и хорошие, и плохие.

В семантике должна быть сформирована структура сайта и запросы, которые должны быть внедрены на каждую страницу.

После кластеризации, очистите запросы, выберите те, которые будете использовать, нежелательно оптимизировать страницу под сотни ключей. Поэтому выберите те запросы, которые будете внедрять в текст — в точной частоте и в разбавленной.

Оптимизация текста

После оптимизируйте страницы под собранные seo-запросы. Исходить можно из пропорции 1 ключ в точной форме на 400 символов. Ключи в разбавленном виде можно добавлять менее осторожно, но не следует оптимизировать страницы под сотни запросов сразу.

Ключи нужны для того, чтобы поисковику было легче понять о чем написана статья, по каким запросам ее можно показать.

Ключи не должны влиять на качество текста. Качество материала — это самое главное. Если текст выглядит, так как будто его написал робот из 2010 года, то его надо переписывать.

Старайтесь использовать все основные LSI запросы. Добавление таких запросов, расширение текста за счет новой информации, делают информационный текст лучше и привлекательней, как для людей, так и для поисковиков.

Создание нового контента

Выявите в семантике новые категории — создайте новые страницы. Сервис Вордстат показывает частотность запросов. Если частота запросов по ключам несколько в месяц — много переходов вы с такой страницы не получите. Поэтому выбирайте темы — которые принесут достаточное количество трафика.

Конкуренция по запросам различная, примерную степень конкуренции по запросу можно оценить через сервис Мутаген.

Проверка контента

Проверяйте контент на странице через специальный сервис, если текст содержит слишком много ''воды'' или ''спама'', перепишите контент.

"Вода" — это наличие оборотов, фраз, которые не добавляют содержание тексту. Спам — это использование определенных сочетаний определенное количество раз. Чаще всего, очень высокий спам означает, что автор текста слишком часто включал в текст ключи. Проверить качество текста можно через сервис, text.ru

Коммерческие страницы

Слишком много текста на коммерческих страницах нежелательно, важно соблюсти определенные требования, соответствовать коммерческим факторам.

наличие формы для отправки заявки

адрес организации

номер телефона

наличие формы, в которой можно заказать звонок

ссылки на соцсети и мессенджеры

цены

наличие товара или временном отсутствии

условия доставки (если есть)

почта

видео, фотографии продукта, услуг

информация про скидки

описание товары, свойства характеристики

разместите юридические реквизиты (ИНН/КПП/ОГРН)

Если по каким-то причинам все факторы не могут быть выполнены, желательно хотя бы соответствовать большой части коммерческих факторов.

Оптимизируйте теги

Оптимизация тегов очень важна, правильное заполнение тега поможет добиться больших результатов. Тег Title - это заголовок для поискового робота. Как его заполнить?

Можно заполнить так - используйте основной ключ, который характеризует страницу + добавьте слова из других запросов + город, если работаете в конкретном городе.

Например, если главный ключ, купить цветы, а другие запросы — купить цветы недорого, букет цветов в Москве, то Title может быть, например, такой — Купить цветы и букеты в Москве по недорогой цене в компании (название компании).

Тег надо заполнить так, чтобы он содержал слова из семантики, и был написан нормально, кликабельно. Размер может составить примерно 70 -100 символов. Если в заголовке получается мало символов, можно добавить название компании, если символов хватает, можно не использовать.

Description может и не содержать ключей, тег должен привлекательно описать страницу, содержание контента примерно на 180 - 200 символов. Основная задача написать красиво — например, напишите о выгодных ценах, бесплатной доставке или других выгодных условиях.

H1, H2 – это заголовки в тексте, пользователь их увидит. В H1 - можно использовать основной ключ из Title без других слов, желательно не использовать коммерческие слова, например, цветы в Москве (а не купить цветы в Москве).

H2 – это подзаголовок туда можно добавить какую-либо подтему, которая содержит семантический запрос.

Сниппет

Теги влияют на то, как будет отображаться ссылка на сайт в поиске. Заголовок и описание поисковики обычно берут из title и description. Привлекательное отображение влияет, как на поисковые позиции, так и на количество трафика, которое получится привлечь. Поэтому обращайте внимание не только на то, чтобы использовать ключи, но и на привлекательность заголовка и описания.

Внутренние ссылки

С главной страницы ссылки обычно ведут на другие страницы. (Меню, разделы, категории). Среди оптимизаторов раньше было популярно пытаться влиять на позиции в поиске через наращивание внутреннего веса определенных страниц. Сейчас это уже менее актуальность.

Но создание грамотной перелинковки на сайте для повышения вовлечения пользователей может быть очень полезно. Перелинковка - это связывание разных страниц сайта ссылками, так чтобы ссылки с одних страниц позволяли переходить на другие страницы.

Хорошая перелинковка должна включать ссылки на смежные товары и информационные статьи, которые пользователю будет полезно или интересно прочитать. Если пользователь прочел про виды ножниц, можно предложить прочесть про смежные товары.

Перелинковку можно органично настроить через текст (ссылки в тексте) или создать через блок похожих страниц. Или использовать оба способа.

Ссылки

Существует большое число способов получить внешние ссылки на свой сайт с других доменов. Кратко рассмотрим их, ссылки имеют большое значение для ранжирования в поисковой системе Google, поэтому позаботьтесь о том, чтобы они у вас были.

Гостевые посты

Можно размещать свои посты на других сайтах и в блогах, добавляя ссылки на свой сайт. Это достаточно простой способ собрать первые ссылки.

Карты, агрегаторы, справочники

Можно добавить организацию в справочники, сервисы карт, агрегаторы. И добавить ссылку на свой сайт. Есть большое количество разных справочников, так что получить ссылки несложно.

Покупка рекламы в онлайн-газетах

Есть много средств массовой информации или информационных порталов, которые продают рекламу. Таким образом, вы получите ссылку на свой сайт вместе с рекламным материалом.

Социальные сети

В социальных сетях, например, в своих группах, можно размещать ссылку на свой сайт. Или же размещать ссылки в рекламных записях.

Создание интересного и полезного контента

Предоставьте уникальную информацию, которая заинтересует пользователей настолько, что они будут ей делиться.

Форумы

Ссылки можно разместить и на форумах, где обсуждают определенные вопросы, или же сайтах вопросов и ответом.

 Вебинары или презентации

Включите ссылку на ваш сайт в материалы и презентации, чтобы участники могли ознакомиться с дополнительной информацией на вашем сайте.

Упоминания.

Наличие упоминаний и собственного раскрученного бренда положительно влияет на продвижение. Необязательно оставлять ссылки на форумах, администрация может счесть их спамом и удалить, можно упоминать свою компанию на форумах без ссылок — привлекая к ней внимание.

Маркировка

Обратите внимание, что рекламные публикации или рекламные ссылки, согласно закону, надо маркировать.

Проверка ссылок

Cайт, с которого планируется получить ссылки, надо проверить на доверие поисковых систем. Можно проверить адрес через сервис Чектраст.

Взаимодействие

Привлечь внимание к своей компании можно и через размещение платной рекламы (Яндекс Директ, таргетированная реклама Вконтакте и другие). Рекламные каналы обычно позволяют добиться больших результатов в SEO, когда работают вместе с поисковой оптимизацией.

Часто гораздо выгоднее заказать комплексное продвижение компании (настройка рекламы, оптимизация сайтов, создание посадочных страниц, работа с картами, отзывами), чем платить только за продвижение и оптимизацию сайта, как самостоятельную услугу.

Комплексный маркетинг позволяет усилить эффективность различных каналов — например, наше агентство продает такую услугу по цене от 150 000 рублей.

Фильтры поисковых систем

В случае если сайты пытаются манипулировать поисковыми позициями, например, через покупку некачественных ссылок, "переспам" в тексте или тегах, накрутку — поисковая система может наложить ограничения на ранжирование сайта. Это может быть, как понижение позиций сайта, так и фактическое исключение сайта из ранжирования по запросам.

В случае если на сайт наложен фильтр, нужно устранить причину — удалить спам-ссылки, прекратить накрутку, переписать тексты, удалить какие-то блоки на сайте, конкретные действия зависят от фильтра.

Обычно сайт возвращается в поиск и частично или полностью восстанавливает поисковой трафик после устранения нарушений в срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

Аналитика и контроль продвижения

Используйте сервис Вебмастер и Яндекс Метрику для контроля за продвижением сайта в поиске.

Вебмастер — это сервис от Яндекса, который позволяет отслеживать качество оптимизации сайта, наличие или отсутствие технических ошибок, проблем с доступность. Сервис имеет большое количество различных инструментов, которые помогают оценить качество сайта. Например, можно увидеть изменение позиций по запросам. Сервис содержит информацию о проблемах с доступностью сайта.

Яндекс Метрика — это сервис аналитики, который позволяет контролировать посещения сайта, длительность визитов и многое другое. Через сервис можно отследить изменения в поисковом трафике. Сейчас Яндекс Метрика доступна, как в новом, так и в старом интерфейсе. В 2024 году Яндекс Метрика обновила дизайн и некоторые элементы в сервисе. (Кроме того, и Вордстат доступен в новом и старом интерфейсе.)

В разделе отчетов (старый интерфейс) выберите поисковые cистемы и сможете понять, какие изменения произошли в числе переходов из поисковых систем. 

Не забудьте "снять" поисковые позиции сайта и контролировать изменения, это можно сделать, например, через сервис Пиксель Тулс.

Продвижение бренда контентом

Продвижение контентом — это хороший способ привлечь дополнительное внимание к своему продукту. При создании контента подробно раскрывайте тему статьи. Не забывайте добавлять ссылки на полезный контент в статью, который раскрывает материал.

Старайтесь писать текст так, чтобы дать практическую пользу, чем меньше вопросов останется у читателя после прочтения — тем лучше.

Чтобы написать хорошую статью, изучите конкурентов, которые находятся в топе, не предлагаю делать рерайт этих статей, но ориентироваться на них желательно.

А можно проще?

Оптимизация сайта— это работа, которая должна быть проделана для устойчивого роста трафика. Но если сами вы делать это не готовы, нанимать агентство или оптимизаторов не хотите — то можно ограничиться базовой технической оптимизацией (исправлением ошибок на сайте), созданием новых страниц на основе анализа конкурентов, и набором трастовой ссылочной массы. Это не даст такого результата, как полная оптимизация сайта, но каких-то результатов получиться добиться, если сделать все правильно.

Если есть вопросы по статье или нужна консультация по продвижению - пишите, постараюсь помочь