Исследование «Профессия: руководитель»

2025-01-27 16:33:59 Время чтения 12 мин 251

Важность внутренних и внешних коммуникация для успешной деятельности компании, по мнению руководителей

Введение

В условиях, когда бизнес-среда постоянно меняется и эволюционирует, одна из ключевых позиций, определяющих успех и стабильность развития компаний, отводится управленцам. Чтобы изучить разные аспекты этой профессии и показать, как руководители сами видят и оценивают свою роль, эксперты iConText Group провели исследование. Оно предоставляет уникальную возможность заглянуть за кулисы управленческой профессии, понять сложности и вызовы, с которыми руководители сталкиваются ежедневно.

Для того, чтобы получить более полную картину, мы дополнительно поговорили с представителями различных компаний, занимающих руководящие должности. Вы сможете ознакомиться с мнением экспертов относительно ключевых тем. Мы надеемся, что это исследование предоставит ценные инсайты и будет полезным как для практикующих управленцев, так и для тех, кто стремится занять руководящие позиции в будущем.

Методология исследования

Для оценки мнений руководителей на тему их управленческих навыков и представления о разных аспектах менеджмента мы опросили 1500 респондентов: руководителей департаментов, подразделений, топ-менеджеров и основателей компаний. Для анкетирования также задействовали аудиторию ассоциации менеджеров России.

Объект исследования — руководители на различных уровнях управления, их профессиональные и персональные качества, опыт и взгляды на эффективность управленческих практик.

Предмет исследования — анализ профессиональной деятельности управленцев, их восприятие и оценка собственных ролей в контексте управления, а также влияние обучения и корпоративной культуры на их эффективность в рамках менеджмента.

Период проведения: июль — октябрь 2024. 

Инструменты: количественное исследование методом онлайн-опроса руководителей (1500 респондентов).

Коротко о респондентах

Рисунок 1. Возраст респондентов

60% опрошенных руководителей, а это большинство, старше 45 лет. 36% управленцев находятся в средней возрастной категории — от 30 до 45 лет. И только 6% опрошенных оказались молодыми руководителями, в возрасте до 30 лет.

Также в исследовании приняли участие представители разных отраслей бизнеса: производство, строительство, IT, образование, финансы и страхование, ретейл, медицина и фарма, реклама, транспорт, государственные организации и др.

Подробную статистику по распределению отраслей можно посмотреть на графике ниже:

Рисунок 2. Сферы деятельности респондентов

Результаты исследования

Насколько внутренние коммуникации важны для успешной деятельности компании, по мнению руководителей

Рисунок 3. Оценка важности внутренних коммуникаций

В данном вопросе респондентам нужно было оценить важность коммуникаций внутри компании по пятибалльной шкале, где 1 — не важно, 5 — важно. 

  1. Большинство респондентов — 74% — оценивают внутрикорпоративные коммуникации крайне важными. Они поставили оценку 5 — максимальный балл. Это подчеркивает убеждение, что эффективное общение внутри организации — ключевой фактор успешной работы, управления, координации действий, обмена знаниями и поддержания корпоративной культуры.
  1. 16% респондентов поставили 4 балла. Это высокая, но не максимальная оценка. Это может отражать понимание важности коммуникаций внутри компании, но также признание того, что существуют и другие, не менее значимые аспекты управления и работы организации.
  1. 7% опрошенных поставили 3 балла. Скорее всего, для них коммуникации играют значимую роль, но не всегда приоритетны или не всегда эффективно внедрены в рабочие процессы компании.

3% считают, что внутренние коммуникации не играют настолько важную роль в организации: они поставили наименьшую оценку — 1 и 2 балла. Это может отражать либо уникальные условия их конкретной рабочей среды, где коммуникации имеют меньшее значение, либо недовольство текущими методами и качеством внутреннего общения в их организациях.

Ключевой инсайт

Подавляющее большинство руководителей (74%) придают большое значение внутренним коммуникациям в организации, считая их критически важными для эффективной работы и развития компании. Это также подчеркивает их роль как ключевого фактора в эффективном управлении, координации и поддержании корпоративной культуры, что говорит о важности инвестирования в развитие коммуникативных навыков и инструментов внутри организаций.

Несмотря на это, существует заметная доля руководителей (26%), которые придают этому аспекту меньшее значение, что может отражать различия в условиях работы, взглядах на управление или уровне удовлетворенности существующими коммуникационными процессами в их организациях.

Насколько внешние коммуникации важны для успешной деятельности компании, по мнению руководителей

Рисунок 4. Оценка важности внешних коммуникаций

Респондентам нужно было оценить важность внешних коммуникаций по пятибалльной шкале, где 1 — не важно, 5 — важно. 

  1. Большинство респондентов — 61%— поставили 5 баллов. Они считают внешние коммуникации важным аспектом для успешной деятельности компании. Это подчеркивает понимание того, что эффективное взаимодействие с клиентами, партнерами, инвесторами и общественностью — ключевой фактор успеха в современном бизнесе. Внешние коммуникации помогают формировать репутацию компании, укреплять бренд, расширять рынки и поддерживать отношения с важными заинтересованными сторонами.
  1. 26% опрошенных поставили 4 балла. Это высокая, но не максимальная оценка. Респонденты признают важность внешних коммуникаций, но не ставят их на первое место. Возможно, они считают, что, помимо внешних коммуникаций, есть и другие ключевые аспекты, влияющие на успех компании, такие как внутреннее управление, качество продукции или услуг и так далее.
  1. 10% респондентов поставили 3 балла. Эта группа респондентов дает внешним коммуникациям среднюю оценку, может видеть в них важный, но не определяющий фактор успеха. Это могут быть представители компаний, для которых внешние коммуникации важны, но не являются приоритетом в их конкретной отрасли или бизнес-модели.

3% опрошенных поставили один и два балла — это самая низкая оценка. Можем предположить, что эта группа людей, возможно, работает в отраслях или в условиях, где внешние связи не играют ключевой роли. Или они могут быть недовольны текущим состоянием внешних коммуникаций в их компаниях.

Ключевой инсайт

Большинство респондентов (61%) признают внешние коммуникации важным или даже ключевым элементом успешной деятельности компании. Это подчеркивает необходимость инвестирования в стратегии внешних коммуникаций, а также в навыки и инструменты для эффективного взаимодействия с внешним миром.

Сравнивая мнения респондентов о внутренних и внешних коммуникациях, можно заметить, что оба аспекта играют важную роль. Однако внутренние коммуникации признаются более важными по сравнению с внешними (74% против 61%). 

Это подчеркивает, что, хотя взаимодействие с внешним миром является ключевым для роста и репутации компании, эффективная внутренняя коммуникация — фундаментальный элемент для успешного управления, координации и поддержания корпоративной культуры. Это в свою очередь влияет на общую эффективность и результативность бизнеса.

Ольга Гатчина, руководитель направления маркетинговых коммуникаций iConText Group:

Какие инструменты внешних коммуникаций используются в вашей компании для формирования ее имиджа, продвижения бренда/продуктов?

«В нашей компании основной акцент сделан на стратегические внешние коммуникации. Это помогает поддерживать репутацию надежного и компетентного партнера среди клиентов из крупного бизнеса. Чаще всего мы взаимодействуем с аудиторией через несколько ключевых инструментов коммуникации.

Прежде всего это PR-кампании — регулярные пресс-релизы, экспертные комментарии и интервью с представителями агентства. Благодаря этому мы не только поддерживаем узнаваемость бренда, но и делимся знаниями, которые подчеркивают нашу экспертность и укрепляют репутацию на рынке.

Наши основные каналы коммуникации, которые мы используем на регулярной основе, — социальные сети и корпоративный блог. Там мы публикуем контент, ориентированный на клиентов и партнеров: кейсы, обзоры рыночных тенденций и истории успеха. Таким образом мы также подчеркиваем наши сильные стороны и сообщаем о результатах проделанной работы.

Мы также используем email-рассылки и выпускаем дайджест новостей за месяц, где собираем полезную и важную информацию из мира digital и нашей индустрии. Это помогает поддерживать регулярный контакт и оставаться на связи с текущими клиентами.

Еще один важный инструмент продвижения — участие в отраслевых и деловых мероприятиях и конференциях. Мы регулярно вовлекаемся в ключевые события и организуем собственные. Таким образом мы напрямую можем коммуницировать с целевой аудиторией, делиться информацией и знаниями, которые важны и полезны для наших клиентов и их бизнеса».

Вывод по проведенному исследованию

Ключевой аспект, выявленный в исследовании, — признание важности наставничества и обучения. Большинство руководителей (59%) считают, что это может значительно повысить их эффективность, особенно при выполнении сложных или новых задач. Это отражает осознание необходимости постоянного профессионального развития и обучения. Также важная роль отводится внешним и внутренним коммуникациям. 61% и 74% респондентов соответственно отметили, что это фундаментальные элементы, влияющие на общую эффективность и результативность бизнеса.

В целом исследование подчеркивает, что роль руководителя многогранна и требует разностороннего подхода. Эффективное управление, адаптация к изменениям, развитие ключевых навыков и постоянное обучение — все это критически важно для успеха и стабильного развития компаний в динамичной бизнес-среде.