Изменения в маркировке товаров летом 2025 года — что важно знать бизнесу

2025-06-23 11:23:51 Время чтения 10 мин 1551

Обновления для маркировки продолжают вводится. Очередные изменения с 1 июня касаются всех участников товарооборота и приведут к новому этапу контроля за реализацией маркированных товаров.

В статье расскажем, какие новые требования уже вступили в силу с начала июня и какие обновления ждать летом 2025 года. 

Маркировка безалкогольных напитков и соков

1 июня 2025 года к маркировке безалкогольных напитков появились новые требования. Теперь необходимо передавать сведения о кодах маркировки не только при вводе продукции в оборот, но и при ее передаче третьим лицам на основании гражданско-правовых договоров (купля-продажа, агентский договор и т.д.). Правила действуют согласно постановлению Правительства РФ № 887.

Изменения распространяются на:

  1. Безалкогольные напитки (в том числе с соком) в алюминиевых банках.
  2. Безалкогольные напитки в стеклянной и полимерной упаковке.
  3. Соки в потребительской упаковке.

Следующие категории не подлежат маркировке:

  1. Продукция, вывозимая за пределы ЕАЭС.
  2. Рекламные и маркетинговые образцы.
  3. БАДы и специализированная диетическая продукция.
  4. Концентраты, свежевыжатые и замороженные соки.

Для соответствия требованиям к маркировке с 1 июня 2025 бизнесу следует:

  1. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
  2. Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
  3. Настроить оборудование для работы с маркировкой, включая 2D-сканеры и онлайн-кассы.
  4. Обеспечить корректный вывод продукции из оборота.

Также в «Честный ЗНАК» следует передавать:

  1. данные о маркировке при вводе продукции в оборот;
  2. сведения о кодах при передаче права собственности (продажа, отгрузка и т.п.);
  3. информацию о кодах при передаче товара по агентским или комиссионным соглашениям.

Разрешительный режим реализации безалкогольных напитков

Обязательная онлайн-проверка маркировки безалкогольных напитков в стеклянной, алюминиевой и полимерной упаковке (в том числе алюминиевые и ПЭТ-бутылки) началась 5 февраля 2025 года. 

С 1 июня 2025 года стартовал разрешительный режим на кассах в офлайн-режиме. Он распространяется на все категории безалкогольных напитков (постановление Правительства РФ от 21.11.2023 №1944). 

Как он работает? Если онлайн-связь отсутствует, включается офлайн-проверка через Локальный модуль. После восстановления соединения данные автоматически отправляются в «Честный ЗНАК» и ФНС. При выявлении ошибок — продажа блокируется. 

Подробнее про режим проверок в статье Бизнес.Ру: Сервис Бизнес.Ру «Онлайн-Чеки» запустил офлайн-режим проверки маркировки

Продавцы обязаны:

  1. не допускать к продаже напитки, если на платформе «Честный ЗНАК» нет данных о маркировке;
  2. отказывать в реализации продукции, запрещенной к продаже по решению госорганов;
  3. не продавать напитки, по которым в системе отсутствует информация о вводе в оборот;
  4. исключать из продажи товары с маркировкой, нанесенной с нарушениями;
  5. не реализовывать напитки с истекшим сроком годности.

Для корректной работы бизнес должен обновить кассовое ПО и установить Локальный модуль «Честного ЗНАКа» на случай потери связи с системой маркировки.

Штрафы за нарушение передачи сведений составляют:

  1. Должностные лица — штраф от 1 000 до 10 000 ₽.
  2. Юридические лица — от 50 000 до 100 000 ₽.

Маркировка одежды 

Изменения в маркировке товаров легкой промышленности проходят с 1 по 30 июня 2025 года. В эти числа все поставщики и продавцы обязаны промаркировать продукцию, приобретенную до 28 февраля 2025 года включительно (согласно постановлению Правительства РФ №1956 от 31.12.2019).

Маркировке подлежат товары:

  1. нижнее белье: трусы, кальсоны, пижамы, майки, ночные рубашки, халаты, комбинации, панталоны, юбки;
  2. изделия для женщин: бюстгальтеры, корсеты, пояса, подтяжки, помочи, подвязки;
  3. футболки, нижние рубашки, детская одежда и аксессуары для младенцев;
  4. купальные костюмы (вязаные и трикотажные);
  5. текстильные перчатки (кроме трикотажных), а также перчатки, варежки и митенки из кожи;
  6. головные уборы: фетровые, вязаные, кружевные, плетеные, текстильные, а также сетки для волос;
  7. гетры, гамаши и аналогичная продукция.

Этапы маркировки товаров летом следующие:

  1. С 1 июля 2025 года — прекращается таможенный выпуск немаркированной продукции, приобретенной до 28 февраля 2025 года.
  1. До 30 сентября 2025 года — необходимо завершить ввод в оборот импортных товаров, выпущенных с 1 марта по 30 июня 2025 года.
  1. С 1 августа 2025 года — запрещена продажа немаркированных остатков (допускается только хранение).

Новые правила маркировки обязывают импортеров и продавцов до 30 июня 2025 года:

  1. Промаркировать весь товар, приобретенный до 28 февраля 2025 года.
  2. Промаркировать продукцию, выпущенную таможней с 1 марта 2025 года по процедурам «выпуск для внутреннего потребления» или реимпорта.
  3. Завершить процедуру таможенного выпуска для немаркированной продукции.

Маркировка молочной продукции 

Изменения в маркировке с 1 июня 2025 касаются участников оборота молочной продукции. Производители, поставщики и продавцы должны оперативно передавать сведения о передаче товара третьим лицам по гражданско-правовым договорам (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099).

Продукция, на которую распространяются требования:

  1. молоко и сливки (в том числе сгущенные);
  2. йогурт, кефир, пахта, свернувшиеся молоко и сливки, молочная сыворотка;
  3. сливочное масло, молочные пасты;
  4. сыры и творог.

Товары, которые маркировать не требуется:

  1. молочная продукция, вывезенная за пределы ЕАЭС по таможенным процедурам;
  2. образцы, предназначенные для рекламы и маркетинга, не подлежащие продаже;
  3. продукция весом до 30 граммов включительно;
  4. питание для детей до 3 лет и специализированное диетическое (лечебное/профилактическое) питание.

В обязанности участников оборота входит своевременная передача данных для законного оборота маркированной молочной продукции. Для этого в день передачи продукции третьим лицам необходимо отправить на платформу «Честный ЗНАК» сведения о смене права собственности на продукцию. В этот же день — направить уведомление о передаче продукции по агентским, комиссионным, подрядным и поручениям договорам.

Маркировка косметики и бытовой химии 

С 1 июня маркировка продукции, приобретенной до 30 апреля 2025 года, должна быть произведена до конца месяца. Требование предусмотрено постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 № 1681.

Продукция, подлежащая обязательной маркировке:

  1. мыло в кусковой форме, включая формованные изделия;
  2. моющие средства в потребительской упаковке;
  3. поверхностно-активные вещества и средства для мытья кожи в виде крема или жидкости;
  4. бумага, вата, фетр и нетканые материалы, пропитанные мылом или моющими средствами;
  5. чистящие порошки и пасты.

Маркировка товаров по новым требованиям включает передачу сведений о нанесенных кодах маркировки в «Честный ЗНАК» не позднее 30 июня. До этой же даты участникам оборота следует нанести коды на товары, прошедшие таможню с 1 мая 2025 года по процедурам внутреннего потребления или реимпорта

Второй этап маркировки начнется с 1 июля 2025 года. Он распространяется на:

• средства для волос;

• средства для бритья;

• дезодоранты.

Соблюдение сроков и правил маркировки товаров — обязательное условие для легального оборота товаров на рынке. Продажа, хранение или транспортировка не промаркированных товаров облагается штрафом в размерах:

  1. Для ИП: от 5 000 до 10 000 ₽ с конфискацией.
  2. Для ООО: от 50 000 до 300 000 ₽ с конфискацией.

Маркировка бакалейной продукции

Эксперимент по маркировке бакалейной продукции завершен 28 февраля 2025 года. Новые этапы внедрения закреплены постановлением № 1682 от 30.11.2024.

Маркировка для бизнеса начинается с 1 июля 2025 года. Она распространяется на:

  1. специи;
  2. соусы;
  3. суповые заготовки.

Реализация немаркированных остатков разрешена до конца срока годности.

Также появились изменения в маркировке товаров с 31 мая 2025 года в постановлении № 1682. В перечень товаров с маркировкой включены растворимые напитки: чай, кофе, цикорий и другие. Сроки новой маркировки продукции еще не установлены. Тестовый период пройдет с 1 июня по 31 августа 2025 года.

Маркировка кондитерских изделий

Изменения в маркировке в марте 2025 года начались для кондитерской продукции. 1 марта стартовал эксперимент, который завершится 31 августа 2025 года.

В рамках эксперимента проходит новая маркировка продукции в потребительской упаковке:

  1. шоколад;
  2. мармелад;
  3. пирожные;
  4. жевательная резинка;
  5. и другая аналогичная продукция.

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2025 № 818  утвержден поэтапный план обязательной маркировки.

Что меняется в маркировке? Начало участников оборота в системе начнется 1 сентября 2025 года. Основные этапы обязательной маркировки пройдут в течение 2026 года. Реализация немаркированных остатков допускается до окончания их срока годности.

Больше полезных новостей в Telegram-канале >>>