Согласно последним данным АКАР, почти половина рекламодателей включает спонсорство на телевидении в свой медиамикс или за последние три года увеличили объем такого рода размещений. Это не случайно: исследования Института современных медиа MOMRI подтверждают: замечают и запоминают такой формат не хуже, чем прямую рекламу, а ещё с помощью спонсорства можно эффективно влиять на выбор товаров и услуг.
Все спонсорские спецпроекты можно условно разделить на три вида: спонсорское размещение, product placement и кастомизированные проекты.
Спонсорское размещение — это, как правило, пакет опций, который продает телеканал бренду. В него входит определенное количество секунд крупного плана логотипа бренда и продукта в кадре в процессе его использования, устное объявление о статусе спонсорства и возможность разместить рекламный ролик прямо перед началом передачи или сразу после её окончания.
Такое размещение — явное, оно сопровождается устным и визуальным подтверждением статуса спонсора, а бренд в кадре на протяжении передачи обычно крупно присутствует 15 секунд и более. Но продукт довольно органично вплетен в канву сценария телепроекта, поэтому не вызывает отторжения.
Product placement — более тонкий формат интеграции, когда бренд присутствует в кадре не столь явно, а становится частью образа героев телепередачи или фильма. Например, от того, что Джеймс Бонд ездит на Aston Martin, выигрывают обе стороны. Автомобильный бренд получает прямую ассоциацию с одним из самых харизматичных киногероев современности и может показать гоночные характеристики в ходе закрученного сюжета. Нового актёра в роли Агента 007 быстрее признают фанаты, когда увидят ряд присущих атрибутов. А ещё это один из немногих способов продвигаться алкогольным напиткам, сигаретам и другим товарам с ограничениями на прямую рекламу.
Отличить product placement от спонсорского размещения несложно. Если из канвы сюжета бренд можно исключить без потери смысла — это спонсорское размещение. К примеру, повар в выходе на ТВ использует сковородку Tefal, а в той же передаче на YouTube — просто какую-то сковородку. А вот Aston Martin из фильма про Джеймса Бонда не уберешь. Значит, попадая в популярное шоу, бренд ещё долго будет получать дополнительные охваты за счет просмотра фильма спустя какое-то время на Youtube или в повторах на ТВ.
Кастомизированный проект — проработанное и созданное отдельное шоу для бренда. Это премиальный спецпроект и «палочка-выручалочка» для ситуаций, когда регулярные телепроекты не позволяют реализовать задачи марки или не подходят по срокам размещения.
Вот пара примеров проектов, с которыми я работала.
Решение: «Фрайдей Маркет» на «Пятнице». Это двухминутная межпрограммная интеграция в популярном формате “распаковка”. Лица канала тестировали и подробно рассказывали о представленных в Fix Price товарах и преимуществах торговой сети. Отследить конверсию в продажи можно было по промо-коду, который также сообщал селебрити. Ещё компания могла использовать ролики со звездами в собственных имиджевых целях. Публично результаты кампании не публиковались, но об её успешности говорит тот факт, что у «Фрайдей Маркет» были ежегодные пролонгации.
2. Задача: познакомить зрителей с необычными туристическими маршрутами по России и вовлечь в создание пользовательского контента для Russpass. Запуститься быстро с минимальным производственным сроком, чтобы успеть к началу туристического сезона.
Стоит отметить, что производственный шаг классического тревел-проекта занимает 3—5 месяцев. Как правило, чтобы выйти в эфир летом, проект снимают уже в феврале. Подходящих для интеграции шоу в работе не было, а выходить нужно было в ближайшее время.
Решение: проект «Такие места» для Russpass на «Пятнице». Лицом проекта стала Ирена Понарошку, которая рассказала о своих любимых местах в Москве. Дальше к ней присоединились локальные блогеры из разных регионов России и участники из числа телезрителей. Авторы самых интересных работ получили призы от Russpass. Согласно открытым данным, за два с половиной месяца зрители прислали две тысячи оригинальных видеороликов из 249 городов России, а охват проекта составил 10 млн уникальных телезрителей. Максимальная доля в эфире достигла 13%.
Отдельно еще стоит отметить возможность телеканалов проводить коллаборации с брендами, интегрируя их продукт в свою айдентику и промо, а также задействовать в коммуникации популярных лиц и сотрудников телеканала.
Начиная работать со спонсорскими спецпроектами, бренды преследуют одну из двух целей (или сразу обе): имиджевую и/или охватную.
Начнем с имиджевой. Спецпроект помогает выстроить эмоциональную связь бренда с аудиторией, повысить её лояльность и воссоздать ситуацию потребления в кадре. Можно показать, как работает продукт, какие у него свойства и преимущества руками и голосом известного телеведущего или релевантного бренду селебрити.
К примеру, для продвижения самоклеющейся повязки Cosmopor E (Paul Hartmann) я и телеканал “Пятница” предложили интеграцию в проект “Адская кухня”. В шоу участники борются за звание лучшего повара страны, проходят кулинарные испытания с использованием острых ножей и раскаленных плит. При таком накале страстей всегда есть риск получить порез или ожог. Так была найдена нативная точка для интеграции данного продукта.
А для решения маркетинговых задач бренда уходовой косметики для волос и тела Kapous был предложен проект “Новый день” на ТВ-3. В нём бьюти-эксперты канала с помощью уходовых продуктов бренда преображали героинь и вдохновляли на новые достижения.
Второй блок целей — охватный. Возможность рассказать о продукте внутри шоу, а также дополнительно пустить рекламный ролик в непосредственной близости к шоу, увеличивает шансы, что такая коммуникация действительно состоится, а человек не уйдет заваривать чай на кухню. В отличие от прямой рекламы.
Также при выборе шоу мы руководствуемся сравнением аудитории проекта и целевой аудитории бренда. Это позволяет последнему точнее таргетировать своё сообщение. Например, продвигать бренд мультиварок логичнее в кулинарном шоу, чем в рекламном блоке боевика.
Как. Этапы реализации спецпроекта
Работа по организации спонсорского спецпроекта состоит из пяти этапов.
Если есть подписка на TNS, можно запросить данные по Affinity index, чтобы оценить пересечение аудитории бренда и канала. В приоритете каналы с показателем выше 100. Чем выше показатель, тем лучше.
3. Поиск и подбор релевантной передачи, инструмента и инвентаря. Бывает, что шоу хорошо подошло тематически, но съемки текущего сезона уже завершены, а работа над следующим начнется слишком поздно, ведущий связан спонсорским контрактом с конкурентом бренда и ещё много разных ситуаций, почему казавшийся идеальным на бумаге вариант в жизни не столь идеален. На мой взгляд, проект на ТВ должен отвечать следующим параметрам:
4. Проработка идеи спецпроекта для бренда. То есть того, как именно будет интегрирован продукт в шоу: какие герои будут участвовать и как они будут взаимодействовать с продуктом, сколько эфирного времени суммарно займут интеграции, какой крупности будет логотип и продукт и так далее.
5. Реализация проекта: от написания сценария до сдачи монтажей в эфир. Перед этим этапом важно организовать установочную встречу. Если сотрудничество идёт через рекламное агентство, обеспечьте присутствие на встрече и на съемочной площадке представителя бренда. Это минимизирует риск получения на выходе ситуации из мема про «ожидание/реальность».
При возникновении спорных моментов во время реализации проекта бренду лучше прислушаться к мнению телеканала и продакшена, так как они эксперты в работе со своей аудиторией и создании контента для неё, а наша цель - взаимодействовать с данной аудиторией привычным для нее языком.