Повышаем личную эффективность руководителя: три главных навыка

26 Янв 2023 Время чтения 10 мин 662

Чтобы создать команду, которая будет работать как часы, руководитель должен серьезно прокачать навык личной эффективности. Не стоит ждать впечатляющих организованности и результативности от каждого сотрудника, если руководитель ими не блещет. 

Кроме того, начальник, который постоянно ничего не успевает и обо всем забывает будет терять свой авторитет. Он упустит моральное право указывать сотрудникам на промахи в тайм-менеджменте или выполнении задачи. Это не приведет ни к чему хорошему. В статье хочу поделиться своими «ключами к успеху» в этом деле, также расскажу о главных ошибках на пути повышения собственной результативности. 

Ключи к успеху

Любую сложную задачу надо декомпозировать, тогда она не кажется устрашающей и нерешаемой. Повышение личной эффективности — конечно, такая задача, сложная и многослойная. Для себя я выделил три «ключа к успеху» в этом вопросе или трех китов, на которых стоит его решение, называть можно как угодно. Главное — каждому, кто хочет стать эффективнее, надо обратить внимание на делегирование, планирование и контроль.  

Делегирование

Так называется передача задачи, функции или целого бизнес-процесса подчиненным. Кажется, что это очевидно, однако часто руководители прямо не могут заставить себя передать что-то другому человеку. Их терзают страхи и сомнения: 

  • «Никто не справится с задачей лучше меня». Возможно, сначала так и будет, но люди обучаемы, верьте в них и не давайте ничего непосильного. Не боги горшки обжигают;
  • «Буду объяснять три часа, а сам сделаю за час». Резонно, скорее всего вы правы, но фишка в том, что завтра обученный сотрудник выполнит задачу еще раз и сэкономит вам час, а послезавтра еще. К концу года вы выиграете таким образом «миллион» часов;  
  • «Обучу его, а он готовенький уйдет к конкурентам». Такое может случиться, ничто не вечно под луной, но работайте с его стимулами и мотивацией, чтоб дольше не уходил. А еще помните, про «миллион» часов, которые он для вас сэкономил. Его обучение в любом случае — выгодное мероприятие. 

Отбросьте сомнения в сторону и смело делегируйте. Это высвободит время и вы сможете сосредоточиться на важных и творческих задачах. Чтобы понять, какую задачу следует оставить себе, а какую отдать, задайте себе ряд вопросов. Если ответ на хотя бы один из них отрицательный, то задачу, скорее всего, надо делегировать: 

  • У меня хорошо получается делать это?
  • Результат от выполнения этой задачи велик и важен?
  • Я трачу мало времени на это? 

Для примера возьмем грязный диван и спросим себя о его чистке:

  • Я хорош в чистке дивана? Никогда этого не делал, скорее всего залью его водой и испорчу. 
  • Насколько велик и важен результат этой задачи? Оценил бы на 4 из 10. 
  • Я управлюсь с чисткой дивана быстро? Точно, нет. Провожусь часа три минимум. 

Вывод: Совершенно точно надо вызвать клининг. Вы полностью отдадите сложную и скучную для вас задачу, которая съест кучу времени, профессионалам. На них можно положиться, а свою голову занять другими вещами, интереснее и важнее. 

Делегировать — это снимать с себя задачи, которые плохо получаются или съедают слишком много времени

Понятно, что клининг — это утрированный пример для наглядности. В бизнес-процессах все сложнее. Однако тренировка навыка тем и прекрасна, сначала делегируете чистку дивана, потом делите с партнером сферы ответственности в компании. В i2crm, например, два стратегических руководителя. Я ориентируюсь на внешние коммуникации, а партнер занимается внутренними делами компании: развитием продукта и финансами. Для нас такое разделение функций оказалось оптимальным и проверенным временем, вам надо найти свое. 

Как не допустить типичных ошибок делегирования?

Я знаю, что процесс передачи задач и целых функций сложен. Поэтому хотел бы дать четыре совета, которые помогут пройти его максимально легко и быстро:

  • Начните с малого. Передавайте простые и не очень важные задачи и процессы: разбор документов, обзвон базы, составление писем. Это поможет отработать навык постановки задачи и контроля за ее выполнением.
  • Правильно выбирайте сотрудника. Не стоит забывать, что этот процесс не только разгружает вас, но и помогает расти вашим коллегам. Для них это отличный шанс попробовать свои силы в новых задачах. 
  • Ставьте четкое задание. Это критически важный момент. ТЗ вида «Принеси то, не знаю что» — прямой путь к тому, что вас не удовлетворит результат. Проговорите, а лучше пропишите задачу максимально подробно, тогда вы сможете требовать четкого выполнения. 
  • Продумайте промежуточные точки контроля. Обозначьте их для себя и сотрудника, который работает над задачей. Так и вам будет спокойно и исполнитель будет знать, что он на верном пути. Если что-то будет не так, у вас хватит времени внести корректировки. 

Этих советов будет достаточно, чтобы научиться делегировать, освободить себе время и заинтересовать сотрудников новыми задачами. Но вернемся к «ключам к успеху», следующий — о составлении списка дел. 

Планирование

В деле повышения личной эффективности далеко не уехать без привычки планировать задачи как в рамках одного дня, так и в рамках гораздо более длинных периодов: года, трех лет, пяти лет. Важно ранжировать задачи по степени важности и срочности. Кстати, это тоже способ найти дела, которые можно делегировать.

Составлять списки дел можно разными способами. Есть ретрограды, которые до сих пор пользуются только бумажными ежедневниками. Я за прогрессивные инструменты: онлайн-планеры и таск-трекеры. В нашей компании мы используем:

  • календарь в Trello для планирования рабочих встреч, отпусков, больничных и отгулов сотрудников;
  • Confluence для хранения всех рабочих документов. Там же все сотрудники ведут свои листы с задачами и планами;
  • Jira для постановки задач и отслеживания процесса их выполнения. 

В личном планировании я еще использую Google-календарь. Он помогает на забывать о важных мероприятиях. 

Планировать задачи и ранжировать их по степени важности гораздо легче в планерах или таск-трекерах.

В нашей компании я также занимаюсь совместным планированием дел с руководителями отделов. Для этого у нас предусмотрена ежедневная утренняя встреча «Три ключевых задачи в день». Она помогает коллегам лучше фокусироваться на целях, а я остаюсь в курсе всех наиболее важных дел, которые происходят в компании. Руководители же проводят еженедельные планерки с сотрудниками своих отделов. Цели у этих мероприятий те же. 

Однако мало просто услышать о планах подчиненных, важно еще и проконтролировать выполнение задач. Здесь существует тонкая грань, которую легко переступить и свалиться в микроменеджмент. От него не станет легче никому. 

Контроль

Разумный контроль важно ввести в привычку. Сотрудники должны знать, что руководителям не все равно, как и когда будет выполнена работа. Начальнику важно своевременно получать информацию о том, как сотрудники справляются со своими задачами, оценивать результат и вносить корректировки в бизнес-процессы. 

В i2crm мы нашли элегантное и рабочее решение, которое помогает руководителям оперативно контролировать выполнение задач в отделах. При этом оно не обременительно для сотрудников. Рабочий день каждого в i2crm фиксируется с помощью чат-бота. В нем есть кнопки для начала рабочего дня, его окончания, фиксирования задач, отгула и отпуска. Эта небольшая автоматизация рутины освобождает много времени и помогает с контролем процессов. 

Используйте современные методы автоматизации, чтобы проще контролировать какие-то рутинные моменты

Идеальный контроль можно сравнить с вождением машины. Вы наблюдаете за ситуацией вокруг и своевременно реагируете на нее, отдавая машине другие команды. Правда, тут есть отличие, во время вождения контроль должен быть постоянным, а бизнесу это только навредит. Гораздо важнее использовать точки контроля. 

Заключение

«Ключи к успеху» в деле повышения личной эффективности руководителя это:

  • делегирование,
  • планирование,
  • контроль.

Прокачивайте эти навыки, чтобы вывести свои результаты и результаты компании или отдела на новый уровень. Не старайтесь сделать все и сразу, начинайте действовать поступательно и успех обязательно придет!

Категории: Прочее