Почему крупному бизнесу невыгодно поддерживать интернет-магазин на «Битриксе»: выбираем альтернативу

2023-11-24 09:15:38 Время чтения 16 мин 1631

Привет! Меня зовут Дмитрий Важенин, я — коммерческий директор Creonit / digital production. Разрабатываем цифровые сервисы, в том числе и интернет-магазины. Сегодня поговорим о последних и разберём, каким компаниям стоит делать интернет-магазины на 1С-Битрикс, а кому лучше рассмотреть разработку на одном из фреймворков Python с точки зрения бизнеса. Поговорим о плюсах и минусах каждого подхода и что делать, если вы выбрали неверный стек для разработки.  

Почему Битрикс популярен в России?

1С-Битрикс — самая популярная коммерческая CMS для разработки сайтов в России, согласно рейтингу iTrack за 2021 год. Мы — золотой партнёр 1С-Битрикс, ведём проекты на этой CMS, поэтому можем сказать, что он хорош для создания интернет-магазинов, если его использовать «как есть» — в рамках возможностей, которые включены в коробочное решение.

Популярность Битрикса объяснима:

  1. Хороший маркетинг.
  2. Битрикс синхронизируется со всеми продуктами 1С, которые тоже востребованы в России. Если бизнес уже пользуется каким-то софтом от 1С, он чуть ли не автоматически переходит на «Битрикс» для разработки сайтов. Потому что у этих решений один провайдер и, можно сказать, общая экосистема.
  3. В Битрикс встроены интеграции со всеми российскими службами доставки и сервисами оплаты.
  4. CMS проста в использовании для бизнеса, если не делать кастомных модулей.

Для какого бизнеса подойдёт интернет-магазин на Битриксе

1С-Битрикс подойдет для малого и среднего бизнеса: небольших интернет-магазинов, независимо от их специфики. Широкая функциональность и гибкие инструменты для создания и управления электронной коммерцией позволяют настраивать каталог товаров, управлять ценами и акциями, обрабатывать заказы и осуществлять доставку.

Я бы советовал использовать 1С-Битрикс для интернет-магазинов, если:

  1. Большая часть или вся необходимая функциональность для вашего проекта уже есть в системе и не требует дополнительных разработок;
  2. Разработчики, которым вы доверяете, работают только с этой платформой;
  3. У вас есть успешно реализованные проекты на этой системе, и вы довольны результатом.

Если у вас магазин с большим количеством товаров, ежедневного трафика и активных пользователей, то он быстро начнёт требовать больше, чем предлагает «коробка».

С какими сложностями сталкивается крупный бизнес в работе на «Битриксе»

Не всё, что хорошо для малого и среднего бизнеса, подойдёт для крупного. Рассмотрим, когда лучше сделать интернет-магазин на фреймворках Python (например, Django) и с какими сложностями может столкнуться крупный бизнес в работе на Битриксе‎.

1. Крупный интернет-магазин на 1С-Битрикс сложно масштабировать и поддерживать

Проект всегда будет упираться в рамки «коробки». Если потребуется настроить нестандартную фильтрацию в каталоге, это возможно сделать только с помощью кастомизации модулей. Если их много, интернет-магазин становится тяжелым, и скорость загрузки страниц падает. В современном мире это — приговор. Сайт, который не открывается за 3 секунды, теряет пользователей. Это усложняет добавление новых функций и интеграций.

К тому же, кастомизированные модули нужно поддерживать вручную. Они не будут обновляться вместе со всей CMS автоматически. Это приведёт к увеличению технического долга — проблем в коде или архитектуре, которые будет дорого исправлять при поддержке интернет-магазина в будущем.

2. На 1С-Битрикс‎ тяжело проверять гипотезы и инвестировать в новые функции

Под давлением страха, что на «Битриксе» разрабатывать нестандартные функции долго и дорого, бизнес не проверяет продуктовые и маркетинговые гипотезы. В итоге они не конвертируются в деньги, и магазин не развивается. Цена технической поддержки проекта будет оставаться низкой на цифрах, но и не реализуется весь потенциал бизнеса.

Чтобы сохранять конкурентное преимущество на рынке, нужно внедрять что-то новое. Например, в 2019-2020 годах крупные интернет-магазины стали показывать рекламу в виде сториз на главной странице — у многих формат сохранился до сих пор. Он позволяет показывать больше специальных предложений, чем традиционные карусели с баннерами, потому что занимает меньше места. При этом сториз цепляют глаз пользователя и толкают к тому же поведению, что и в соцсети, из которой они перекочевали, — желанию проверить, «что там нового». Внедрение сториз в интернет-магазин может увеличить конверсию в открытие рекламы, а вместе с тем и в покупку.

Но компания, у которой магазин на Битриксе, скорее всего, не проверит это. Разработка сториз займёт много времени и может замедлить загрузку страниц — проще не делать их вообще.

В итоге, если бизнес годами будет откладывать добавление новой функциональности из-за сложности разработки, пользователи медленно перетекут к конкурентам.

Смета: сравнение разработки функций на 1С-Битрикс и Django

В качестве сравнения возьмём фреймворк Django (Python), потому что Python — один из самых популярных языков программирования в России и мире, а Django — один из популярных фреймворков. Мы делаем проекты и на Битрикс, и на Python, поэтому можем оценить рыночные цены и человеко-часы на задачи.

На примере реальной сметы рассмотрим разницу в часах на создание функций на фреймворке Django и 1С-Битрикс и разберём, какая разработка дешевле.

Дисклеймер: я понимаю, что стоимость может отличаться в зависимости от разных параметров. Мы рассчитали средние показатели, опираясь на наш опыт.
Сравнение стоимости и оценка в часах на внедрение функциональностей. Стоимость в рублях

Стоит отметить, что в приведённых выше задачах мы рассматриваем случай, когда 1С-Битрикс уже кастомизирован настолько, что готовые модули нельзя брать, потому что логика оплаты переписана целиком.

Например, у «СберМаркета» есть готовый модуль интеграции, но на переписанную логику оплаты он уже не встанет. У MindBox тоже есть готовое решение, но там очень много ограничений, поэтому лучше сразу делать кастомный модуль.

В смете видно, что Django выигрывает и в скорости разработки, и в цене. «‎Битрикс»‎ хорош, пока бизнесу хватает готовых модулей. Но как только появляются первые кастомизации и изменения в бизнес-логике, на разработку новых функций в CMS уходит больше времени.

3. Битрикс-разработчиков сложно искать и заменять в случае ухода

На рынке мало 1С-Битрикс разработчиков. Их сложно искать, нанимать и обучать. При этом у программистов не всегда хватает знаний, чтобы поддерживать интернет-магазин со сложной бизнес-логикой и кастомизациями. На такие задачи нужны разработчики уровня middle и senior.

На начало ноября 4708 доступных резюме 1С-Битрикс разработчиков. Для сравнения, резюме Python-разработчиков больше 12 000.

Дефицит кадров приводит к тому, что их сложно заменять в случае ухода. Из-за этого работа над проектом может встать в любой момент. Этот вопрос мы разбирали в нашей другой статье.

Разработчиков на Python в разы больше, чем на Битрикс — больше 12 000 релевантных резюме на HeadHunter. По данным исследования JetBrains, в качестве основного языка программирования Python на втором месте по популярности в России (после JavaScript).

На этой технологии подбор кадров идёт быстрее и дешевле, без сильных издержек на рекрутинг.

Почему выгодно разрабатывать крупный магазин на одном из фреймворков Python

Крупному бизнесу выгоднее писать интернет-магазин с нуля на фреймворках Python, потому что:

  1. Time to market фичей ниже. Функциональность и интеграции на фреймворках Python делать быстрее. Для сравнения, интеграция интернет-магазина с программой для автоматизации бизнеса SAP займёт 589 часов на «Битриксе» и 481 час на Python. Интеграция с SetRetail — 63 часа на «Битриксе» и 27 часов на Python.
  1. Легко искать специалистов. Найти человека с нужными навыками из 12 000 питонистов проще, чем из 4000 битрикс-разработчиков.
  1. Можно тестировать любые гипотезы. Бизнес перестанет сталкиваться с возражениями «эту функцию невозможно сделать на Битриксе». Новые функции будут конвертироваться в деньги. Пользователи не уйдут к конкурентам, потому что у них удобнее фильтрация или личный кабинет.
  1. Скорость загрузки страниц быстрее. У фреймворков Python высокая скорость обработки данных. Крупные интернет-магазины, сделанные на этих фреймворках, способны обрабатывать большой объём трафика и заказов. В то время как большое количество кастомных модулей в «Битриксе» замедляют работу интернет-магазина и скорость загрузки его страниц.
  1. Возможность легко сделать общий бэкенд для сайта и мобильного приложения. Можно разработать API, а затем интегрировать в него фронтенд сайта и мобильного приложения. Так оба продукта будут обращаться за данными к одному бэкенду — это упрощает синхронизацию и обновление информации. Например, если компания поменяет логику сортировки каталога или работы с остатками, то информация на сайте и в мобильном приложении обновится одновременно. Кроме того, разработка одного бэкенда для обоих продуктов делает проект дешевле.

Сколько стоит перенести интернет-магазин с «Битрикса» на Django

Что делать, если ваш интернет-магазин на 1С-Битрикс уже тяжело прогружается, а количество товаров, трафика и необходимых функций продолжает расти? Одно из решений — перенести проект на Django (Python).

Мы посчитали смету для такого переезда. Цена за каждого специалиста в команде — в месяц в рублях.

Снова дисклеймер: проекты могут быть разными, как и цены на специалистов в разных компаниях. Мы лишь демонстрируем на примере разницу в стоимости команд в целом.
Сметы сделаны на основании состава команд, работавших на двух проектах наших заказчиков. Стоимость в рублях

У битрикс-разработчиков в команде цена выше, потому что на поддержку интернет-магазина с кастомизированными модулями нужны senior-специалисты. Если нестандартные функции будут разрабатывать джуны — на это уйдёт в два раза больше времени, плюс потребуется устранять баги. При этом для переноса проекта на фреймворки Python и его будущей поддержки подойдут middle-разработчики.

ФОТ команд указали с учётом налогов, отпускных и ежегодной индексации зарплат на 20%.

Развитие и поддержка интернет-магазина на 1С-Битрикс и фреймворках Python: стоимость команд в рублях
По нашему опыту, перенос интернет-магазина на один из фреймворков Python займёт около 9 месяцев и обойдётся примерно в 11,5 миллионов рублей.

Работа будет проходить в несколько этапов:

  1. Проектирование интернет-магазина — 3 месяца. Этап нужен, чтобы продумать бизнес-логику, инфраструктуру и согласовать необходимую функциональность. В это время параллельно продолжается поддержка интернет-магазина на «Битриксе».
  2. Разразработка интернет-магазина на Django (Python) в течение 9 месяцев.
  3. Запуск интернет-магазина на Django. С этого момента можно не поддерживать интернет-магазин на «Битрикс», расходы на команду уменьшаются.
  4. Далее стоимость поддержки интернет-магазина будет уменьшаться каждый месяц, потому что фаза активной разработки завершилась. Временами нужно будет только устранять ошибки и разрабатывать новые функции по необходимости.

Вложения на перенос интернет-магазина на Python окупятся через 20 месяцев с момента начала его проектирования. Стоимость поддержки интернет-магазина на Django (Python) станет меньше в сравнении с Битриксом, потому что:

  1. Фичи разрабатывают быстрее.
  2. Не нужно делать «костыли» — меньше технический долг.
  3. Для бизнеса открываются новые возможности с тестированием гипотез.
  4. Меньше издержек на рекрутинг разработчиков, питонистов искать быстрее.

Выводы

Покупая Битрикс, пользователь получает решение большого количества задач из коробки. Если магазину в будущем не потребуется масштабирование и не нужна нестандартная функциональность (интеграции, платёжные системы и другое) — смело делайте его на Битрикс.

Крупному бизнесу стоит разрабатывать интернет-магазин на масштабируемом фреймворке, например Django (Python). Перенос интернет-магазина с 1С-Битрикс на фреймворки Python выгоден только крупным компаниям, потому что вложения требуются большие, а срок окупаемости не очень быстрый. Для маленькой компании такой срок может быть приговором.

Интернет-магазин лучше делать на фреймворках Python, если:

  1. Хотите уменьшить time to market функций, чтобы тестировать разные гипотезы, расширять аудиторию и увеличивать продажи.
  2. Хотите снизить издержки на найм специалистов и избежать простоя проекта.
  3. Планируете масштабировать интернет-магазин и не хотите балансировать между необходимостью добавлять новые «костыли» и страхом, что магазин станет загружаться медленнее.

Если вам интересно больше про разработку и ведение проектов в IT, следите за новыми кейсами и лайфхаками в нашем телеграм-канале.