Творческий проект нашей студии дизайна и Свердловского художественного училища

2023-03-07 15:10:19 Время чтения 19 мин 437

Логотип за деньги — понятный формат. Мы в maryco попробовали изменить правила игры и курировали создание логотипов студентами-дизайнерами для группы из Сколтеха, московской школы №192 и двух других организаций. Рассказываем, как появилась идея некоммерческого проекта, зачем нам этот опыт и чем он полезен для студентов.  

В конце апреля–мае 2022 года мы провели творческий конкурс вместе со Свердловским художественным училищем им. И.Д. Шадра (далее — СХУ). Наш арт-директор Вероника Октябрь гайдила разработку логотипов для магазина детских товаров Itsy Bitsy из Казахстана, московской школы №192, платформы для конференций среди врачей «СофтМедЛаб» и исследовательской группы PIRL из Сколтеха.

Всего в проекте участвовали 16 «мини-студий». Они поровну разделились на четыре большие группы для каждого из клиентов, то есть в создании каждого логотипа соревновались четыре команды и на выходе клиенты должны были получить по четыре разных варианта логотипа.

Участников, классных решений было так много, что показать все было бы трудно. Поэтому мы решили подробнее показать эволюцию одного утвержденного логотипа — для сколковской лаборатории PIRL. Остальных финалистов вы тоже увидите в конце статьи.

Создать мост между образованием и рынком

Партнерство maryco и СХУ началось благодаря нашим дизайнерам: большая часть из них там училась, а один сейчас читает лекции на отделении дизайна. Преподаватели заинтересованы в том, чтобы давать студентам реальные задачи и через нас знакомить их с тем, как устроены рынок, коммуникация с клиентами и работа над проектами.

Нас это сотрудничество тоже обогащает. Нам интересно делиться знаниями, опираясь на свой опыт и понимание рынка: обучать студентов отработанной методологии, развивать их сильные стороны, давать конструктивную обратную связь и объяснять, как с ней работать.

Кроме того, в училище высокий уровень образования, и мы присматриваемся к талантливым студентам — у нас регулярно растет нагрузка, и команда постоянно расширяется.

А еще участие в проектах с училищем — инструмент профессионального развития. В этот раз разработку логотипа курировала арт-директор, но мы планируем привлекать к участию в таких проектах лидов и креативных дизайнеров, которым это интересно. Через передачу своего опыта они смогут систематизировать собственные знания и прокачать навык коммуникации.

1 / 3

Как появилась идея проекта

Преподаватели училища решили дать студентам второго и третьего курсов больше практики: дизайнеры разделились на мини-студии по 2-4 человека и выполняли разные проекты. Одним из них было создание логотипа в сжатые сроки и на конкурсной основе. Именно на эту задачу мы и подключились как куратор: спланировали работу, сопровождали команды на всех этапах, давали правки и довели участников до финальной защиты проектов.

Мы выстроили весь процесс так, чтобы погрузить студентов в собственную методологию разработки логотипа. Нам было важно объяснить им внутреннюю логику всех этапов.

Мы начали с поиска компаний, которые захотели бы получить бесплатный логотип, и опубликовали анонс в своих соцсетях. На него откликнулись друзья и партнеры студии. Нам было важно, чтобы клиенты в этом проекте были настроены открыто и по-дружески.

Проекты подобрались совершенно разные:

  1. Платформа для конференций среди врачей «СофтМедЛаб».
  2. Магазин детских товаров Itsy Bitsy — проект нашего клиента из Казахстана.
  3. Сколковская лаборатория PIRG, разрабатывающая фотонные схемы.
  4. Московская школа №192.

Нам самим было интересно погрузиться в специфику разных сфер.

Три креативные недели на примере логотипа для Сколковской лаборатории PIRG

Так выглядел календарь проекта.

Научная группа лаборатории Центра Фотонных Наук и Инженерии Сколтеха PIRL (Photonic Integration Research Laboratory) разрабатывает устройства на основе фотонных интегральных схем (ФИС). В отличие от классических электронных интегральных схем, в ФИС носителем сигналов является свет.

Мы разрабатываем и развиваем технологию ФИС исходя из потребностей рынка для разных направлений: оптических коммуникаций, сенсорики, радиофотоники, оптических вычислений и других. Стараемся охватить весь путь создания устройств на ФИС, так называемой Экосистемы ФИС: моделируем, проектируем, изготавливаем и тестируем. Полный цикл разработки таких — по сути, единственный подобный продукт на российском рынке. Помимо исследовательских задач в лаборатории, наша группа организовала стартап/спинофф ФИСтех, который занимается реализацией разработанных устройств, а также взаимодействует с индустриальными заказчиками. У этого прикладного направления уже есть свой бренд, и мы хотели создать визуальную идентификацию для научной группы. В конце апреля 2022 увидели пост maryco (мы знакомы с арт-директором студии) с предложением поучаствовать в студенческом проекте. У нас не было никаких страхов, мы сразу доверились, потому что, находясь в научной среде, знаем, что студенты очень ответственные.  
Аспиранты Сколтеха Иван Казаков и Елена Волкова

Сам логотип группа планирует использовать в презентациях, на будущем сайте лаборатории и стартапа, в аналитических обзорах, отчетах, публикациях, раздаточных материалах во время выставок. И для командного мерча.

Этап 1. Эскизы на основе письменного брифа

Какие были вводные для логотипа группы PIRL:

  1. Пожелание к форме: комбинированный логотип — включает знаковую и текстовую версию.
  2. Характер логотипа: передовые технологии, надежность, гарантии, предсказуемость, повторяемость.
  3. От каких предметов можно оттолкнуться: фотонная интегральная схема, зондовая станция, закорпусированный чип, фотоника, волновод, световая волна.

Мы хотели, чтобы ребята зафиксировали первые идеи, не «спугнули» их дополнительными уточнениями и деталями, которые выясняются во время звонка с клиентом. Кстати, наши ожидания оправдались: у некоторых команд идеи до брифинга были интереснее и смелее. И потом мы старались вернуться к лучших предложениям из первых наработок.

Первые эскизы логотипа для PIRL.

Этап 2. Участие в брифинге

Нам было особенно важно показать, как брифовать клиентов вживую, что они не страшные и готовы подробно рассказывать о компании и задаче. Было здорово, что студенты не стеснялись выходить в коммуникацию, задавали вопросы и на практике поняли, что качественный диалог на старте помогает достичь нужного результата, ведь не все подробности понятны по письменному брифу.

Этапы 3 и 4. Подбор референсов и разработка трех концепций

Ребята провели исследование: разобрались в специфике проекта, собрали презентации с референсами и концепциями будущих логотипов. До финальной стадии ещё используется аббревиатура PIRG (Photonic Integration Research Group), затем G заменится на L (Laboratory).

В первой концепции отражены прямые ассоциации со сферой деятельности лаборатории. Знак символизирует чип, через который проходит световая волна с летящим по ней фотоном — он уменьшается в процессе полета. Дополнительный смысл логотипа: команда PIRL развивается, движется вперед и выходит за рамки.

В этом варианте логотип ассоциируется с коммуникациями, движением и развитием современных технологий.

В третьей концепции световая волна движется слева направо и вверх — это означает движение к инновациям. Общий контур знак отсылает к прямоугольной форме чипа.

Этап 5. Выбор одной концепции и доработка

Нам нужно было выбрать одну концепцию, которую студенты будут презентовать клиенту.

Это была непростая задача. Обычно мы всегда находимся на стороне исполнителя, а в этот раз пришлось выступить в другой роли. Я постаралась поставить себя на место заказчика, сменила фокус с исключительно дизайнерской оценки на то, какой из вариантов логотипа лучше передает смыслы и специфику деятельности лаборатории.
Вероника Октябрь, арт-директор maryco

В итоге выбрали первую концепцию, в которой была обыграна световая волна и фотон.

Этап 6. Создание и презентация логобука

Финальный вариант команда упаковала в логобук по нашей методологии и презентовала ребятам из PIRG. После этого были точечные корректировки по цветам и компоновке деталей. Финальный логотип получился таким.

В презентациях нам особенно понравились интерпретации разных элементов и функций, которые они выполняют. В выбранном логотипе, на наш взгляд, лучше всего отражен смысл перехода с дискретной на интегральную фотонику, свет интерпретирован как волна и частица, а сам силуэт напоминает чип, по которому и распространяется свет. К тому же логотип получился ненавязчивым и минималистичным, как мы и хотели.
Аспиранты Сколтеха Иван Казаков и Елена Волкова

Не только творчество, но и польза: приглашенные спикеры

Мы старались по максимуму реализовать свою миссию наставника, поэтому кроме плотного взаимодействия по разработке логотипа организовали студентам несколько коротких лекций.

  1. Как описывать своей проект. Наш PR-руководитель Даша рассказала, что важно подсвечивать в презентациях проектов для клиента.
  2. Что такое авторское право и как его защитить. Об этом рассказал наш партнер — директор по цифровому маркетингу n’RIS Владимир Заец. Он прочитал лекцию «Интеллектуальная собственность в изобразительном искусстве и дизайне».
  3. Что такое дизайн-мышление и почему его важно применять. Мы пригласили рассказать об этом Илью Чадина — управляющего в агентстве сервис-дизайна dth!nk, ex-директора по клиентскому опыту в Кофемании, BORK и ГУМе.

В будущем мы хотели бы использовать училище как площадку для других лекций.

А это остальные логотипы-финалисты

СофтМедЛаб: платформа для конференций среди врачей

1 / 2

Логотип — аббревиатура названия компании. Такое написание легко считывается и быстро запоминается. Буква «М» обыграна как акцентный элемент-знак. Если его повернуть горизонтально, то получается «play» — такой вариант можно использовать для вебинаров и онлайн-конференций.

Itsy Bitsy: магазин детских товаров

1 / 2

По задумке логотипа должен ассоциироваться с безопасностью, любовью и нежностью — это то, что в первую очередь нужно каждому малышу. Этот общий добрый посыл обыгран в виде паука, который обрисован одной линией и по форме напоминает сердце. Знак дополняет закругленный шрифт без засечек.

Московская школа №192

Логотип состоит из двух частей — номера школы и фигуры, которая обозначает направления. Ребята подобрали угловатый геометричный шриф, так они передали серьёзность, присущую учебным заведениям.

В основной версии используется шестиугольник — это отсылка к предыдущему логотипу, чтобы сохранить узнаваемость. Шестиугольник заменяется в зависимости от направлений: колба — химический класс, средство измерения — физико-математический, растение — биолого-химический, курсор — IT, стетоскоп — медицинский, перо — гуманитарный, облако диалога — языковой.

И, конечно, награждение победителей

Для всех студентов их 16 команд мы подготовили сертификаты от имени maryco и СХУ им. И.Д. Шадра. Это важный проект в их портфолио, и мы хотели официально закрепить результаты.

Для призеров — то есть тех, чьи логотипы не выбрали заказчики, но которые мы особенно отметили — было несколько наград:

  1. Сертификаты на цифровое депонирование работ в n'Ris.
  2. Стажировка в нашей команде.
  3. Разбор портфолио от нашего арт-директора.
  4. Карьерная консультация.
  5. Мерч от училища.

На этом наше сотрудничество со студентами СХУ не закончилось. В июне мы привлекали их к новому проекту — созданию прототипа игры о предпринимательстве для СберОбразования. Наш арт-директор снова курировала весь креативный процесс.


  Мы особенно признательны нашему партнеру n'Ris, благодаря которому новость о проекте вышла в ТАСС, Рамблер/новости, Российская газете и ряде других СМИ.