ChatGPT: помощник контент-маркетолога или потерянное впустую время?

2023-04-04 15:24:14 Время чтения 13 мин 595

PR-отдел MediaNation давно хотел расширить команду и нанял в помощь нашему пиарщику нейросеть ChatGPT. Что вышло из эксперимента, как лучше использовать нейросеть контент-менеджеру и какую часть работы все же оставить человеку, — разобрались в материале. 

Мы месяц тестировали нейросеть, и теперь у нашего пиарщика есть контент-план на целый год, 101 идея для постов, статей и продвижения агентства. 

В чем ChatGPT бессилен 

С вопросом «может ли нейросеть заменить контент-маркетолога» все более-менее ясно — сам ChatGPT признался, что не может заменить человека.

Искусственный интеллект думает только в рамках загруженных для обучения данных. Он не способен подходить к задаче творчески, привносить совершенно новые идеи и продуманные концепции. 

ChatGPT плохо понимает контекст и особенности восприятия целевой аудитории. Нейросеть может добавить в текст ключевые слова для SEO-продвижения, но это не будет означать, что материал достигнет поставленной маркетологом цели. 

Чат обучен на данных до 2021 года и не в курсе последних новостей. В этом убедились, когда поручили ему подготовить дайджест новостей диджитал-маркетинга за последнюю неделю. Мы указали точный период и год, но нейросеть, вместо того, чтобы признаться, что ей недоступна эта информация, выдала прошлогодние новости. 

ChatGPT может подкинуть интересные темы для статьи, но проверить, насколько они актуальны, придется человеку самостоятельно — помним про базу данных до 2021 года. Нейросеть можно использовать вместе с сервисом для подбора ключевых слов Wordstat от Яндекса — так вы сможете определить, какая тема пользуется большим спросом. 

К текстам, которые выдает нейросеть, нужно относиться с изрядной долей скептицизма. В базу для обучения могли попасть некорректные данные, в результате чего некоторые тексты выходят с фактическими ошибками. 

Нейросеть не может использовать свой опыт и экспертность, приводить примеры и кейсы. Тексты получают сухими, поверхностными, в виде простого изложения фактов. Пока что только человек обладает критическим мышлением и может глубоко проработать тему. 

Чем тогда чат полезен маркетологу? 

Несмотря на ограниченность инструмента, мы нашли несколько полезных функций чата:

1. Поможет написать шаблонные тексты и сэкономит время специалистов. Модель может сгенерировать простые тексты, например письмо-извинение о задержке доставки товара, поздравление с днем рождения, приглашение на мероприятие. 

Но такие тексты все же требуют минимальной коррекции, если вы хотите сделать сообщение более персонализированным и добавить больше информации об адресате. 

2. ChatGPT можно сделать участником брейншторма. Он поможет избавиться от страха чистого листа и даст вам базу, от которой вы сможете оттолкнуться в ходе беседы. Например, вы запускаете новое мобильное приложение и хотите понять, кто может быть вашей целевой аудиторией. Это, кстати, затем пригодится в настройке таргетинга в рекламных кампаниях. С помощью нейросети вы получите идеи для продвижения аккаунта, составите контент-план или mind map (ментальную карту). Нейросеть можно использовать для вдохновения, но не ждите от нее продуманного tone-of-voice (голоса бренда), знания позиционирования компании и анализа аудитории. Кроме того, нейросеть предлагает банальные идеи, которые вам придется «докручивать» самостоятельно, чтобы получить что-то стоящее. 

3. Нейросеть хорошо справляется с технической частью: генерирует мета-теги для продвижения статей в поиске, подбирает хештеги для социальных сетей, составляет семантическое ядро для рекламной кампании и список ключевых слов, кластеризирует (группирует) поисковые запросы.

Как улучшить тексты нейросети?

1. Определите, от чьего лица нейросеть будет выдавать тексты. Можно дать команду рассказать, как варить яйца, например, от лица стендапера. Или попросить поделиться, как улучшить позиции сайта, в роли SEO-специалиста.

2. Готовьте информативные запросы — нейросеть не способна уловить ваше видение и ход мысли без подсказок. Уровень канцеляризмов в речи искусственного интеллекта высоко оценили бы в несовременной бюрократической организации. Чтобы тексты искусственного интеллекта были менее «водными», ему нужно дать больше деталей. Сам чат их не попросит — фактуру нужно указывать прямо в запросе. Пропишите

  1. целевую аудиторию, к кому вы обращаетесь,
  2. где будет размещен текст: в соцсети, рассылке, в блоге, 
  3. с какой целью: увеличить продажи, замотивировать посетить мероприятие, оставить контакты и т.д. 

3. Но не переусердствуйте. Чем больше вы дадите информации нейросети, тем меньше она будет генерировать контента и просто подставит в ответ ваши слова из запроса. Старайтесь писать информативные, но короткие лаконичные запросы без лишних деталей.

4. Просите написать текст в определенном стиле — формальном, неформальном, бизнес-стиле, дружественном, вежливом, саркастическом и т.д. Но помните: в нейросеть заложили ограничения по этическим соображениям. Она не способна выдать контент, который может оскорбить другого человека. Не ждите от нее подражания тюремному жаргону, сленгу неформальных социальных групп или инструкций, как совершить незаконные действия.

5. В модели стоит лимит — около 1 700 символов с пробелами в одном ответе. Чтобы текст нейросети не превращался в поток сознания и не обрывался на полуслове, старайтесь ограничивать объем ответов. Например «напиши текст до 100 символов». Если вам нужно сгенерировать как можно больше связанного между собой текста, пропишите в следующем запросе «продолжи рассказ», и нейросеть продолжит с того места, где остановилась.

6. Не забудьте про формат текста. Возможно, вам нужны ответы в виде пунктов, схемы, таблицы, кода и т.д. Например, вы можете попросить нейросеть предоставить текст в виде нумерованного списка или прописать, что должно содержаться в каждом из столбцов. 

7. Мы заметили, что если попросить нейросеть добавить смайлики, она становится смелее и придумывает неожиданные метафоры. Например, фраза «гнать на полную катушку» хорошо вписалась в тему поста о прошедшем корпоративе на картинге. В ответе без эмоджи нейросеть была более сдержанной.

С эмодзи
Без эмодзи

8. Не ждите от нейросети качественного рерайта. Она будет использовать ваши же слова, приукрашая их эпитетами и добавляя вводные конструкции. В итоге рерайты выходили у нас в два-три раза объемнее оригинала. Если задать ограничение по объему символов, ИИ просто менял фразы в предложениях местами. 

Нейросети и SEO

А что о текстах нейросети думают алгоритмы поисковиков? Возьмем два текста — нашего копирайтера и нейросети — и проверим их на спамность и водность. Для чистоты эксперимента загрузим в сервисы для оценки текста одинаковые по объему статьи с одной и той же структурой. 

Слева статья копирайтера, справа — нейросети (Istio.com)
Сверху статья копирайтера, ниже — статья нейросети (Text.ru)

Статьи ChatGPT немногим уступают по качеству материалам, написанным человеком. При должной работе над текстом можно снизить процент водности и заспамленности статьи нейросети. При этом стоит помнить: если вы отправите в чат один и тот же запрос, она предложит одинаковые ответы. И в этом кроется ловушка для контент-маркетологов: если другой человек сгенерирует такой же запрос, как у вас, в итоге в сети будут два одинаковых материала. И поисковики снизят позиции сайта за плагиат. 

Есть также вероятность, что в будущем алгоритмы поисковиков научатся распознавать тесты, сгенерированные нейросетью, и будут понижать их в поисковой выдаче. Поэтому рекомендуем проводить качественный рерайт текстов ChatGPT, если вы хотите опубликовать их в блоге или на другом интернет-ресурсе. Или же готовить все материалы самостоятельно.

Нейросети — хороший помощник для составления простых шаблонных текстов, например, письма-оповещения для клиентов или текста услуги. Он способен взять на себя рутинную работу по наполнению интернет-ресурса контентом и его продвижению. Материалы, где требуется экспертный авторский взгляд, лучше готовить самостоятельно. Использовать ChatGPT как поисковик мы тоже не рекомендуем — нейросеть аккумулирует загруженные в нее данные и может заблуждаться в своих ответах. Поисковики же, предоставляют право сравнивать разные источники, проводить анализ информации и выбирать, кому вы больше доверяете.

Не пропустите новые полезные статьи о digital-маркетинге. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Facebook, Instagram— запрещённые в России соцсети; принадлежат Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России.