Почему имя бренда не должно быть именем?

2023-01-21 21:45:26 Время чтения 6 мин 1351

Может ли бренд называться именем, фамилией или быть городом или рекой? По правилам российского нейминга, нет. Но как же тогда быть с многочисленными салонами красоты Натали, Эльвира, Светлана, банком Тинькофф, водкой Смирнофф, духами Chanel, колбасой Дымов и водой Байкал? Давайте разбираться...

Старинная вывеска

В нейминге, как и везде, есть мода. И если когда-то было модно называть салоны красоты женскими именами (а-ля Диана, Елена, Элиза), то сейчас это считается "дурновкусием"... И даже в фешен-индустрии, которая всегда старалась увековечить в названии бренда имя дизайнера, этот прием тоже сейчас уже не модный. 

Подпись Карла Лагерфельда

Мои любимые клиенты - модные дизайнеры и стилисты с красивыми именами Владимир Сарбашев и Лидия Демидова - уже несколько лет назад говорили мне, что не хотят называться "именем себя", а хотят, чтобы я им придумала оригинальное фантазийное название. В чем причина такого антитренда? Я думаю, в том, что люди "наигрались" в имена и фамилии. Собственных имен в каждой категории стало слишком много. И появились новые тренды - например, на фантазийные названия.

С распространенными фамилиями всё гораздо категоричнее. Считается, что Ивановы, Петровы и Кузнецовы не регистрируются по причине того, что они очень часто встречаются в жизни и не обладают уникальностью. С подобным "запретом" я столкнулась еще в начале своей карьеры (примерно двадцать лет назад): я предложила клиенту назвать бренд фольги "Фольга Фогеля", но получила отказ в регистрации, т.к. Фогель - известная немецкая фамилия. 

"Виктор Фогель - король рекламы", фильм 2001 г., Германия

Но! Если вы по паспорту Фогель, или Смирнов, или Третьяков, вы можете ни о чем не беспокоиться - вас обязательно зарегистрируют.

В случае с "Фольгой Фогеля" паспорта не было, но нам посоветовали в Роспатенте написать название на упаковке строчными буквами "ФОЛЬГА ФОГЕЛЯ" и подавать на регистрацию нарицательное фантазийное слово "фоге́ля" (не фамилию). Советом мы воспользовались, и регистрацию получили. Так что еще двадцать лет назад с именами было все очень не однозначно...

Логотип Карло Пазолини

Есть еще бренды Дымов, Солодов, Карло Пазолини. Про них надо рассказать отдельно, потому что это не реальные, а придуманные фамилии. Дымова или Солодова на самом деле не было. И их придумали для персонификации. Подобные примеры относятся к псевдофамилиям и регистрируются по тем же правилам, что и нарицательные названия. 

Рарамури - название самого быстрого племени в мире

Поговорим о географическоих именах: названиях рек, озер, городов, морей и прочих объектов. По правилам регистрации вы не можете использовать такие названия, если ваш бизнес официально там не зарегистрирован. К этому же правилу относятся названия племен и народностей - недавно моя студентка узнала, что назвать школу бега именем самого быстрого племени "рарамури", оказывается, нельзя... Но из любой ситуации всегда есть выход: мы с ней превратили название племени в фантазийное название - runamuri (от слова run) - и стало, на мой взгляд, даже лучше.

Точка на карте - Отель в Карелии

В случае, если вы хотите, чтобы в названии были город или река, вам следует использовать тот же прием, что и с псевдонеймингом (см.выше), т.е. придумать географическое название, которого не существует. Именно так часто делают поэты и писатели. Булгаков в романе "Роковые яйца" сделал местом действия город Стекловск. Можно также использовать абстрактный нейминг, который воспринимается креативно и образно. Например, отель "Точка на карте". При желании можно делать с этим названием сеть отелей в любой части мира - название везде будет восприниматься актуально и уместно.

Подведем итоги. Мода на собственные имена ушла в прошлое. Но если ваш клиент хочет зарегистрировать имя или топоним, пофантазируйте и придумайте несуществующего персонажа или город. Это по-прежнему актуально и, как правило, регистрируется.