Регистрация компании в Казахстане

2022-07-13 11:30:16 Время чтения 14 мин 134

Регистрация компании в Казахстане строго регулируется местным законодательством. Данная юрисдикция привлекает довольно большое количество иностранных инвесторов, поскольку характеризуется развивающейся экономикой и комфортной деловой средой. Далее описываются особенности местных юридических лиц, которые вы можете выбрать для того чтобы зарегистрировать компанию в Казахстане.    

Основные преимущества бизнеса в этом государстве:

  1. Республика демонстрирует высокие темпы роста за последнее десятилетие;
  2. По сравнению со странами Европы стоимость ведения бизнеса в Казахстане несколько ниже (включая операционные расходы на коммунальные услуги, аренду, заработную плату и т.д.); 
  3. Простая процедура открытия компании в Казахстане, при этом к иностранным предпринимателям не применяются ограничения в отношении владения фирмой;
  4. Правительство страны прилагает усилия для улучшения качества казахстанских инвестиционных процедур и стимулов, чтобы повысить уровень ПИИ и создать более благоприятные условия для бизнеса;
  5. Вы можете зарегистрировать компанию в СЭЗ Казахстана, где действуют более лояльные условия налогообложения.

Регистрация бизнеса в Казахстане: Что нужно знать?

Для регистрации юридического лица необходимо предоставить в регистрирующий орган (Министерство юстиции и его территориальные управления) пакет необходимых документов, например, заявление, учредительные документы, удостоверения личности, свидетельства налогоплательщика и другие.

Согласно Закону о госрегистрации юрлиц и филиалов и представительств, для процесса оформления могут потребоваться такие временные промежутки:

  1. для МСП: не более 3 дней после подачи документов;
  2. для других юрлиц: до 10 дней после подачи всей необходимой документации.

Основными законами, регулирующими деятельность юридических лиц, являются:

  1. Гражданский кодекс;
  2. Закон о ТОО;
  3. Закон об АО.

Казахстанское законодательство признает следующие виды юридических лиц:

  1. полные партнерства;
  2. LLP;
  3. представительства;
  4. филиалы; а также
  5. АО.

Как показывает практика, иностранные инвесторы предпочитают регистрацию компании в Казахстане в форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью (LLP или ТОО).

Регистрация LLP считается наиболее предпочтительным вариантом, поскольку местная нормативно-правовая база не предусматривает возможность открытия LLC в Казахстане. ТОО – это партнерство, которое создается одним или несколькими лицами. Участниками могут быть как физ.-, так и юрлица. Важно учитывать, что в отличие от LLP в других странах, в Казахстане такие организации считаются юридическими лицами, которые отделены от учредителей, а также обладают отдельной правосубъектностью. LLP в Казахстане могут использоваться практически для любой сферы деятельности (за исключением сферы страхования и банкинга). Уставной капитал товарищества должен быть разделен на доли в соответствии с положениями Устава или учредительного договора. Стоит отметить, что доли участия в LLP не классифицируются как ценные бумаги и не подлежат регулированию законодательства о ценных бумагах и рынках. 

Партнеры ТОО не несут непосредственной  ответственности в отношении долгов и обязательств предприятия, и несут риск убытков, связанных с деятельностью предприятия, но только в размере капитальных вложений в LLP. Еще одним преимуществом создания компании в форме ТОО является отсутствие ограничений максимального количества партнеров. Кроме того, для регистрации LLP в Республике Казахстан требуется всего один участник любой резидентности. В список партнеров не могут быть включены другие партнерство с единоличным владением. Акционеры, в частности, обязаны:

  1. соблюдать положения и условия Учредительного договора;
  2. вносить свои вклады в уставный капитал в согласованный срок;
  3. хранить в тайне конфиденциальную информацию компании. 

Чтобы открыть LLP в Казахстане требуется минимальный капитал в размере около 720 USD.  Все участники должны полностью оплатить свои взносы в уставный капитал в срок, установленный решением общего собрания, на котором было одобрено создание ТОО. Управление компанией осуществляется общим собранием, которое является высшим органом. Собрания руководства должны проводиться каждый год в конце финансового года (в течение 180 дней после окончания отчетного периода).

Общее собрание имеет исключительную компетенцию в отношении, среди прочего: 

  1. внесение изменений в устав, адрес и название компании;
  2. изменение размера уставного капитала;
  3. назначение совета директоров, наблюдательного совета или ревизионной комиссии;
  4. принятие решения о передаче имущества компании в траст;
  5. утверждение годовых финансовых отчетов и распределение прибыли; 
  6. реорганизация или ликвидация партнерства и т.д. 

Регистрация акционерного общества в Казахстане обычно используется для запуска среднего и крупного бизнеса, а также бизнес-деятельности в банковском секторе. АО – это юрлицо, которое может привлекать финансирование от общественности путем выпуска акций. Держатели акций такой компании не несут личной ответственности по обязательствам и долгам АО. Их ответственность ограничена размером стоимости принадлежащих им акций. Одним из плюсов корпорации является отсутствие ограничений в отношении максимального количества держателей акций. 

Как уже упоминалось выше, корпорация может выпускать акции, которые подпадают под определение ценных бумаг и, соответственно, регулируются казахстанским законодательством о ценных бумагах. Это означает, что АО должны соответствовать дополнительным требованиям действующей нормативной базы в отличие от LLP. Акционерами могут быть как юридические, так и физические лица любой резидентности. Согласно местным законам, допускается создание АО в Казахстане с всего одним учредителем. Учредительными документами корпорации считаются устав и учредительный договор (при наличии не менее двух учредителей). Для того чтобы зарегистрировать корпорацию в Казахстане нужно внести минимальный уставный капитал, размер которого на сегодняшний день составляет около 360 тыс. USD. Капитал должен быть полностью оплачен в течение 30 дней с момента государственной регистрации АО. Закон предоставляет акционерам право: 

  1. участвовать в управлении АО в пределах, установленных Законом и Уставом общества;
  2. получать информацию о деятельности и результатах деятельности общества, а также 
  3. получать доступ к бухгалтерской отчетности и иным документам общества в соответствии с Уставом;
  4. участвовать в прибыли общества (т.е. получать дивиденды); 
  5. получить часть активов общества, оставшихся после его ликвидации; 
  6. покупать акции общества путем осуществления преимущественного права покупки;
  7. оспаривать решения органов управления общества в судебном порядке.

Общее собрание акционеров является высшим корпоративным органом такой организации. Собрание акционеров должно проводиться каждый год, в течение 5 мес. после окончания каждого финансового года. 

Представительства и филиалы не являются самостоятельными юрлицами. С юридической точки зрения они являются зависимыми удаленными подразделениями (офисами) своих головных иностранных компаний в Казахстане. Однако они могут быть привлечены к ответственности по месту регистрации в Республике. В таких ситуациях ответственность не ограничивается имуществом представительства или филиала в Казахстане, поэтому в основном ответственной стороной является иностранная компания.

Филиал отличается от представительства главным образом своим назначением. Представительству разрешается только представлять интересы своей материнской компании и вести маркетинговую деятельность. Это означает, что оно не должно заниматься какой-либо экономической деятельностью для получения прибыли. 

Филиалам разрешается вести коммерческую деятельность и самостоятельно выставлять счета. Однако существует множество ограничений практического и юридического характера, препятствующих тому, чтобы филиал (в определенных ситуациях) функционировал как бизнес-единица в том же масштабе, что и юридически независимая дочерняя компания.

Представительства и филиалы действуют на основании положения, утвержденного головной организацией, и управляются руководителем представительства или филиала на основании доверенности, оформленной в установленном порядке. Иностранный работник, возглавляющий такой зависимый удаленный офис, освобождается от требования иметь разрешение на работу в Казахстане; однако это освобождение не распространяется на другой иностранный персонал филиала/представительства. 

Представительства и филиалы не имеют статуса резидента Казахстана с точки зрения казахстанского валютного законодательства, поэтому им разрешено открывать и вести банковские счета за границей, а также счета в национальной и иностранной валюте в Казахстане. Такие компании обязаны пройти регистрацию в Минюсте. 

Регистрация компании в СЭЗ Казахстана

Особые или экономические зоны – это проекты, созданные для ускорения вложения капитала в регион или страну и промышленного развития Казахстана за счет привлечения притока инвестиций. В этих зонах государство предоставляет несколько стимулирующих программ для инвесторов: такие как налоговые льготы, гранты, гарантированный выкуп и др. В настоящее время в стране действуют несколько ОЭЗ, при этом каждая зона стратегически расположена рядом с минеральными ресурсами, что сводит к минимуму транспортные расходы. В качестве альтернативы СЭЗ в стране также действуют индустриальные парки.

Льготы в рамках ОЭЗ предусмотрены Налоговым кодексом и Законом об ОЭЗ. Если вы намерены зарегистрировать компанию свободной зоны в Казахстане, стоит учитывать, что для участников ОЭЗ предусмотрены такие льготы:

  1. нет налога на прибыль;
  2. отсутствие земельного налога;
  3. налог на имущество не взимается;
  4. при реализации потребительских товаров в пределах ОЭЗ облагается НДС по нулевой ставке (данные товары должны соответствовать всем требованиям целей создания ОЭЗ);
  5. освобождение от НДС при реализации товаров, полностью расходуемых при строительстве объектов инфраструктуры и социальных объектов (только для СЭЗ «Астана – Новый Город»);
  6. освобождение от социального налога на 5 лет при условии, что затраты на оплату труда составят не менее 50 процентов годового дохода и 90 процентов затрат на оплату труда будут потребляться резидентами РК (только для ОЭЗ «Инновационно-технологический парк»).

На территории ОЭЗ действует особый режим свободной таможенной зоны. Товары, доставленные на территорию ОЭЗ, считаются находящимися за пределами Таможенного союза. В рамках создания Таможенного союза определен переходный период для таможенных льгот для СЭЗ.

Другие преимущества:

  1. упрощенный порядок привлечения иностранного персонала;
  2. выдача разрешений на привлечение рабочей силы местными исполнительными органами осуществляется согласно действующему законодательству Республики;
  3. предоставляется земельный участок под реализацию проектов.

Стоит также отметить специальные инвестиционные преференции, которые доступны в некоторых сферах деятельности. Инвестор, работающий в приоритетных отраслях, может воспользоваться следующими инвестиционными преференциями:

  1. освобождение от таможенных пошлин на оборудование и детали, ввозимые для проекта;
  2. предоставление государственных субсидий в натуральной форме, например земли, зданий, сооружений, машин и оборудования, компьютерной техники, контрольно-измерительных приборов и оборудования, транспортных средств (кроме легковых автомобилей), производственного и бытового оборудования;
  3. вычет стоимости зданий и производственных сооружений, машин и оборудования одновременно или в течение 3 лет с момента ввода объектов в эксплуатацию;
  4. включение стоимости зданий и производственных сооружений, машин и оборудования в вычет будущих расходов на реконструкцию и модернизацию;
  5. срок переноса налоговых убытков на будущие периоды составляет 10 лет.

Для стратегических инвестиционных проектов:

  1. 0% ставка земельного налога;
  2. 0% ставка налога на имущество;
  3. возмещение или оплата расходов на газ, электроэнергию, покупку земли, приобретение или строительство зданий, сооружений (в регионах с низким социально-экономическим развитием);
  4. гарантированный госзаказ.

Документы, необходимые для оформления предприятия

Для создания компании необходимо подать в соответствующий орган Министерства юстиции или в Министерство юстиции следующие документы: 

  1. заявление; 
  2. если одним из учредителей является зарубежное юрлицо, апостилированную (или легализованную) выписку из торгового реестра, чтобы подтвердить, что учредитель является дееспособным юридическим лицом по законодательству его страны;
  3. если одним из учредителей является физлицо, нотариально заверенную (а при нотариальном заверении за пределами Казахстана - апостилированную) копию его паспорта; и 
  4. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за регистрацию.

LLP также должен иметь устав, но его не нужно представлять для целей регистрации. 

Важными документами являются учредительный договор (при наличии нескольких учредителей) и устав. В учредительном договоре стороны договариваются создать юрлицо, регламентируют сферу своей совместной деятельности, а также определяют порядок передачи своего имущества (если применимо). В уставе, помимо прочего, должны быть указаны наименование и местонахождение компании, порядок создания и ответственность ее органов управления, положения о реорганизации, порядок прекращения бизнес-деятельности. 

Оформление предприятия в этой юрисдикции может быть выполнено в довольно сжатые сроки при условии, что заявитель выполнил все требования законодательства и регулирующих органов, а также представил исчерпывающий перечень документации. Если вам нужна более подробная информация по теме регулирования бизнеса в Казахстане, вы можете перейти на сайт нашей компании и изучить другие материалы по этому вопросу.