Создание компании в МФЦА и получение бизнес-лицензии

2025-05-20 21:48:12 Время чтения 25 мин 1123

Создание компании в МФЦА и получение бизнес-лицензии — это стратегический шаг для предпринимателей, желающих начать бизнес в Казахстане с последующей реализацией стратегий регионального масштабирования. Республика Казахстан характеризуется развитой экономической конъюнктурой. В стране реализуются реформы, нацеленные на улучшение инвестиционного режима. Регистрация компании в МФЦА позволит работать в юрисдикции с автономным правовым режимом, построенном на принципах Common Law, что в сочетании с прогрессивной судебной системой, специализированными органами управления создают благоприятные условия для разрешения коммерческих споров и внедрения новаторских инвестиционных стратегий.

Регистрация компании в Astana International Financial Centre (AIFC) обеспечивает конкурентные преимущества заинтересованным субъектам в виде доступа к экономикам центральноазиатских стран, Западному Китаю, государствам Ближнего Востока и Европы, а также низкой фискальной нагрузке. В МФЦА реализовано два правовых режима функционирования юридических лиц: с обязательной лицензией и без необходимости оформления бизнес-лицензии. Это различие в подходах определяет специфику взаимодействия с надзорными ведомствами, регламентирует механизмы корпоративного управления. В текущей статье речь пойдет о том, как создать компанию в МФЦА и получить бизнес-лицензию на регулируемые виды деятельности. 

Регистрация компаний в Международном финансовом центре «Астана»: в чем заключаются выгоды

МФЦ «Астана» функционирует как специализированная зона, предлагающая зарубежным инвесторам доступ к регулируемой правовой среде, основанной на Common Law с обеспечением правовой независимости. Процесс регистрации бизнеса в МФЦА Казахстан — стратегический механизм, способствующий интеграции страны в глобальную экономику. Этот процесс облегчает доступ к региональным и международным рынкам капитала.

Регулирование предпринимательской деятельности в МФЦА осуществляются Управлением по надзору за рынком финансовых услуг Астаны (AFSA). AFSA является независимым органом, обладающим полномочиями по разработке нормативных актов и их исполнению, по надзору за всеми участниками, занимающимися лицензируемой деятельностью. AFSA контролирует деятельность в финансовом и нефинансовом секторах, включая операции на рынках капитала и предоставление дополнительных услуг, которые подпадают под действующие регулирующие акты МФЦА.

AFSA адаптировало и внедрило международные правила пруденциального регулирования, что позволяет соблюдать стандарты, определенные такими авторитетными глобальными структурами, как IOSCO и FATF. Потенциальные участники могут начать процесс онлайн-регистрации компаний в МФЦА через электронный ресурс eResidence. Это позволяет минимизировать время, затраченное на оформление, дает доступ к множеству дополнительных сервисов, включая отслеживание статуса регистрации, управление корпоративными данными. Также платформа поддерживает надежные механизмы, предотвращающие несанкционированный доступ и обеспечивающие защиту информации, соответствуя международным стандартам.

Регистрация бизнеса в Международном финансовом центре Астана предоставляет юридическим лицам возможность оперировать в соответствии с прозрачными и строгими стандартами корпоративного управления, реализовать защиту своих прав через независимую судебную систему, в которой судьи обладают высокими профессиональными навыками в области общего права. Корпоративные лица, инкорпорированные в МФЦА, могут претендовать на фискальные льготы по условиям специального режима, в полной мере соответствующего международным регламентам BEPS.

Регистрация бизнеса в МФЦА позволяет воспользоваться валютным режимом, который предполагает высокую степень гибкости, что важно для ведения внешней торговли. Одной из существенных преференций указанного режима является разрешение на проведение расчетов в любой свободно конвертируемой валюте, что позволяет упростить финансовое взаимодействие с международными контрагентами. Чтобы воспользоваться всеми преимуществами валютного режима МФЦА, необходимо обладать действующей лицензией, выданной уполномоченным органом центра.

Регистрация бизнеса в МФЦА Казахстан сопровождается комплексом упрощенных процедур для иностранных высококвалифицированных специалистов. Это включает не только сниженные административные барьеры при трудоустройстве, но и предоставление значительных льгот для иностранных экспертов и членов их семей. В частности, они могут получить визы сроком до пяти лет, если находятся в трудовых или иных договорных отношениях с участниками МФЦА. Такая виза позволяет специалистам не только работать в стране, но и пребывать на ее территории с минимальными административными преградами.

Как открыть бизнес в МФЦА

Первым этапом регистрации компании в МФЦ «Астана» является выбор наиболее целесообразной правовой формы, который напрямую влияет на правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, пределы гражданско-правовой ответственности основателей, особенности налогового и бухгалтерского учета. Среди возможных организационных форм коммерческой деятельности наибольшее предпочтение отдается обществу с ограниченной ответственностью (ООО), учитывая баланс между гибкостью корпоративного управления и ограничением имущественного риска участников. 

Создание бизнеса в МФЦА

Запуск бизнеса в МФЦА в форме ООО предоставляет владельцам возможность минимизировать личные риски в случае финансовых трудностей предприятия, поскольку ограничивает их ответственность объемом вклада в капитал. Учитывая квалификацию ООО как частной компании, она не наделена правоспособностью осуществлять эмиссию ценных бумаг на регулируемых биржевых платформах, а также участвовать в их свободном обращении на вторичных рынках капитала.

Открыть компанию в МФЦА в форме ООО возможно при участии как минимум одного учредителя. Для обеспечения корректной структуры управления необходимо назначить минимум одного руководителя, который должен быть исключительно частным (физическим) лицом. Кроме того, для соблюдения требований к коммерческому имени, необходимо чтобы наименование обязательно включало «Limited» либо «Ltd.». Регистрация ООО в МФЦА Казахстана освобождает от предварительного внесения минимального капитала на расчетный счет.

Регистрации компании в МФЦА (AIFC) в Казахстане может быть выполнена в форме акционерного общества. Согласно нормам корпоративного законодательства, акционеры публичного общества несут обязательства, ограниченные стоимостью акций, которыми они владеют. Для АО доступно проведение IPO в Казахстане, что открывает им путь к привлечению капитала через фондовый рынок. Процесс IPO является важным шагом для крупных компаний, желающих расширить свой бизнес, увеличить финансовую ликвидность и повысить уровень прозрачности и доверия со стороны инвесторов.

Одним из основных условий является добавление в коммерческое наименование терминов «Public» или «PLC», отражающих ее публичный статус. Минимально регламентированная численность акционеров для регистрации фирмы в МФЦА в форме АО — один. Учредительные документы должны предусматривать начальный капитал в сумме от 10 000 USD (зависит от вида деятельности). Организационная структура управления предполагает наличие по меньшей мере двух руководителей и корпоративного секретаря, выполняющего функции по обеспечению внутреннего регулирования, правового сопровождения деятельности общества.

Открыть компанию в AIFC можно в формах партнерств либо же компании специального назначения. Для достижения целей исполнения конкретных корпоративных стратегий принимается решение создать компанию в МФЦА в форме SPC. Целями могут быть, к примеру, структурирование производных финансовых продуктов, управление сопутствующими финансовыми рисками, реализация крупного проектного финансирования. Не возлагается обязательство по наличию физически арендуемого офиса. Юридический адрес предоставляется аккредитованным провайдером юридических услуг согласно предписаниям корпоративного законодательства. Ответственность акционеров SPC носит ограниченный характер и распространяется исключительно на сумму, депонированную в уставный капитал, что обеспечивает защиту их личных активов от возможных претензий со стороны кредиторов.

Зарегистрировать компанию в AIFC доступно в форме общего партнерства ссылаясь на соглашение, заключенное как минимум двумя сторонами, обладающими соответствующей правосубъектностью. Нормативно-правовые акты МФЦА гласят, что зарегистрированное партнерство обязано поддерживать постоянное официальное присутствие в виде юридического адреса в пределах центра. Генеральные партнеры несут солидарную нелимитированную ответственность по долгам и иным обязательствам товарищества, независимо от степени их участия в управлении имуществом или оперативной деятельности. Взаимодействие между участниками регламентировано партнерским соглашением, регулирующим как внутренние, так и внешние аспекты функционирования товарищества.

Иностранные учредители вправе зарегистрировать ограниченное партнерство в Международном финансовом центре «Астана» (AIFC). Управляющий партнер лично отвечает за все обязательства предприятия, включая ответственность за все долги, возникшие в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Ограниченный партнер несет риск убытков лишь в объеме своего вклада без права участия в оперативном управлении. Регистрация ограниченного партнерства требует заключения письменного договора, регулирующего права, обязанности и взаимные обязательства сторон. Коммерческое наименование должно включать «Limited Partnership» либо «LP».

Создание товарищества с ограниченной ответственностью (LLP) представляет собой одну из разрешенных форм осуществления предпринимательства в МФЦА. Каждый из участников несет ответственность исключительно в пределах своих имущественных обязательств, которые ограничиваются суммой вкладов, задекларированных к внесению в уставной фонд. Этот механизм позволяет исключить личную ответственность партнеров за обязательства компании. В наименовании юрлица должно быть включено словосочетание «Limited Liability Partnership» или аббревиатура «LLP».

Для иностранных юридических лиц доступно открытие компании в МФЦА в формах филиалов или представительств. Важно, чтобы для указанных юридических структур был назначен уполномоченный представитель. В случае намерения аккредитованной компании получить лицензию в МФЦА на ведение регулируемой деятельности, заявка может быть подана только в отношении тех видов операций, что охватываются действующей лицензией иностранной компании.

Возможно учреждение инвестиционной компании в МФЦА Казахстан, предлагающей инвесторам всестороннюю поддержку, включая инвестиционное администрирование, услуги по хранению ценных бумаг, юридическое сопровождение инвестиционной деятельности. Организационная структура позволяет назначить единственного руководителя, причем допустимо участие корпоративного лица в данной роли. Согласно нормативным актам, регулирующим инвестиционную деятельность, устанавливаются обязательные требования к наименованию Investment Company:

  1. «Closed-Ended» или его сокращенная форма «CEIC»;
  2. «Open-Ended» или аббревиатура «OEIC».

Получить лицензию в МФЦА

Открытие бизнеса в МФЦА требует предварительного ознакомления с перечнем деятельностей, подлежащих разрешению и регулированию, с особенностями, касающимися их осуществления. Это позволит с должной осмотрительностью выполнить все обязательные законодательные предписания и определиться с оптимальной сферой для ведения бизнеса, соответствующую долгосрочной стратегии предпринимателя.

Как было упомянуто выше, процесс получения бизнес-лицензии в МФЦА предоставляет несколько вариантов: 

  1. создание нового предприятия с получением лицензии в МФЦА;
  2. учреждение филиала, при этом лицензия, полученная для головной компании, может быть признана действительной на территории МФЦА.

Экспертные услуги в области финансов и бизнеса возможно предоставлять только при условии получения бизнес-лицензии в МФЦА от регулятора AFSA. При этом коммерческий субъект обязан пройти две юридически различающиеся процедуры:

  1. Авторизацию, в ходе которой хозяйствующий субъект обязан получить лицензию в AIFC, выдаваемую регуляторным органом AFSA.
  2. Регистрацию, направленную на формальное признание и включение компании в реестр юридических лиц МФЦА.

Лицензирование выполняет функцию контроля, направленную на выявление и предотвращение нарушений и рисков ущерба, обеспечивая при этом строгую реализацию всех регламентированных требований со стороны субъектов. Процесс лицензирования в МФЦА может быть резюмирован следующим образом:

  1. Первоначально необходимо заполнить форму-заявку, подготовить и подать полный пакет документов, предусмотренных для оформления соответствующей лицензии. В состав этого пакета, помимо прочего, входят бизнес-план, финансовые прогнозы, дополнительные данные, затребованные в зависимости от типа лицензии.
  2. На следующем этапе необходимо определить состав руководящих лиц и предоставить индивидуально заполненные формы заявок для каждого из них.
  3. После выполнения вышеуказанных формальностей следует произвести оплату установленных сборов, которые варьируются в зависимости от категории лицензии.
  4. На следующем этапе подается заявление вместе с подтверждающими документами в AFSA.
  5. После подачи заявления следует ожидать получения предварительного одобрения от AFSA, которое подтверждает соответствие заявленных данных установленным требованиям.
  6. На заключительном этапе необходимо выполнить все условия, указанные в документе о предварительном одобрении, которые могут включать дополнительные проверки, корректировку представленных данных или обеспечение соответствия внутренним нормативным актам и стандартам AFSA.

После выполнения всех регламентированных требований (в случае положительного исхода) фирме будет выдана заявленная лицензия.

Согласно правовому режиму МФЦА, установлены следующие формы юридической легализации корпоративной структуры:

  1. первичная регистрации компании в МФЦ «Астана»;
  2. представление доказательств правосубъектности иностранного юрлица или партнерства и последующая его регистрация в качестве признанной структуры согласно требованиям законодательства МФЦА;
  3. редомициляция компании в МФЦА с сохранением прав и обязательств.

Открыть компанию и получить лицензию в МФЦА

Международный финансовый центр Астана продолжает стабильно демонстрировать заметные результаты в области финансовых инноваций и занимает лидирующие позиции в многочисленных международных рейтингах финансовых центров Восточной Европы и Центральной Азии. Центр способствует трансформации финансового рынка региона. Главными аспектами, которые определяют его продолжающееся развитие, являются высококачественная юридическая инфраструктура, внедрение международных стандартов в сфере регулирования и соблюдения правовых норм. Центр продвигает образовательные инициативы, ориентированные на подготовку высококвалифицированных специалистов для финансового сектора. 

В тесном и конструктивном взаимодействии с зарубежными партнерами законодатели AIFC стремятся создать и поддерживать благоприятные предпосылки для внедрения и реализации новаторских финансовых стратегий. Благодаря активному обмену опытом и знаниями они обеспечивают формирование прогрессивной законодательной базы, способствующей развитию современных финансовых инструментов, привлечению инвестиций и устойчивому росту финансового рынка региона. Такое сотрудничество позволяет не только оперативно реагировать на вызовы глобальной экономики, но и создавать преференциальные условия для инноваций и повышения конкурентоспособности AIFC на мировой арене.

Юридическая ясность, гибкость корпоративного регулирования и налоговая привлекательность AIFC способствуют эффективному налаживанию бизнес-процессов финансовых организаций и повышению их конкурентоспособности на международной арене. Ниже представлена нормативно установленная система категорий финансовой деятельности, подлежащей лицензированию в юрисдикции МФЦА согласно стандартами AFSA.

Сосредоточив внимание на техноинновациях и новых подходах в секторе экономики, связанном с финансами, открываются перспективы для регистрации бизнеса в AIFC в сфере FinTech. Получение лицензии в МФЦА для финтех-деятельности обеспечит доступ к инкубатору FinTech Lab. Этот инкубатор представляет собой регулируемую, но гибкую среду, где компании могут разрабатывать и внедрять передовые FinTech и RegTech-услуги с отсрочкой от полного применения всех нормативных обязательств. Иными словами, в инкубаторе возможно тестировать инновационные решения в условиях ограниченного регулирования.

Чтобы запустить финтех проект в МФЦА в FinTech Lab, требуется пройти процедуру регистрации через портал Digital Resident, включающую следующие обязательные этапы:

  1. Подача предварительной заявки.
  2. Внесение установленных сборов в порядке и размере, предусмотренных действующим регламентом.
  3. Представление в уполномоченный регуляторный орган (AFSA) полной версии заявки, содержащей комплексное описание коммерческой модели, схемы бизнес-процессов, структуру владения и управления, сведения о финансировании и предполагаемых инвестициях, иную информацию, необходимую для надлежащей регуляторной оценки.

По завершении процедуры рассмотрения AFSA будет выдана ограниченная по сроку действия лицензия (на два года). Ниже описаны требования к базовому капиталу для отдельных направлений регулируемой деятельности. 

Помимо вышеизложенных направлений, создание компании и получение бизнес-лицензии в МФЦА разрешено для субъектов, предоставляющих профессиональные услуги. Лицензирование распространяется на обширный перечень видов профессиональной деятельности, включая оказание юридических, бухгалтерских, консультационных и услуг по оценке кредитоспособности. Единовременный платеж, подлежащий уплате за предоставление авторизации всех вышеуказанных услуг, составляет 2000 USD.

Срок рассмотрения и принятия уполномоченным органом решения о выдаче лицензии напрямую зависит от уровня регуляторной нагрузки и технической сложности заявляемой деятельности. Как правило, длительность процедуры не превышает тридцати дней с момента подачи полного пакета документов.

Открытие счета для компании, зарегистрированной в МФЦА

После регистрации следующим важным шагом становится налаживание внутренних процессов управления финансами, взаимодействия с банковскими учреждениями. В AIFC действует специально разработанная процедура открытия счетов, адаптированная к требованиям как корпоративных лиц, официально оформивших бизнес-лицензию для регулируемых секторов МФЦА (финансовые и профессиональные услуги), так и компаний, ведущих деятельность вне регулируемых секторов. Подразумевается предоставление полного пакета документов, подтверждающих структуру собственности, источники происхождения средств, наличие действующих бизнес-операций или планов по их запуску.

Запуск стартапа в МФЦА, благодаря особому правовому режиму на основе Common Law и статусу независимой юрисдикции, позволит открыть счета как в казахстанских финучреждениях, так и в представительствах зарубежных банков. Такой подход обеспечивает доступ к обширному спектру услуг, от базового расчетного обслуживания до международных финансовых инструментов. Среди основных банков стоит выделить:

  1. Halyk.
  2. Jusan.
  3. Kaspi.
  4. ЦентрКредит.
  5. АТФБанк (с привлечением внешних агентов).
  6. Eurasian Bank.

Также в AIFC функционируют филиалы Citibank, China Construction Bank, Al Hilal Bank (исламский банк). Исходя из рода деятельности и правового статуса, процесс открытия счета в МФЦА может занять до двух недель. Основные документы, которые должна подготовить компания-заявитель:

  1. Учредительные документы и сертификат об инкорпорации.
  2. Паспортные данные конечных бенефициаров и управляющих должностных лиц.
  3. Подтверждение источников капитала.

Регистрация компании и лицензирование в AIFC предоставляет субъектам предпринимательской деятельности доступ к финансовой инфраструктуре, включающей банки, платежные организации, лицензированных брокеров, финтех-компании. Это создает предпосылки для оперативной инкорпорации юридического лица с последующим подключением к необходимым финансовым инструментам, предусмотренным правовым режимом AIFC.

Среди аккредитованных участников финансового сектора AIFC:

  1. Freedom Finance Global — осуществление операций с финансовыми инструментами.
  2. Eurasian Capital — предоставление инвестиционно-банковских услуг.
  3. NBK Capital — профессиональное управление активами.
  4. KASE — фондовая биржа Республики Казахстан.

Создание компании в МФЦА и получение бизнес-лицензии: фискальные преференции

Одним из определяющих факторов, способствующих формированию инвестиционно-привлекательной среды МФЦА, является внедрение особого фискального режима, основанного на международно-признанных правовых практиках. Фискальное регулирование в МФЦА существенно отличается от внутренней фискальной системы Казахстана, усиливая конкурентные позиции AIFC в сравнении с прочими региональными финансовыми центрами.

Регистрации компании в МФЦА (AIFC) в Казахстане регламентирует освобождение от налогового бремени на доходы корпораций, нулевую ставку налога на прирост капитал, а также не взимается налог у источника выплаты пассивного дохода (дивидендов и процентов), осуществляемого в пользу нерезидентов. Фискальные преференции, предусмотренные нормативной базой AIFC, действуют до 1 января 2066 года. Соответственно, регистрация компании в МФЦ «Астана» непосредственно положительно влияет на экономические показатели хозяйствующего субъекта.

Регистрация IT-компании в «Astana Hub» предоставляет возможность воспользоваться предусмотренными действующим налоговым законодательством мерами государственной поддержки в форме налоговых преференций. Технопарк функционирует в статусе инновационного кластера, учрежденного на территории города Астана для реализации государственной политики в области цифровой трансформации и развития наукоемких и высокотехнологичных секторов.

В технопарке организована разветвленная система стартап-поддержки, включающая специализированные акселерационные программы, ориентированные на быстрый рост и масштабирование бизнеса, инкубаторы, обеспечивающие начинающие компании необходимыми ресурсами, менторской поддержкой и инфраструктурой. Кроме того, активно развиваются организованные каналы взаимодействия с ведущими университетами, научно-исследовательскими центрами и госструктурами, что способствует ускоренной интеграции разработок в отрасли экономики и облегчает доступ к грантам. Регистрация компании в Astana Hub предусматривает минимальное фискальное бремя: налог на дивиденды для нерезидентов 5%, на роялти 0% (до 2030 года).

Заключение

В среде транснациональной интеграции и макроэкономической нестабильности бизнес-субъекты отдают приоритет юрисдикциям, характеризующимся высокой степенью правовой предсказуемости. Регистрация компаний в МФЦА и получение бизнес-лицензий открывает доступ к фискальным стимулам, к автономной системе правосудия, гибкими корпоративными моделями.

Экономические субъекты, рассматривающие возможность зарегистрировать компанию и получить лицензию в AIFC, получат доступ к совокупности юридических и инфраструктурных преимуществ. К числу таковых относятся интеграция в мировую экономику и финансовые процессы через механизмы трансграничного взаимодействия, наличие правового регулирования, базирующегося на британской правовой системе, признание со стороны международных финансово-кредитных институтов, соблюдение международных стандартов в области корпоративной транспарентности. Эти преимущества обусловливают статус AIFC как авторитетного участника глобального рынка финансовых услуг.

Юристы нашей фирмы осуществляют комплексное сопровождение в процессе регистрации компаний и получении лицензий в МФЦ «Астана». Чтобы разработать эффективную стратегию функционирования на рынке, мы проводим детальный правовой анализ заявленных клиентом бизнес-целей и стратегических планов. Мы сопровождаем клиента на каждом этапе, начиная от первичной консультации и сбора информации, заканчивая получением регистрационных документов и официального подтверждения регистрации.

Один из представителей нашей фирмы будет действовать в качестве уполномоченного агента от имени клиента во всех аспектах взаимодействия с регуляторами AIFC. После завершения регистрационных действий мы можем обеспечить сопровождение пострегистрационной деятельности, включающее открытие счетов, осуществление бухгалтерского сопровождения в юрисдикции МФЦА, а также обеспечение соответствия деловой практики клиента подзаконным актам, действующим на территории центра.

Источник: https://ybcase.com