SaaS-сервисы: плюсы, минусы, особенности разработки

Если человеку необходимо много передвигаться с комфортом, логично купить автомобиль. Но, если поездки — редкость, проще оплатить услугу такси или каршеринг. В этом случае расходы ограничены только услугой — перемещением из пункта А, в пункт Б. При этом необходимость делать ремонт, страховку и цены на бензин не входят в круг забот.

Аналогично с программным обеспечением. SaaS в среде IT можно сравнить с такси или каршерингом: понадобилась услуга, оплачивается подписка и происходит использование. Если необходимости в услуге больше нет, то можно прекратить платежи.

Что такое SaaS


SaaS (software as a service — программное обеспечение как услуга) — сервисная модель, в рамках которой подписчик получает онлайн-доступ к нужному софту, но не отвечает за его установку, обновление и поддержку работоспособности.

Как правило, SaaS — облачное решение. Иначе говоря: вычислительные мощности (программное обеспечение) расположены на удаленных серверах в зоне ответственности поставщика, а заказчик услуги после оплаты получает доступ к ним через браузер, мобильное приложение или по API.

Ключевые особенности SaaS-модели:

  1. используется дистанционно;
  2. есть возможность совместной работы нескольких пользователей внутри системы;
  3. разнообразные схемы оплаты доступа — freemium модель, абонплата за выбранный период, пожизненная лицензия;
  4. исправность, апгрейд и сервисные мероприятия целиком лежат на поставщике услуги.

SaaS-сервисы — обычное явление, с которым многие люди сталкиваются ежедневно. Низкий финансовый порог входа и универсальность подписной модели делает их востребованными в любой рыночной нише: от корпоративной бухгалтерии до обработки личных фотографий.

Примеры SaaS-сервисов: облачное хранилище файлов Dropbox, визуальный редактор Canva, система управления клиентами amoCRM.

Плюсы Saas-платформ


Как и любой IT-продукт SaaS-решения имеют достоинства и недостатки. Расскажем о преимуществах.

Низкие финансовые затраты


Приоритетная схема расчетов большинства SaaS-сервисов — абонентская плата. Это означает, что клиенту не нужно покупать лицензию на продукт и спонсировать систему управления данными (СУБД). Серверы, инженерные коммуникации и телекоммуникационная инфраструктура — это обязанности провайдера услуги.

Быстрое развертывание


Внедрение на предприятии многоцелевого ПО — длительный процесс в несколько месяцев. Применение SaaS-решений исключает необходимость подготовки аппаратной части, а настройка облачного софта занимает считанные дни. Всё, что нужно покупателю услуги уже установлено, проверено и работает, достаточно иметь устройство, подключенное к сети.

Простая масштабируемость


В случае SaaS рост бизнеса не требует сложных схем с покупкой дополнительного оборудования и настройкой программ. Новые рабочие места, филиалы и абонентские базы легко подключаются к существующей системе. Также просто, при необходимости можно расширить существующую конфигурацию подключением нового модуля для решения специфических задач.

Защита от физического урона


Сведения о пользователях SaaS-систем зашифрованы и находятся в специальных хранилищах — центрах обработки данных (ЦОД). Оплачивая облачное ПО, клиент может не беспокоиться об угрозах и последствиях физического урона информации.

Также большинство SaaS-сервисов по умолчанию предлагают опцию автоматического бэкапа — резервного копирования. Потерянные в случае сбоя, ошибки или намеренной атаки данные будут восстановлены.

Важно: соответствие Tier I-IV (уровень надежности дата-центра) — обязательное условие сертификации любого ЦОД.

Автоматический апдейт


Об изменении версии продукта пользователь узнает из сообщений системы, за операции с ПО отвечает поставщик. Обновления проходят незаметно, в безопасном режиме: нет риска потерять важные данные при самостоятельной установке. Клиент использует самую свежую версию программы.

Повсеместная доступность


Всё, что нужно для получения услуги по модели SaaS — браузер и устройство, подключенное к сети. Не имеет значения, какие устройства компания использует для работы — ПК, планшеты или смартфоны. Неважно, где находятся сотрудники — в офисе или выполняют обязанности удаленно. В любом случае каждый из них получит полноценный доступ к корпоративной сети и нужному сервису.

Достоинства SaaS-модели очевидны. К тому же у такого подхода есть еще одно важное преимущество — он позволяет среднему и малому бизнесу получать выгоду от использования IT-продуктов высокого уровня, не выходя за рамки бюджета.

Минусы


Вот очевидные недостатки SaaS-решений:

Ограниченная функциональность


Вы не сможете сделать ничего, что выходит за рамки услуги: интегрировать стороннее ПО или внедрить новую опцию. При этом собственное локальное программное обеспечение можно масштабировать и изменять.

Безопасность данных


Конфиденциальная информация в таких областях, как здравоохранение, юриспруденция и финансы, выходя за границы серверов компании, попадает в защищенное, но все-таки чужое ПО. А это несет с собой определенные риски.

Зависимость от интернет-соединения


Принцип удаленного сотрудничества в любой отрасли, SaaS в том числе, предполагает стабильную связь между поставщиком и потребителем услуги. Отключение или недостаточная скорость интернета лишает облачные сервисы большинства преимуществ.

Варианты монетизации для владельцев SaaS-систем


Если изменить точку зрения и оценить потенциал SaaS-сервисов с позиции владельца, а не пользователя, модель оказывается не менее эффективной. Вот лишь некоторые способы заработать на продаже доступа к облачному ПО.

  1. Подписка: клиент оплачивает услугу раз в неделю, месяц, год. Для дорогого нишевого продукта, это лучшая схема
  2. Реклама: мощный трафик пользователей сервиса увеличивает вероятность заработка на продаже сопутствующих услуг и товаров. Главное — угадать ЦА.
  3. Единоразовый платеж: пожизненный доступ к продукту можно продать всего один раз, но за цену, превышающую стоимость подписки.
  4. Freemium: базовый набор опций предлагается бесплатно, а возможности расширенного пакета продают за деньги — подписку или единоразовый платеж.
  5. Донаты: старый как мир способ — попросить денег на развитие проекта. Единственное, сервис должен приносить хоть какую-то пользу.

Чтобы IT-продукт стал востребованным, нужна хорошая идея, достаточно многочисленная целевая аудитория и грамотный разработчик. О том, из каких этапов состоит создание SaaS-платформы, расскажем дальше.

Разработка SaaS-сервиса


Сложность и продолжительность разработки платформы зависят от многих факторов: сегмента рынка (B2B/B2C), назначения, количества опций, которыми планируется привлекать пользователей. Приведем общую схему.

  1. Анализ ЦА и рынка. Какой бы мощной ни казалась идея, прежде чем приступать к реализации, следует провести анализ: узнать целевую аудиторию и ее потребности, определить сильные и слабые стороны конкурентов, измерить масштаб рынка, на котором вы собираетесь работать.
  2. Постановка целей. Собранную ранее информацию нужно систематизировать. Если первоначальная идея не потеряла потенциала, обозначить задачи и пути их решения.
  3. Расчет рентабельности. Здесь принимается окончательное решение о целесообразности проекта и методах его реализации.
  4. Создание UI прототипа. Обращаться к разработчикам лучше с макетом, схемой, из которой будут понятны логика и динамика взаимодействия пользователей со структурой платформы.
  5. Работа над архитектурой. Превращение прототипа в рабочую модель. Разработка микросервисов, настройка корректного взаимодействия между отдельными модулями.
  6. Внешний вид. Работы над дизайном платформы ведутся параллельно программированию. Как правило, до принятия окончательного решения, создается несколько концепций интерфейса.
  7. Тестирование. Проверка жизнеспособности результата, поиск ошибок. К SaaS-платформе применяются различные сценарии и нагрузки для оценки стабильности систем и компонентов.
  8. Запуск. Сервис выпускают на рынок. Отклик целевой аудитории на появление нового продукта — ценная информация, на основе которой ведется доработка проекта.

Важно: работа над качеством SaaS-платформы не прекращается после запуска. Даже если метрики показывают, что продукт принят ЦА благожелательно и у него есть перспективы, не стоит останавливаться на текущих позициях.

Непрерывное развитие — внедрение новых опций, работа над вовлеченностью подписчиков и стремление превзойти конкурентов — единственный способ оставаться востребованным как можно дольше.

Вывод


SaaS-сервисы — данность нашего времени. Они решают множество задач, финансово доступны, нетребовательны к аппаратному парку, и применимы везде, где есть интернет-подключение.

Разработка SaaS-решений — сложный процесс, его невозможно оценить и реализовать не имея опыта. Даже готовые «коробочные» решения, которые обещают быстрый и недорогой запуск, требуют профессионального участия.