Электронная коммерция в России

2022-10-08 14:58:32 Время чтения 4 мин 844

Электронная коммерция в России развивается высокими темпами — за последние 8 лет рынок увеличился в 8,3 раза. Объем рынка электронной коммерции в России в 2021 году достиг 4,1 трлн рублей, - следует из маркетингового исследования, проведенного Центром экономики рынков. 

Российская электронная коммерция является одним из крупнейших развивающихся рынков онлайн-торговли в мире. Неуклонно растущий рынок с 2010 года пережил особенно быстрый рост в последние годы, и, по прогнозам, пандемия коронавируса (COVID-19) будет способствовать его дальнейшему росту. В 2021 году рыночная стоимость выросла на 51,9% по сравнению с прошлым годом и превысила четыре триллиона российских рублей. Среднегодовая динамика российского рынка электронной коммерции (CAGR) за 2014-2021 годы составила +32,9%.

По данным Всемирного банка, доля электронной коммерции в ВВП России достигла пика в 2,5 процента в 2019 году после постепенного роста с 2014 года. Прогнозируется, что в 2021 году этот показатель достигнет 3,4 процента. Доля электронной коммерции в российском ритейле увеличивается из года в год в результате позитивного развития онлайн-торговли в стране. В 2021 году онлайн-продажи составили 12% всех розничных продаж.

Уровень проникновения электронной коммерции в России неуклонно рос с 2016 года. К 2021 году показатели выросли более чем вдвое с начала наблюдаемого периода. Половина городских жителей в возрасте 16–55 лет покупают что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 80 % из них заказывают что-то минимум раз в месяц, 26 % — минимум раз в неделю. Главная причина покупать онлайн — возможность сравнивать цены и искать выгодные предложения, её в своём списке причин назвали 55 % респондентов. Каждый второй опрошенный отметил возможность почитать отзывы, примерно так же часто респонденты указывали на сравнительно низкие цены и возможность делать покупки в любое время и из любого места.

Категория товаров, пользующаяся самым широким спросом, — одежда и обувь для взрослых: эти товары хотя бы раз в течение года покупали 64 % респондентов. На второе место поднялись средства для ухода за лицом, телом и волосами (59 %). Заметнее всего, почти на четверть, расширился спрос на продукты питания (50 %) — они занимают пятую строчку в топе. Среди товаров, которые россияне не стали бы покупать онлайн, лидируют алкоголь (36 % опрошенных) и лекарства и БАДы (24 %). 

Озон лидирует среди онлайн-магазинов в России по фактам совершения покупок в нем. Представленные данные об онлайн-покупках по онлайн-магазинам отражают результаты опроса потребителей Statista, проведенного в России в 2022 году. На вопрос «В каком из этих интернет-магазинов вы что-то покупали за последние 12 месяцев?» около 52% респондентов ответили «Озон». На втором месте следует AliExpress — в нем совершали покупку 48% пользователей интернет-магазинов.