Быть или не быть дизайнеру в штате продукта — вот в чем вопрос

2022-08-31 13:52:39 Время чтения 10 мин 932

Привет, меня зовут Андрей, я — Lead дизайнер в IBRUSH. Шестой год занимаюсь коммерческим дизайном, успел поработать во многих областях и сферах: от графического дизайна, полиграфии и упаковки в коммуникационных агентствах до ui/ux сложных цифровых систем в диджитал. По моему мнению, разносторонний опыт — именно то, что ищет каждый дизайнер. Ему важны свобода, возможность выбирать, пробовать и экспериментировать, ведь специальность творческая. Никто не захочет годами заниматься одним и тем же.

Именно благодаря широкому кругозору, опыту и экспертности в разных областях рождается тот пресловутый креатив, которого все ждут, обращаясь в агентство.

Споры на тему того, нанимать дизайнера в штат или брать на аутсорс, кочуют с одной кухни на другую («кухню» можно заменить на «конференцию», «тусовку», «компанию» и так далее).

Расскажу с позиции дизайнера, что ждет продукт, если он решил нанять такого человека к себе в штат.

Как развиваются навыки дизайнера в агентстве и продукте

Это, пожалуй, самый важный аспект, который принципиально отличает работу дизайнера внутри продукта и в агентстве. 

Несмотря на то, что легче специализироваться на чем-то одном, большинство агентств стремятся привлекать клиентов из разных сфер (финтех, государственные компании, фудтех, еком и тд), чтобы расширять свою экспертизу и прокачивать компетенции. В итоге у дизайнере в агентстве шире кругозор в плане сфер деятельности. Сегодня он занимается фудтехом, через месяц — веллнес, а спустя полгода садится на крупный государственный проект.

В продукте, как правило, дизайнер ограничен одной областью и «варится» в ней годами. Как итог возникает тот самый эффект «замыленности» глаза, а результаты работы становятся очень посредственными. Но другого и не стоит ждать от специалиста, когда он действует в четких рамках готовых дизайн-систем и «пилит» только один проект или его часть.

Разностороннее развитие в дизайне можно получить только при возможности окунуться в совершенно непохожие друг на друга проекты.

Большую роль в получении и расширении навыков играет комьюнити. Если ты ui/ux и хочешь прокачать хард скилл, например, в виде 3d, анимации, иллюстрации, типографики, то в студии велика вероятность, что твои коллеги уже владеют этим навыком и могут обучить тебя. Плюс эти же коллеги могут указать на ошибки, предложить оптимальные решения задачи и взглянуть на работу со стороны.

Если всего этого лишить дизайнера, то через год из в целом «умелого» специалиста с горящими глазами можно получить грустного, бесцельно рисующего в одном стиле сотрудника с потухшим профессиональным взглядом.

Приведу пример из опыта работы дизайнера в нашем агентстве за полгода. За это время дизайнер успел сделать редизайн сайта и исследование методом персон в рамках услуги экспресс-дизайн для сервиса «Спи, малыш», сделать новый сайт для интегратора SAP TeamIdea, осуществить поддержку и развитие дизайн-системы фудтех-сервиса «Накормим маму», собрать 4 кейса для нашего портфолио и 2 кейса для Behance, нарисовать лендинги и баннеры для акций фабрики «Стильные кухни», поработать в аутстаффе крупной страховой компании, собрать интерактивные прототипы для всех перечисленных проектов, сделать несколько иллюстраций для статей в СМИ и постов в социальные сети. И на самом деле еще многое другое. Само собой, над этими проектами помимо дизайнера трудились аналитики, менеджеры, но тем не менее основная часть работы была на нем. В итоге за эти шесть месяцев, пожалуй, только анимация и моушн были не задействованы в скиллах сотрудника.

Почему дизайнеру особенно важно видеть результат своей работы

Мы все хотим видеть конечный результат своей работы. Для строителя — это дом, для бабушки на даче — урожай огурцов и помидоров, а для дизайнера — сданный проект, который приняли, оценили и отправили в продакшн. В агентстве результат — довольный клиент, который принял работу и подписал акт. В продукте же очень многое из того, что ты делаешь, «умирает» на полях тестирования. В итоге работа получается в стол. Итогом становится демотивация и выгорание.

Для человека творческой профессии, к которым относится дизайн, важно получать признание. Оно может выражаться в деньгах, подписанных актах, отзывах, наградах на площадках. Все это вместе заставляет постоянно двигаться дальше и улучшать свои навыки.

Конечно, продукт в какой-то степени может закрыть эти потребности, но это скорее редкость, чем частая история. Тем не менее, все хотят видеть на своих проектах дизайнеров с горящими глазами и желанием сделать качественный продуманный результат. Но совместить одно с другим получится с трудом. Продукту не нужны фестивальные кейсы и награды, ему нужны покупатели и клиенты. А они не могут дотянуться до дизайнера и сказать ему: «Чувак, твои решения — огонь! Вот тебе 10 баллов за UX и ленточка за первое место для твоего портфолио».

Какого дизайнера можно нанять в продукт

Агентство может себе позволить нанимать джунов, которые благодаря дизайн-коллегам быстро учатся и растут. В итоге через полгода в штате уже полноценный сотрудник, который может выполнять широкий функционал и жаждет применять свои постоянно пополняющиеся навыки.

Касательно продукта все обстоит далеко не так. Не буду говорить про крупные компании, где формируют чуть ли не полноценное агентство внутри. Речь скорее про мелкий и средний бизнес. Когда возникает потребность в закрытии задач по дизайну, то можно пойти двумя путями: нанять в штат или купить на аутсорсе в агентстве. Второй вариант понятен и весьма прост, поэтому останавливаться на нем не буду.

В первом случае при желании нанять в штат дизайнера придется смириться сразу с несколькими условиями. Можно погнаться за дорогим специалистом. Но найти его будет не так просто, так как они стремятся больше управлять, чем делать что-то своими руками. А для управления нужен целый отдел, который вряд ли будет себя окупать и быть постоянно востребован.

Если пытаться нанять ребят без особого опыта, то они таковыми и останутся в продукте навсегда. Для них не будет ни более опытных коллег, ни разносторонних проектов, ни развития и пополнения навыков. А как итог результата, которого ждет бизнес, можно будет ждать очень долго, да и если все-таки дождаться, то оценить, насколько хорошо все сделано, без опытного специалиста будет очень сложно. В итоге мы получаем несчастного дизайнера и печальный продукт.

Также при найме нужно будет оценить его скиллы. Но обычный HR на это не способен, так как главную роль тут играет портфолио. И дело вовсе не в красивой цветовой гамме или приятной типографике. Важно понять, как человек анализирует, насколько он способен понимать пользовательский путь и строить на основании этих данных интерфейсы и визуальные системы. Поэтому либо привлекать стороннего консультанта на собеседование, либо довериться судьбе и положиться на удачу.

Краткое резюме

Конечно, горшки не боги обжигают. Поэтому каждый может организовать и печь, и гончарный круг, и изучить технологию. Но сколько времени пройдет, пока результат станет достойным? И нужно ли потом столько горшков?

Примерно так же и с дизайном. Можно найти специалистов, сформировать отдел и добиться со временем хорошего результата. Но предварительно стоит оценить все риски и затраты на этот процесс и его дальнейшую востребованность для бизнеса. Если нет четкого ответа на эти вопросы, то не торопитесь открывать вакансию дизайнера. Аутсорс или консалтинг помогут быстро ответить на все вопросы и дать понимание дальнейшего развития дизайна в вашей компании.