Полный анализ конкурентов бизнеса

2017-11-30 09:48:50 2979

Любому бизнесу необходима стратегия, каждой стратегии необходимы границы. Не изобретая велосипед и не тратя свои деньги на эксперименты, провести комплексный анализ конкурентов, выписать все отличия и взять наиболее актуальные и сильные наработки. Именно это является наиболее рациональным решением по развитию любого бизнеса. Не зная конкурентную среду, невозможно понять, кто является ближайшей угрозой, а кто составит конкуренцию на более позднем этапе развития бизнеса.

Конкурентный анализ является неотъемлемой частью работы, но его результат и роль меняются в зависимости от проекта. Чтобы не сбиться с верного пути и не засорять исследование лишней информацией, необходимо в самом начале поставить четкие цели и не отклоняться!

В зависимости от задач, можно ограничиться отдельными аспектами бизнеса, например, ассортимент или позиционирование.

Мы хотим в этой статье рассказать, как наиболее эффективно и быстро узнать своих конкурентов, и покажем, как мы это делаем.

Анализ конкурентов — необходимый этап создания маркетинговой стратегии в бизнесе. Подразумевает оценку конкурентной среды и рассматривает основные отличия конкурентов. Результатом является отчет с рекомендациями по развитию бизнеса.



Как мы это делаем

Анализ активности конкурентов в сети Интернет является важной частью успеха своего дела, и мы на основании опыта составили минимальный, но необходимый список для описания подробной картинки. Выглядит он следующим образом:

  • Позиционирование.

  • Сегменты целевой аудитории.

  • Брендовая активность.

  • Сезонность.

  • Уникальное торговое предложение.

  • Стратегия продвижения конкурентов.

  • Репутация.

  • Ценовая политика.

Кратко о каждом пункте.

1. Позиционирование.

Позиционирование — формирование позиции бизнеса по отношению к своим потребителям и конкурентам.

Целью анализа позиционирования является определение конкретного места, бизнеса на рынке по отношению к своим потребителям, то есть целевой аудитории, а также к прямым и косвенным конкурентам. Объективные сходства и отличия услуг и товаров отступают на второй план, так как для фирм важны не реальные характеристики продукции, а именно то, как они представляются в глазах потребителей.

2. Сегменты целевой аудитории.

Определяем группы целевой аудитории и их характеристики:

сегментация по выгодам, социально-демографическим, психографическим и другим характеристикам;

По факторам влияния: какие критерии выбора являются наиболее важными для потребителей, влияет ли кто-то ещё на принятие решения о покупке данным покупателем, как потребители хотят и могут получать билеты и оплачивать его, где происходит или должна происходить покупка, когда они покупают (сезонность, цикличность);

По этапам принятия решения (модели поведения), то есть путь пользователя в интернете.

3. Брендовая активность.

Комплексный анализ брендовой активности занимаете несколько месяцев, но для того, чтобы иметь общие представления о популярности бренда, можно просто узнать, сколько раз его запрашивают. Проводится с помощью сбора информации по сезонности с сервиса Яндекс WordStat по ключевым запросам проекта.

Для сравнения возьмем крупнейшие магазины бытовой техники в России.



Запрос

Общая популярность

Точное вхождение

мвидео

3 504 944

1 455 751

медиамаркт

128 972

69 405

юлмарт

1 557 206

533 015

эльдорадо

2 896 608

754 847

связной

1 558 489

389 729

техносила

255 860

46 088

днс

3 434 811

891 168

озон

1 442 993

498 959

евросеть

770 825

195 558



4. Анализ сезонности

Проводится с помощью того же WordStat. То есть, если интернет-магазин занимается продажей велосипедов, то ядро для анализа будет выглядеть следующим образом:

1. Горный велосипед.

  • купить горный велосипед;

  • горный велосипед в москве;

2. Дорожный велосипед.

  • купить дорожный велосипед;

  • дорожный велосипед в москве;

3. Детский велосипед.

  • купить детский велосипед;

  • детский велосипед москва;

4. Подростковый велосипед;

  • подростковый велосипед купить;

5. Женский велосипед;

6. Складной велосипед;

7. Шоссейный велосипед;

8. Электровелосипед;

9. Экстремальный велосипед;

Анализ проводится для выявления характерных сезонных колебаний, на основе которого мы выделяем основные факторы, вызывающие колебания, и оцениваем последствия данных колебаний, то есть амплитуду спроса.

Пример:

Запрос “Горный велосипед”

Запрос “Детский велосипед”

Запрос “Велосипед зимой”

________

Мнение эксперта

Владимир Ланцов, руководитель направления контент-маркетинга

"Макросреда находится в постоянном движении, поэтому рынок постепенно меняется и многие заядлые предприниматели и компании считают, что понимают и знают игроков рынка, то есть своих конкурентов. На самом деле, такая уверенность может повредить бизнесу, вследствие переменчивости конкурентной среды, поэтому просто необходимо периодически просматривать игроков на рынке и проводить конкурентный анализ."

_________

5. Уникальное торговое предложение.

Каждый рекламный посыл должен нести точное предложение для конечного потребителя, то есть - уникальное торговое предложение: закажите нашу услугу и удовлетворите свои потребности. Рекламный месседж сообщает потребителю преимущества и выгоды.

Как мы это делаем?

На самом деле очень просто, составляем таблицу из конкурентов и выписываем все их УТП, далее оцениваем по внутреннему коэффициенту и делаем вывод.

Конкурент

УТП

Оценка

Конкурент 1

УТП 1

7

Конкурент 2

УТП 2

8

6. Общая стратегия продвижения конкурентов.

Мы анализируем все возможные рекламные каналы, которые используют клиенты. На самом базовом уровне для данного процесса подойдет инструмент similarweb.com.

SimilarWeb — открытый инструмент анализа трафика и рекламных каналов, в котором можно узнать наиболее важные и общие характеристики как своего сайта, так и конкурентов.

Разберем пример сайта футбольного клуба “Манчестер юнайтед” manutd.ru

Посещаемость за последние 6 месяцев

Показатели трафика

География

ТОП-5 стран по количеству визитов

Источники трафика (органический поиск и платная реклама считаются вместе)

ТОП ссылающихся сайтов

ТОП ссылающихся соц. сетей





7. Репутация

SERM — это аббревиатура, которая расшифровывается как Search Engine Reputation Management, что в переводе с английского означает «управление репутацией в поисковых системах». Репутацией мы называем сложившееся мнение о человеке, продукте или услуге.

Как можно управлять своей репутацией в сети? Самый очевидный способ — публиковать как можно больше положительной информации о компании и распространять ее в интернете.

Для этого подходят группы в социальных сетях

Публикация пресс-релизов, ведение собственных каналов и блогов.

Размещение отзывов на сайтах и в поисковых системах.

Информация о вакансиях на сайтах агрегаторах

Как эта информация пригодится при анализе конкурентов? Все очень просто. Она помогает нам понять, какую репутацию стремится сформировать конкурент, как он работает с негативом, как привлекает клиентов и сотрудников. __

Это интересно: все о сервисе статистики запросов Яндекс WordStat

8. Ценовая политика

Стратегия ценообразования является одним из основных аспектов любого интернет-бизнеса и его потенциальным конкурентным преимуществом. Чтобы не ошибиться, следует внимательно изучить, как конкуренты устанавливают цены на свои продукты.

Анализ позволяет понять, за что потребители готовы доплачивать и на чем склонны экономить. Это можно превратить в прекрасное преимущество, установив цены ниже среднего уровня или повысив их за счет предложения дополнительных услуг и сервисов.

Цены можно сравнивать самостоятельно или использовать для этого агрегаторы




Для полноценного конкурентного анализа необходимо собрать и систематизировать множество данных. Это долгий и кропотливый процесс, но его можно и нужно автоматизировать. Мы используем множество сервисов, как бесплатных, так и платных, и в результате получаем максимально точный и полный анализ конкурентов.

Инструменты для анализа конкурентов

AdВСЁ.ru

advse.ru — Предоставляет отчет по сайтам, чья реклама была найдена в результатах поиска Яндекса и Google.

Adbeat

adbeat.com — сервис предоставляет данные по более чем 100 000 сайтов: рекламные кампании, размещения, объявления, примерные бюджеты для мобильных и десктопных кампаний.

Ahrefs

ahrefs.com — комплексный анализ ссылочной истории конкурентов.

Аllpositions

allpositions.ru — анализ и проверка позиций сайта в поисковых системах.

aTrends

atrends.ru — Полный анализ конкурентов в Яндекс.Директе: объявления, ключевые слова, домены.

Brandspotter.ru

Brandspotter.ru — мониторинг Социальных медиа BrandSpotter позволяет мгновенно оценить уровень репутации вашего бренда, увидеть негативные и позитивные высказывания о вашей компании в социальных сетях, выявить поклонников и ненавистников бренда и получить удобный и функциональный отчет.

Полный список инструментов для анализа кнкурентов можно посмотреть в нашей статье