Креативные игры: системный подход к разогреву мозгов

2010-10-04 10:26:13 8738

Андрей Надеин, главный редактор журнала Рекламные Идеи:

Если творческий ум пичкать информацией, даже самой вкусной – ему грозит ожирение. Он растолстеет, потеряет гибкость и, в конце концов, превратится в инвалида. Чтобы сохранить форму, уму нужны тренировки и ежедневный фитнесс. Тогда он станет стройным, как борзая, и будет держать нос по ветру. А тренироваться лучше всего, играя: где есть fun, появится и profit.

В свежем номере журнала Рекламные Идеи опубликован большой обзор с 32 примерами креативных игр. Вот вступление к этому обзору.

Творчество предполагает выход за рамки привычного – out of box. Но за границами коробки – космос! Куда именно выходить, какую идею ловить? Эта неопределенность задает как минимум два условия, без которых творчество невозможно:

1. Освободиться от препон существующей системы решений и заданной структуры.
2. Научиться быстро перебирать варианты, чтобы находить именно то, что нужно.

Не будем задумываться, как определить «именно то, что нужно» – иначе попадем в ловушку, когда вагоны надо ставить впереди паровоза. Так мы не сможем ничего придумать. Давайте решим, что авось повезет, интуиция поможет или жизнь подскажет, какой сделать выбор. Можно даже решить, что нет идей плохих – есть только недоделанные.

Все творческие игры можно условно поделить на три группы: 1. Моделирующие, 2. Снимающие барьеры, 3. Разогревающие

Леонид Фейгин, креативный директор агентства Direct Design: «Я называю креативными игры, в которых не целиком отражена рабочая задача, а только часть условий. В игровой форме человек учится решать задачи. В игре он может быстро понять – получилось у него или нет, что не всегда возможно в реальной жизни. Игра развивает навыки, и когда человек сталкивается с реальной задачей, он уже вооружен».

Светлана Майбродская, директор Академии Коммуникации Wordshop: «Наш мозг работает по принципу ленивой мышцы – от пункта А в пункт Б он идет кратчайшим путем. Особенно с возрастом люди все более предпочитают стереотипные решения».

Дмитрий Чернышев, креативный директор Sorec Media: «Мне приходилось присутствовать на десятках лекциях по развитию воображения у рекламистов. 90% из них проходили так: выходил лектор с ноутбуком, говорил что-то: "...некоторые считают, что каннские рекламные ролики не продают. А я так не считаю". После чего в течение часа показывались каннские ролики. 5% лекторов разбирали уже сделанную ими рекламную кампанию. Остальные несли наукообразный бред, злоупотребляя англицизмами и словами длиннее 15 букв. По моему глубокому убеждению, все это не работает. Точнее работает очень плохо. Сам формат лекции в данном случае ущербен. Пока человек не попробует сделать что-то самостоятельно, он ничему не научится».

Елена Педай, создатель AdDrive и CoolSchool: «Особенно актуальны творческие игры сегодня, когда каждый рекламист знает, что человека не нужно обучать, с ним нужно играть. Потребитель доверяет тому, кто приносит ему пользу или удовольствие. Креативные игры – это польза с удовольствием».

"Особенно актуальны творческие игры сегодня, когда каждый рекламист знает, что человека не нужно обучать, с ним нужно играть"

У взрослого человека в голове барьер, который называется “я и так самый умный”, и он мешает творчеству. Но если человек пришел поиграть – ему не надо доказывать свой статус. Снять с себя взрослый костюм и остаться в ползунках могут позволить себе немногие. Альберт Эйнштейн как-то заметил, что его всегда отличала способность задавать самые наивные детские вопросы. Значит, нужно играть – чтобы снять внутренние барьеры и стать ребенком.

Креативность – это способность изменять старые вещи и идеи, используя фантазию

Мне нравится решительность этой фразы, ее нацеленность не на умные концепты, а на изменения. И фантазия, оказывается, не мираж, а инструмент изменений. По моему личному опыту (а я провел немало тренингов), людей, совсем лишенных фантазии, не бывает. Потому что источник фантазии находится не только в голове – но и в наших инстинктах, и даже в теле.

Кирилл Левашов, копирайтер Red Keds: «Не существует нетворческих людей, есть лишь люди, которые считают себя нетворческими. Но даже они постоянно создают и придумывают. Ведь всем снятся сны – фантазии невероятной глубины и широчайшего масштаба! Но есть три черты, отличающие человека креативного: скорость придумывания, качество идей, желание создавать. Если желание можно повышать только через мотивационные рычаги, то скорость и качество можно развивать, постоянно тренируясь. Итак, креативные игры – это тренажерный зал, качалка для мозга».

Игра – потрясающий ускоритель перебора комбинаций

Дмитрий Чернышев: «Все люди думают одинаково. И единственный известный нам способ мышления – перебор комбинаций. Разница состоит лишь в том, что один человек в какой-то момент прекращает это делать, а другой продолжает. А также в том, что вы можете решать – какие комбинации перебирать, а какие нет. И весь ваш жизненный опыт состоит в поиске новых возможностей перебора». Так вот, доподлинно известно, что игра – это лучший, придуманный самой природой ускоритель перебора комбинаций, возникающих в нашей голове.

Хочешь, чтобы заработали мозги? Шевели конечностями!

Поэт ходит из угла в угол, и ритм движения помогает ему создавать стихи. В физическом смысле способность к креативности определяется скоростью перебора вариантов и умением выбрать нужный. Этот процесс происходит незаметно, и не всегда осознанно, но он именно таков.

Поэтому креатив – это движение. И когда вы ищете идею – вы непроизвольно начинаете двигаться. Во-первых, движение насыщает мозг кислородом и глюкозой. Во-вторых, движение мозгу дает множество сигналов, которые повышают количество перебираемых вариантов.

Опытные дизайнеры говорят, что надо рисовать, а не работать на компьютере. Потому что когда работает рука, ваше тело тоже участвует в обработке информации. Рисуя, мы охватываем тему целиком, компьютер же заставляет заняться деталями.

Итак, тело – думает. Спинной мозг – думает. Тело способно придумывать эмоцию и композицию, поскольку эмоция – это посредник между ощущениями и мыслями, между телом и разумом. А композиция измеряется свойствами нашего тела и им же создается: взмах кисти, взгляд с высоты человеческого роста и так далее. Композиция динамична, она той же природы, что и физическое действие: старт, разгон, кульминация, развязка.

Андрей Логвин, креативный директор агентства LogvinDesign: «На меня очень сильно влияет физическая активность. Моя креативность притянута к физкультуре железными болтами – если я не позанимаюсь минут 40, процесс не идет. В идеале с утра поплавать и покачаться – и дальше могу работать весь день как робот»

Лена Педай: «В первую очередь нужно расшевелить тело. В нашем подсознании сидит обезъянка, надо заставить ее работать. Известно, что если хочешь получить хорошее настроение – улыбайся! Это называется психомоторика и это работает. Актуальны восточные штучки: когда разминаешь тело, открываешь чакры. Когда приходит идея, люди испытывают физические ощущения. Понаблюдайте за собой! У меня, например, чешется макушка».

P.S. Рекламные Идеи №5-2010 только что вышел из типографии. В нем: 34 креативные игры, 13 кейсов рекламных кампаний, 13 (как нарочно) приемов трансформации в рекламе, 9 способов сделать банальное слово оригинальным, 10 советов к созданию идеального бизнес-подарка. И вообще много интересного. Подписывайтесь на журнал и играйте! Все подписчики Рекламных Идей получают доступ ко всему архиву статей в формате PDF.

Подписаться на журнал Рекламные Идеи: http://www.advi.ru/subscribe/
Присоединиться к страничке Рекламных Идей на facebook: http://www.facebook.com/Advertising.Ideas