Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ) не стал отменять конкурс по выбору единого медиаизмерителя, как сообщалось ранее, а лишь готовит корректировки к его условиям исходя из меняющейся экономической ситуации. Об этом говорится в официальном обращении, обнародованном сегодня на сайте ИКТ.

Напомним, Комитет был создан крупнейшими медиахолдингами – «Первым каналом», ВГТРК и «Газпром-медиа» - специально для проведения конкурса по выбору единого медиаизмерителя. В конкурсной документации были прописаны условия, предъявляемые к соискателям, которые предполагали существенное расширение панели и методологии по сравнению с имевшейся на тот момент у TNS Russia.

Однако и «приз» победителю предлагался на маленький: по скорректированным в конце сентября условиям, речь шла о сумме в 35 млн долларов в год без НДС в пересчете на рубли по курсу ЦБ, установленному на первый рабочий день 2017 года. С 1 января 2018 года годовая стоимость ежегодно должна корректироваться в соответствии с официальными данными по инфляции. Всего контракт рассчитан на 10 лет.

1 октября закончился прием заявок на участие в конкурсе, и в итоге среди кандидатов остались четыре компании, хотя изначально планировали участвовать восемь. Среди претендентов были текущий медиаизмеритель TNS Russia, компании Nielsen и GfK, а также отечественный холдинг «Ромир». Победителя тендера планировали назвать в конце ноября, однако к указанному сроку он не был назван.

За прошедшее время TNS Russia разработала и представила обновленную систему медиаизмерения, которая должна была удовлетворить устроителей конкурса: была расширена панель, переработана технологическая часть и т.д., как для телеизмерений, так и для других медиа. Весь набор новшеств был представлен в прошлом месяце на клиентской конференции компании.

Плюс треть к цене

Однако нестабильная ситуация на рынке сыграла против организаторов конкурса: за прошедшее время стоимость национальной валюты по отношению к доллару снизилась на треть, и ровно на столько же возросли затраты устроителей конкурса. Если в сентябре общая сумма контракта оценивалась в 12,25 млрд рублей без учета НДС и инфляционных колебаний, то к настоящему моменту она возросла до 18,9 млрд. И это при том, что ранее президент «Ромир» Андрей Милехин заявлял в интервью Sostav.ru, что сумма контракта завышена минимум вдвое.

Тендер и деятельность Комитета финансируется участниками партнерства, которые вносят равные доли: это «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-Медиа Холдинг», «СТС Медиа» и «Национальная Медиа Группа». Аналитики предрекают, что по итогам 2014 года российский рекламный рынок продемонстрирует стагнационные тенденции, а в следующем году в связи со значительным сокращением маркетинговых бюджетов ключевых рекламодателей рынок уйдет в минус (по различным оценкам – от 10 до 20%). На этом фоне пересмотр условий конкурса был вполне ожидаемым решением.

В сегодняшнем сообщении ИКТ говорится о том, что участники в своих предложениях не учли средне- и долгосрочную перспективу развития рынка. Кроме того, срок контракта с победителем, определенный сейчас в 10 лет, является на данный момент «чрезмерным и несвоевременным». В связи с этим Комитет принял решение скорректировать условия конкурса, и обещает обнародовать их в ближайшее время.

Вызывает у организаторов и проработка участниками конкурса долгосрочных перспектив по технологии телеизмерения. В частности, неглубоко проработанными оказались вопросы учета медиапотребления в цифровой среде. При этом ИКТ признает, что эти требования были недостаточно четко прописаны в условиях проводящегося конкурса по выбору медиаизмерителя.

Не первая попытка

В истории российской медиаиндустрии было несколько попыток найти альтернативу TNS Russia, однако все они оказались безрезультатными. В 2002 году «Первый канал» создал Собственную службу телеизмерений (СТИ), после чего отказался от услуг TNS. Долгое время аналитика СТИ использовалась для внутренних нужд канала, а также предоставлялась другим каналам и аналитикам по запросу, в 2012 году был запущен сайт sti-rating.ru, доступный для всех желающих.

В 2003 году состоялся громкий тендер, который провел «Медиа Комитет», учрежденный Минпечати, телеканалами и АКАР. TNS тогда отказалась от участия в непрозрачном, по ее мнению, конкурсе, после чего из «Медиа Комитета» вышли АКАР и большинство телеканалов. Победителем тендера была объявлена итальянская AGB, но «Медиа комитет» так и не смог профинансировать контракт.

В 2010 году Минкомсвязи объявило экспертное обсуждение телеизмерений в России и предложило исследовательским компаниям поделиться своими наработками – к дискуссии подключились TNS Russia, GfK-Rus (входит в немецкую группу GfK, которая проводит, в частности, телеизмерения на Украине) и российский «Ромир». Как заявляло ведомство, обсуждение должно был стать предварительным этапом тендера, который рано или поздно будет проведен, так как российский ТВ-рынок нуждается в официальном измерителе.