Скандал вокруг логотипа Олимпиады-2020 в Токио, автора которого - всемирно известного дизайнера Кэндзиро Сано - обвинили в плагиате, вышел на новый, межгосударственный уровень. Оргкомитет токийских Игр сегодня заявил, что отказывается от логотипа из-за судебного иска бельгийского дизайнера Оливье Дэби, который заподозрил автора эмблемы в копировании своей идеи.

По мере развития скандала всплыли не менее десятка кейсов за авторством Сано, в которых эксперты и интернет-пользователи заметили серьезные заимствования из других источников. Каким образом развивался конфликт вокруг обладателя наград Cannes Lions и D&AD, в результате которого репутация дизайнера с мировым именем оказалась безнадежно испорченной, разбирался Sostav.ru.

 

История вопроса

Скандал разразился после того, как логотипы Олимпиады и Паралимпиады 2020 официально представили в Токио 24 июля 2015 года. Эмблемой соревнования стало символическое изображение буквы «Т», выполненной в золотом, красном, черном и сером цветах.

 

Буква «Т» символизирует сразу три слова: Tokyo, города, в котором будут проходить соревнования, Tomorrow (с анг. – «завтра») и Team (с анг. – «команда»). Основа буквы, по словам представилей оргокомитета, символизирует разнообразие комбинаций цветов. Круг в верхнем правом углу обозначает мир, в котором все люди принимают друг друга, а красный цвет – «силу каждого сердца, которое бьется».

 

 

 

Автором проекта является Кэндзиро Сано, выпускник факультета графического дизайна Университета искусств Тама в Токио, основатель дизайн-студии «MR_DESIGN» и обладатель самых престижных профессиональных наград (Cannes Lions, D&AD и многих других).

Представленный логотип вызвал резкую реакцию экспертов: бельгийский дизайнер Оливье Дэби, разработавший в 2013 году логотип для королевского театра в Льеже, высказал мнение, что между его работой и эмблемой Олимпиады-2020 - символическим изображением буквы «Т», выполненным из простых геометрических фигур, - есть некое сходство. 14 августа он подал иск в бельгийский суд с требованием к Международному олимпийскому комитету (МОК) отказаться от использования этого логотипа.

 

 

«Я не утверждаю, что в Японии полностью украли мою идею, но, скорее всего, в течение двух лет, что прошли с того момента, как я создал логотип для театра в Льеже, этот дизайнер наверняка его видел. Я собираюсь советоваться с адвокатами, чтобы узнать, какие в дальнейшем мне следует предпринять шаги в случае плагиата», — заявил Оливье Дэби.

 

Логотипы Олимпиады-2020 и театра Льеже

 

Позднее возмущенный г-н Дэби сообщил агентству Kyodo, что потребует изменить логотип Олимпиады в Токио. Однако оргкомитет Игр тогда отреагировал на заявление дизайнера довольно вяло, сославшись на уже проведенные ранее экспертизы и регистрацию торгового знака.

"Мы приняли решение после того, как получили одобрение Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета, а также после прохождения процедур, связанных с международными торговыми знаками", - сообщил Kyodo исполнительный директор "Токио-2020" Тосиро Муто. Еще один представитель оргкомитета Масанори Такая отметил: "Мы представили эмблему после прохождения процесса международной регистрации торгового знака. Мы не особо беспокоимся по этому поводу".

После того, как скандал стал достоянием широкой общественности, телеканал NHK увидел схожесть цветового решения с символом, созданным испанской студией дизайна Hey Studio в 2011 году. Логотип использовался в поддержку Японии при восстановлении северо-восточных регионов страны, пострадавших от землястресения и цунами в марте того же года.

 

 

На этом поток обвинений не закончился: в брендбуке, в котором дизайнер представил примеры использования символики Игр на городских улицах и аэропорту, эксперты нашли изображения, взятые автором из интернета без разрешения их владельцев.

 

Другие кейсы

Внимание к Сано привело к детальному разбору предыдущих его проектов, в которых также обнаружили элементы заимствований. Плагиат, в частности, пользователи Сети обнаружили при сравнении логотипов зоопарка в Нагое, который разрабатывал Сано, и Национального музея Коста-Рики.

 

 

Дальше-больше: Сано подставил японскую корпорацию Suntory Beer Ltd, для которой дизайнер разрабатывал дизайн сумок. Интернет-пользователи нашли оригинальные изображения, которые дизайнер просто скопировал с интернета. Из-за этого Suntory вынуждена отказаться от 8 из 30 вариантов дизайна сумок.

 

Сумки, разработанные для акции корпорации Suntory

 

В общей сложности на данный момент зафиксировано не менее десяти кейсов Сано, в которых эксперты и интернет-пользователи заметили прямой плагиат или частичные заимствования. Сам виновник скандала продолжает отвергать все обвинения в плагиате, включая историю с логотипом Олимпиады.

Тем не менее, оргкомитет под давлением общественности и экспертов отказался от логотипа. Ситуацию уже прокомментировал премьер-министр Японии Синдзо Абэ. «Я думаю, оргкомитет проанализировал различные обстоятельства. Олимпиада должна быть благословлена народом», - заявил глава правительства.