Иллюстрации MB

 

Исследовательская компания Millward Brown выпустила юбилейный рейтинг BrandZ Top 100. В 2015 году общая стоимость брендов-участников составила 3,3 трлн долларов, тогда как десять лет назад они оценивались в 1,4 трлн долларов. По сравнению с прошлым годом первая сотня подорожала на 14%.

Стоимость китайских брендов за десять лет выросла на 1004%. Если в 2006 году в рейтинге присутствовал всего один участник из Китая, то сейчас число представителей Поднебесной достигло 14. Успехи китайской экономики налицо, чего нельзя сказать о России и Бразилии. Из-за рецессии они не попали в BrandZ Top 100, а Индия теперь представлена только одним брендом — банком HFDC.

Напомним, что в 2008–2010 годах Millward Brown включала в рейтинг один российский бренд — МТС, с 2011 года к мобильному оператору присоединился Сбербанк. В предыдущем рейтинге они оценивались в 12,2 млрд и 12,6 млрд долларов соответственно. На данный момент их стоимость не превышает 11 млрд долларов — таков показатель Scotiabank, который находится на 100 строчке.

Снижение цен на топливо и экономические санкции в отношении России негативно повлияли на рейтинг. Особенно заметно просела категория «Нефть и газ»: Россию в ней представляют «Газпром» (5,2 млрд долларов, –17% к 2014 году) и «Роснефть» (5 млрд, –10%). Многие западные компании отказались от совместного освоения арктического шельфа, опасаясь последствий сотрудничества с российскими компаниями.

Российские бренды до сих пор малоизвестны глобальной аудитории, признают эксперты Millward Brown. Мешает им политическое и рыночное устройство, где доминирует государство.

Даже e-commerce с его огромным потенциалом охватывает далеко не все население страны. Будущее российских брендов неопределенно, как и перспективы развития самого государства. Основным вопросом является влияние слабеющего рубля и санкций, в том числе ответных.

Впрочем, ограничения для ряда западных компаний могут пойти на пользу отечественным, и открыть больше возможностей для роста, говорится в отчете. Ослабление российской экономики сказалось на многих компаниях из BrandZ Top 100. Ряд автоконцернов ушли с рынка, хуже пошли дела у люксовых брендов и пивоваров.

Что касается рейтинга в целом, то лидером 2015 года стал Apple, чей бренд оценивается почти в 247 млрд долларов. Корпорация вернула себе первое место во многом благодаря успеху iPhone 6. В итоге ее товарный знак подорожал на 67%. Google сместился на вторую строчку со 173,7 млрд долларов. В первую пятерку также вошли Microsoft, IBM и Visa. Китайский интернет-ритейлер Alibaba впервые попал в рейтинг и сразу же занял 13-е место с 66,4 млрд долларов.

 

  Бренд Стоимость бренда 2015
(млн $)
Рост (%)
1 Apple 246,992 67
2 Google 173,652 9
3 Microsoft 115,500 28
4 IBM 93,987 -13
5 VISA 91,962 16
6 at&t 89,492 15
7 Verizon 86,009 36
8 Coca-Cola 83,841 4
9 McDonald's 81,162 -5
10 Marlboro 80,352 19
11 Tencent 76,121 43
12 Facebook 71,121 99
13 Alibaba Group 66,375 New entry
14 Amazon.com 62,292 -3
15 China Mobile 59,895 20
16 General Electric 59,310 9
17 Wells Fargo 59,272 5
18 United Parcel Service 51,798 9
19 Disney 42,962 24
20 MasterCard 40,188 2

 

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ РЕЙТИНГА