Фото РИА Нововсти

 

Повседневные потребительские расходы перед Новым годом росли быстрее, чем в предыдущие годы. По данным исследовательского холдинга Ромир, в ноябре–декабре повседневные потребительские расходы увеличились в номинальном выражении на 24%. Расходы на продукты питания выросли на 30%, на непродовольственные товары – на 16%. В 2013 и 2012 годах месячный рост равнялся 20%, в 2011 году «гонка Деда Мороза» ограничилась 14%, а в кризисном 2008 году предновогодний рост составил 21%.

После продолжительного периода снижения реальных и номинальных повседневных расходов у среднего класса в октябре и ноябре 2014 года вновь наблюдался рост на 11–13% в номинальном выражении. В декабре темпы роста ускорились до 18,5% годовых. Реальный рост повседневного потребления среднего класса составил примерно 4% по итогам IV квартала.

В последнем месяце 2014 года доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров — без учета услуг и крупных покупок — выросла до 59%. Доля непродовольственных товаров снизилась до 41%. В годовом выражении декабрьские расходы на продукты питания выросли на 23%, обогнав инфляцию продуктового рынка (около 15%). Расходы на непродовольственные товары увеличились за год на 4%, отстав от непродовольственной инфляции в два раза. Это произошло за счет жесткой оптимизации непродовольственных расходов.

В конце года россияне активно снимали средства со своих рублевых депозитов и конвертировали их в иностранную валюту. Дополнительная наличность стала «давить» на рынки товаров длительного пользования. В декабре 2014 неожиданно для самих продавцов вырос спрос на легковые автомобили. В то время как с февраля по октябрь продажи падали на 10–25% от месяца к месяцу, декабрьские продажи выросли на 2,5% к аналогичному периоду 2013 года.

На рынке крупной бытовой и компьютерной техники также случился бум продаж в результате ажиотажного спроса. За две недели были распроданы товары, не находившие своего покупателя предыдущие 11 месяцев.

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, которые представляют покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек.