Сегодня подвел итоги один из самых обсуждаемых конкурсов лета - открытая инициатива по созданию логотипа Екатеринбурга. Впервые подобный конкурс стал столь масштабным событием, к которому было приковано внимание не только жителей региона, но и профессионалов со всей России. Как проходил конкурс и кто стал его победителем - в нашем материале.

История началась с того, что в конце прошлого года Студия Артемия Лебедева, в буквальном смысле поставившая "на поток" производство туристических логотипов для российских городов, создала аналогичный проект и для Екатеринбурга. Местные специалисты (а в уральской столице их огромное множество) возмутились таким вмешательством столичной знаменитости, после чего местная администрация поспешила откреститься от придуманного москвичами символа. Читать также: УРАЛЬСКАЯ СТОЛИЦА КРЕАТИВА.

Логотип Екатеринбурга от Студии Артемия Лебедева

 

 

Неприятие проекта от Лебедева было настолько серьезным, что дизайнеру даже отправили необычный подарок - топор с логотипом Екатеринбурга от Лебедева. Намекая, видимо, на качество работы московской студии. Лебедев подарок не принял и предложил передарить мэру города Евгению Ройзману.

 

 

Помимо откровенного "троллинга" столичного дизайнера, в реакции уральцев было и позитивное зерно: местные специалисты решили показать всей России, как провести образцовый конкурс по территориальному брендингу. Нашлась и финансовая поддержка, и административная.

В мае этого года екатеринбургские предприниматели Николай Горонович и Сергей Балакирев объявили конкурс на создание логотипа столицы Урала. Соорганизаторами конкурса выступил клуб арт-директоров Екатеринбурга. В состав экспертного жюри вошли известные рекламисты: как местные - Данил Голованов (Red Pepper), Владислав Деревянных (РА Восход), Евгений Фатеев (StreetArt), Игорь Левит («Штольцман и Кац»); так и москвичи - Андрей Тараканов (Tomatdesign), Дмитрий Перышков (DDVB) и другие.

Логотип Екатеринбурга должен помочь с привлечением инвестиций в регион. Согласно творческому заданию, цели айдентики Екатеринбурга следующие: привлечение потенциальных жителей / квалифицированных кадров, формирование лояльности у жителей к городу, экспорт и увеличение продаж товаров, услуг made in Ekaterinburg. Что касается выполнения, то обязательно было предоставить авторский вариант написания названия города как в кириллическом алфавите, так в латинском алфавите.

 

Главным инициатором конкурса выступил индивидуальный екатеринбургский предприниматель Николай Горонович. Бизнесмен решил, что уральской столице нужна айдентика, и при поддержке мэра города Евгения Ройзмана привлек авторитетных экспертов к выбору логотипа.

 

Организатор конкурса, частный предприниматель Николай Горонович

Я являюсь инициатором этого конкурса. Идея и желание его провести, возникли после активных дискуссий, по поводу создания логотипа города. Импульсом для дискуссий стала работа Студии Артемия Лебедева.

Конкурс был организован с целью получения различных взглядов на то, каким логотип города может быть.И мне кажется, нам это удалось. Конечно, даже финальные варианты не являются законченными работами, мы их воспринимаем как стратегии, и в случаи победы одной из них, данная стратегия будет доработана под задачи города. Сегодня в 13:00 будет объявлен победитель. В организации конкурса активное участие принимал Клуб Арт Директоров Екатеринбурга. И за состав жюри второго профессионального отбора отвечал Клуб. Наиболее активные в Клубе по конкурсу являются Евгений Фатеев, Влад Деревянных и Роман Дик.

Со своей стороны, я получил максимум рекомендаций по членам жюри, и абсолютно поддерживаю данный состав. Считаю, что отбор был выполнен на максимально профессиональном уровне, честно и беспристрастно. Мне кажется, нам удалось выбрать лучшие 4 работы, представленные на конкурсе для народного голосования.

 

Подать работы на открытый конкурс могли любые желающие, начиная с обычных горожан и заканчивая брендинговыми агентствами. Всего на конкурс было подано около 300 работ, которые в несколько этапов оценивало экспертное жюри. По итогам судейских заседаний, в финал конкурса вышло 4 работы. Победителя определило народное голосование, которое проходило на сайте конкурса logoekb.ru.

Работа-победитель конкурса, сообщество Made in Ural

 

 

 

Победителем была признана работа от сообщества Made in Ural - регионального объединения творческих личностей Екатеринбурга. Арт-директором проекта, по информации нашего портала, выступил известный на рынке специалист Влад Деревянных, РА "Восход".

Александр Загорский, креативный директор брендингового агентства Depot WPF

Данное решение — это, на мой взгляд, удачный компромисс, который удовлетворит все заинтересованные стороны.

Логотип в меру нейтральный: он не раздражает нарочитым «дизайнерством», не отпугивает лишними нарративами (вроде буквы «П») и в меру характерный. Начертание ловко балансирует на грани нейтрального гротеска и дружелюбной каллиграфии.

Slab-serif — удачное решение для умеренно прогрессивной типографики. Приятно и закономерно, что дизайн создан «in-house» — людьми, которые знают и любят свой край и свой город. Поздравляю всех!

 

Финалисты конкурса

Айдентика от Алексея Архипова (Екатеринбург)

 

 

 

Айдентика от Сергея Лавриненко (Москва, LINII design lab)

 

 

Айдентика от Сергея Клещёва (Екатеринбург, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)

 

 

Другие работы-претенденты конкурса

О процессе отбора лучших работ Sostav.ru побеседовал с членами жюри.

 

Евгений Фатеев, сооснователь и директора агентства Streetart

Наш клуб арт-директоров Екатеринбурга вписался в соорганизаторы всей этой истории, потому что нас заверили в том, что айдентика будет активно и последовательно и системно внедряться, будет пост-судьба.

Мне очень понравилось участие в жюри, во-первых, для меня это новый опыт, я в жюри еще редко работал. Во-вторых, входить в ТАКОЕ жюри, в котором, как минимум, два моих кумира просто - Игорь Гурович и Андрей Тараканов...

Что мне понравилось, все было предельно профессионально, аргументированно, так, как мне кажется, и должно быть в правильном жюри. Организаторы вообще не вмешивались в работу жюри, мы даже один раз вынуждены были провоцировать Николая Гороновича, на то, чтобы он тоже что-то сказал! Но нет, там все предельно корректно.

Завершение конкурса - это только начало. Впереди продолжительная символическая работа по внедрению айдентики, а также большая работа по преодолению в массовом сознании логотипоцентризма.

 


 

Данил Голованов, директор агентства Red Pepper

Этот конкурс примечателен хотя бы фактом своего существования. Как житель города я, безусловно, очень рад, что Екатеринбург пошел по такому пути. Логотип города не может быть совершенным и устраивать всех, а способ его создания не имеет никакого значения.

Иногда логотипом становится рисунок художника, оставленный маркером на стаканчике из под кофе. Выбранный лого отвечает международным амбициям Екатеринбурга, обладает необходимым универсализмом и четкой стратегией позиционировать наш город через статус Столицы Урала.

 

Председатель жюри конкурса, известный российский дизайнер Игорь Гурович на своей страничке в Facebook подробно рассказал о своих впечатлениях, закрепив мнение общественности о высоком уровне этой инициативы. Приводим небольшой отрывок из его текста.

"За последние несколько лет много раз был в жюри разных российских конкурсов. Последние полгода стал отказываться. Причина – фэйковые задачи, придуманные чиновниками для галочки о проведенной работе и такие же фэйковые решения: трусливые и не умные. И более того, есть ряд задач больших, которые не могут быть предметом конкурса, поскольку нуждаются в большой, долгой коллективной работе (в том числе и реальной работе с фокусгруппами).

Я увидел людей, чье отношение к профессии и профессиональной этике мне близко. Потому, во время журейства, одним из главных критериев отбора было «не навреди».

Мы проделали большую работу. За шорт-лист, который отобран для города, не стыдно совсем. Если назвать эти работы стратегическими предложениями, а не эскизами логотипа, то каждая из работ может быть доведена до ума и стать прекрасной городской коммуникацией. Это мое мнение, готов за это биться.

По итогам конкурса город получил 4 крепких стратегии по повышению лояльности. В каждой из стратегий заложено масса возможностей для разного городского фана: от коммуникаций до сувенирки".

 

Не только члены жюри позитивно оценивают процесс проведения и итоги конкурса. За комментарием "со стороны" мы обратились к автору брендированного топора для Артемия Лебедева.

 

Андрей Фирсов, директор компании "Экспертиза коммуникаций", участник творческого товарищества "Город мастеров"

Сам конкурс логоекб - это вершина айсберга, первая ласточка, знак куда более важных глубинных событий. Когда его устроителей обвиняют в том, что не время и не место заниматься глупостями, что кусочек картона не в состоянии отремонтировать дороги, вымести дворы, построить детские сады и тд. Все так. Логотип этого сделать не сможет. Но это сделают люди. Люди, которые, наконец, поймут в каком городе они живут, и в каком они жить хотят.

Региональное самосознание просыпается. Просыпается медленно, но верно. И конкурс этот есть знак этого самого пробуждения. Крайне показательно, что конкурс - это не инициатива чиновников, которые на нефтяные деньги активно играли в игру «тренды-бренды». Это частный инвестор решил потратить свои деньги на помощь родному городу. Помощь в том, чтобы город задумался, а какой я город есть и обозначил себя таким в ряду других городов.

Конкурс с самого начала не был соревнованием веселых картинок. Была проделана серьезная подготовительная работа. По всем канонам маркетинга территорий, адепты этого направления, типа новосибирца Александра Филюрина, могут быть спокойны. Но что это дало на выходе? Четыре неоднозначных варианта, полюбить которые сможет не каждый. В итоге мы получили среднюю температуру по больнице. Каждый из дизайнеров рисовал логотип, выбрав себе тот город, который ему ближе. Так же поступили и судьи, оценивая работы. В итоге победителями оказались варианты, которые не вызывали отторжения, но и привязанности к ним особой не оказалось. Нужно было не усреднять, а отсекать лишнее. Выявлять суть и на ее основе рисовать образ.

Но не стоит думать, что конкурс оказался провальным и абсолютно бесполезным. Как раз наоборот. Когда процесс важнее результата. В публичном пространстве началось активное проговаривание темы образа города. Что есть Екатеринбург, куда он и зачем. Местное дизайн-сообщество получило мощный импульс. Работы такого масштаба дисциплинируют и окрыляют. Журналисты, интеллигенты, просто неравнодушные люди, горожане все включились в процесс. И это хорошо. В конце концов. Да, Екатеринбург – город 50-ти логотипов. Но ничего плохого лично я в этом не вижу. Он такой. Разный.

После появления лого Артемия Лебедева я специально сделал топор с его лого. А где еще место топорному логотипу? Для нового лого топор тоже уже куплен. В этот раз денег на него я не пожалел. Уверен, новый выбранный вариант лого будет на своем месте. Ну, если не сложится, мы всегда сможем нарисовать новый. Тот, что будет отражать суть нашего города. Города на границе, в границах и за границы вечно вырывающегося. В общем, мы не пожалели, что задумали и осуществили такой конкурс у себя в Екатеринбурге. Будем рады, если кто-то пойдет вслед за нами. Всегда готовы поделиться опытом. А, если кто-то выберет иной путь, дай бог. Пусть растут все цветы.

 

Конкурс на создание айдентики Екатеринбурга завершился, однако приятное послевкусие у рекламного сообщества останется надолго. Частная инициатива, без чиновничьего давления, а также грамотный выбор экспетов привели рекламщиков в полный восторг. Несмотря на то, что проект победителя будет дорабатываться и вновь обсуждаться за столом в кругу профессионалов.

Урал показал, что можно своими силами выбрать имидж города и учесть все мнения на примере "первой ласточки" - логотипа Екатеринбурга. Очень надеемся, что теперь в России конкурсы по территориальному брендингу будут меняться только в лучшую сторону.