Промдизайн - это не только красивые картинки, созданные специалистами дизайн-студий и бюро, но и большая ответственность этих самых специалистов и их клиентов за судьбу бренда. Неудачный дизайн потребительской продукции может обернуться снижением продаж и серьезными убытками для компании, а в ряде случаев - даже нанести увечья потребителям.

19 июня 2016 г. погиб актер Антон Ельчин. В тот день он припарковался возле своего дома, включил нейтральную передачу, вышел из Jeep Grand Cherokee и был задавлен покатившимся на него автомобилем. Его тело обнаружили зажатым между внедорожником и воротами. 

Родители Ельчина подали в суд на производителя автомобиля - компанию Fiat Chrysler Automobiles. Они утверждают, что причиной смерти их сына стал неудачный дизайн рычага автоматической коробки передач. Технология Monostable предполагает не традиционное перемещение рычага, а покачивание вперед и назад.

В результате водитель может не заметить, что вместо положения P («Парковка») установил режим N («Нейтральный»). На нейтральной передаче автомобиль не зафиксирован и может прийти в движение уже после того как человек покинул салон.

Трагический случай с Ельчиным показал, насколько опасна двухтонная махина — и насколько опасен непродуманный дизайн.

 

 

По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения США, «неудачный» переключатель был установлен на 800 тысячах Grand Cherokees, Chrysler 300s и Dodge Chargers. Информацию о возможном дефекте запросил и российский регулятор - Росстандарт. Издание Consumer Reports предупреждало, что сбить водителей с толку могут рычаги в автомобилях Audi, BMW, Cadillac, Mercedes-Benz, Tesla и Toyota.

Fiat Chrysler Automobiles отозвал по всему миру более 1,1 млн машин, но юристы считают, что кампания была проведена слишком поздно. Так, погибший актер получил оповещение об отзыве своего Jeep Grand Cherokee через семь дней после смерти. Всего за несколько дней до инцидента компания стала отправлять дилерам программное обновление для коробки передач, после установки которого машина начинает самостоятельно переключать коробку в режим Parking при открытии водительской двери.

Как отмечает другое издание, Pro Publica, владельцы автомобиля с традиционным рычагом видят и чувствуют смену режима. Нефиксируемый (monostable) селектор АКП возвращается в прежнее положение независимо от того, какая передача была включена. О смене говорит еле слышный щелчок, еле видимое уведомление на приборной панели и символы на самом рычаге (скрыты под рукой). Непродуманный дизайн стал причиной более сотни аварий и десятка серьезных травм (переломы ребер и коленей, ушибы, рваные раны и т.д.).

Впрочем, случай с Jeep Grand Cherokee - не первый и, к сожалению, не последний. Ярким - в буквальном смысле - примером являются чистящие средства. Иногда их упаковка оформлена таким образом, что бутылка с химикатами напоминает прохладительный напиток или сок. Только за четыре месяца 2006 года было зафиксировано 94 случая случайного приема внутрь многофункционального чистящего средства Fabuloso (Colgate-Palmolive). В ряде случае Fabuloso продавался в непосредственной близости с напитками.

 

 

В 2014 году организаторы велогонки в Норвегии раздали участникам образцы жидкого геля для стирки Omo Activ & Sport, и несколько человек приняли моющее средство за энергетический напиток. Если посмотреть специальную ветку на Reddit, можно найти множество других вопиющих примеров. Охладитель автомобильного радиатора в алюминиевой банке, напоминающей пивную. Кулинарный спрей и инсектицид в схожей упаковке. Приправы и средство для устранения засоров в одинаковых пакетиках. Покупателям остается только гадать, о чем думали производители и дизайнеры, оформляя продукцию, небезопасную для жизни и здоровья.