Один из лидеров мирового автопрома - немецкий концерн Volkswagen - продолжает подсчитывать убытки, нанесенные грандиозным скандалом, связанным с подтасовкой результатов замеров выхлопных газов на дизельных моделях VW и Audi. Грандиозный штраф, наложенный на компанию властями США, расследования в других странах, 37-процентное падение стоимости акций и возможные тюремные сроки для топ-менеджмента привели к значительному падению стоимости самого бренда Volkswagen.

Расследование против VW Group началось с того, что в прошлом году активисты организации «Международный совет по чистому транспорту» (International Council on Clean Transportation) захотели сделать благое дело и доказать «чистоту» выхлопных газов дизельного двигателя. Никаких разоблачающих расследований не планировалось: наоборот, активисты хотели привести наглядные доказательства в пользу дизельных двигателей.

Однако на практике, при помощи лабораторных исследований и проверок на дороге, выяснилось обратное: выбросы ряда дизельных двигателей существенно превышают норму. Так, дизели Jetta превышают допустимые в США нормы выбросов оксидов азота в 15–35 раз, Passat – в 5–20 раз. Поскольку результаты дорожных и лабораторных тестов машин Volkswagen существенно разнились, американские регуляторы в мае этого года начали расследование в отношении бренда.

На прошлой неделе американское агентство по охране окружающей среды (EPA) предъявило обвинения Volkswagen AG в нарушении экологических нормативов, принятых в США и заявило, что  автоконцерн выпускал дизельные автомобили с приборами, меняющими показатели норм загрязнения воздуха при выхлопе. Ограничительное устройство, контролирующее работу системы очистки выхлопа, по данным чиновников было установлено почти на полмиллиона автомобилей - Volkswagen Jetta, Beetle, Golf, Passat, а также Audi A3 - выпущенных с 2008 года и по настоящее время.

 

Иллюстрация Depositphotos

 

22 сентября публично были озвучены новые данные: мошенничество с результатами тестирования выхлопной системы затронуло не полмиллиона, как предполагалось ранее, а 11 млн автомобилей. Американские власти выписали компании огромный штраф в 18 млрд. долларов - по 37,5 тысяч долларов за одну машину. Цена акций автопроизводителя обвалилась на 23% за первый день, всего за время с начала скандала компания потеряла 37% стоимости, и этот процесс продолжается.

Расследования перебросилось на другие страны, включая материнскую страну концерна - Германию. К проверкам сегодня официально присоединилась Россия, о чем официально заявил Росстандарт. В Швейцарии были полностью запрещены к продаже не только все модели дизельных VW и Audi, но и вообще все дизели. Проверки дизельных моделей в различных странах начались и в отношении автомобилей других автоконцернов - европейских и азиатских - из-за чего их стоимость также пошла вниз. Сильнее всего потеряли BMW и Mazda.

После публичной огласки истории, Volkswagen «распрощался» с гендиректором - Мартином Винтеркорном, чье место занял Маттиас Мюллер, председатель совета директоров Porsche. Тем не менее, это не спасло бывшего CEO от уголовного преследования: о начале расследования в отношении Винтеркорна сегодня сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на прокуроров города Брауншвейга. Под угрозой уголовного преследования оказались и другие топ-менеджеры VW.

 


Иллюстрация Depositphotos

 

Происходящее не могло не сказаться на стоимости бренда Volkswagen. По оценкам аналитической компании Brand Finance, его цена с начала скандала снизилась на треть - с $31 млрд. до $21 млрд. Гендиректор Brand Finance Дэвид Хейг заявил, что «само будущее марки Volkswagen вызывает сомнения».

Стремится к нулю и один из важнейших для развития бренда показателей - индекс потребительского доверия. Аналитики YouGov в своем BrandIndex в сентябре 2015 года зафиксировали падение доверия к бренду Volkswagen среди потребителей США сразу на 24 пункта.

Аналогичные проблемы могут возникнуть и у других автокомпаний, которые оказались под прицелом расследований. Например, цена бренда BMW также может снизиться после того, как модель BMW X3 xDrive 20d не прошла тест ICCT (Международного совета по чистому транспорту) - к вечеру пятницы капитализация BMW Group снизилась почти на 8%.