С начала 2015 года в СМИ отмечается повышенный интерес к теме коммуникаций в целом, а также к рекламе и PR в частности. Эксперты зафиксировали значительное увеличение публикаций в ведущих российских изданиях, связанных с развитием различных сфер коммуникационной отрасли. Какие темы стали главным драйвером интереса СМИ, в обзоре Владимира Ступникова, партнера агентства iMARS.

Если за первый квартал 2014 года, согласно данным компании «Медиалогия», в российских СМИ было не более 5000 упоминаний коммуникаций в различных интерпретациях, то в первом квартале 2015 года – уже около 7000. О рынке коммуникаций пишут не только бизнес-СМИ (РБК, "Ведомости", "Коммерсант", Forbes), но и информационные агентства и газеты, освещающие общественно-политические темы.

Рост интереса к теме коммуникаций связан с динамикой развития данного рынка, связанного с непростой экономической ситуацией, немалыми затратам госкомпаний на рекламу и пиар, растущему числу проектов по брендингу территорий, а также благодаря идеологическому противостоянию с Западом.

Гостраты

Если сокращения маркетинговых бюджетов со стороны крупнейших рекламодателей, представляющих транснациональные корпорации и бренды, измеряется десятками процентов, то сокращение затрат российский госкомпаний оказалось не столь внушительным. В I квартале 2014 года компании, работающие по ФЗ-44 и ФЗ-214 и публикующие заявки на портале госзакупок, потратили на коммуникации 5,94 млрд. рублей, а годом позже эта сумма составила 5,13 млрд. руб.

В России активно реализуются новые глобальные коммуникационные проекты, связанные с проведением Чемпионата Мира по футболу 2018 года, 70-летием победы в ВОВ и другими общенациональными мероприятиями. Все они получают широкую огласку в средствах массовой информации.

Важной темой, обсуждаемой общественностью и журналистами, является тема брендинга территорий. Многочисленные проекты - от создания туристических логотипов Москвы и Петербурга до брендов Татарстана и других регионов. В том числе и бренда России: проект по выбору графического знака для развития туризма в нашей стране активно обсуждается в СМИ и социальных медиа.

Имидж властей

Еще одним популярным трендом последнего времени является рост затрат на формирование имиджа местных руководителей и региональных органов власти. Понимая, что свою деятельность на посту мэров и губернаторов необходимо транслировать широкой общественности с использованием максимального количества каналов коммуникаций, значительные средства вкладываются в работу с интернетом, соцмедиа, печатными СМИ и телеканалами.

Иногда максимальная цена торгов на вышеназванные PR-услуги оценивается в десятки миллионов рублей. Вполне логично, что большие бюджеты и траты на работы по формированию и поддержанию имиджа вызывают много вопросов у общественности. К примеру, Общероссийский народный фронт периодически оценивает те или иные закупки и ставит вопросы об их целесообразности.

Результаты торгов и выбранный победитель активно обсуждаются и в интернет-сообществе. В свою очередь федеральные СМИ также поддерживают тему и рассказывают на страницах изданий о сумме контрактов, победителях и услугах, которые будут оказаны в рамках договора.

Иностранцы

Еще одной темой, которая была интересна СМИ, является продвигаемый на государственном уровне отказ от услуг западных коммуникационных компаний в пользу отечественных игроков рынка. Тема эта популярна на волне введения Россией антисанкций в ответ на политику Запада.

В октябре 2014 года депутат от ЛДПР Максим Шингаркин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, ограничивающий право иностранных компаний участвовать в закупках, предметом которых является оказание услуг по производству и распространению рекламы. Согласно документу, запрет должен распространяться на иностранных юрлиц, граждан, а также на российские компании с долей иностранного участия более 20%.

В марте 2015 года закончилось многолетнее партнерство Кремля и международного PR-агентства Ketchum, которое занималось формированием имиджа нашей страны в США и Европе. Одновременно с этим в СМИ активно обсуждалась информация о создании Национального маркетингового агентства - специальной структуры, которая займется имиджем России на международной арене и продвижением туристического проекта VisitRussia.

Тема "отлучения" иностранных компаний от госконтрактов и "импортозамещения" в сфере коммуникаций продолжит оставаться обсуждаемой в СМИ с усилением антизападной риторики.