Евгений Чарский, основатель Студии Чарского

 

В последние годы в крупных городах активно развивается культура отдыха в городских парках. Парки стали предлагать все больше и больше услуг, что повлекло за собой желание каждого парка выделиться своим неповторимым индивидуальным стилем. Причем, естественно, это желание шло не только от руководства парка, но и от его посетителей.

Эта тенденция проявляется не только в проведении различных развлечений, мастер-классов и установке аттракционов, но и в создании визуальных ассоциаций для посетителей. За рубежом разработка фирменных стилей парков, мест отдыха существует очень давно. Сама идея паркового отдыха очень популярна, недаром в мире такое огромное количество национальных парков, государственных, исторических, тематических. И у многих из них есть свой узнаваемый фирменный стиль, своя визуализация, которая наглядно показывает, чем отличается один парк от другого.

Визуализация может включать в себя разработку как элементарного логотипа, так и полноценной айдентики, то есть корпоративной идентичности, или фирменного стиля. Однако, она не может появиться только от желания горожан. Вот почему проводятся конкурсы на создание фирменного стиля или айдентики, к которым привлекаются лучшие творческие команды дизайнеров.

Для обеспечения открытости и честности, а также для повышения конкурентности, конкурсы проводятся в формате классического тендера. Потенциальные претенденты, не имеющие возможности напрямую вступать в диалог с клиентом, могут наравне со всеми участвовать в борьбе. Это профессиональное соревнование, где задействованы творческие ресурсы профессиональных студий, вольных художников и агентств со всей страны.

Недавно московский парк «Сокольники» выбрал логотип и айдентику с помощью конкурса, который объявил Департамент культуры столицы. В конкурсе могли участвовать российские и зарубежные компании (в консорциуме с российскими участниками) и физические лица. Победителем стал консорциум SmartHeart Branding Agency + White Russian Studio, который предложил айдентику, основанную на симбиозе природы и культуры парка.

 

 

Тренд на создание фирменной айдентики для парков появился всего пару лет назад и превратился в настоящее увлечение. Свой собственный ключевой образ – key visual – появился у многих парков Москвы. Но споры о необходимости или бесполезности этой тенденции продолжаются по сию пору. Кто-то говорит, что это глупо, не нужно и является пустой тратой времени. Я считаю, что это способ самореализации и самовыражения. Стремление парка показать свою индивидуальность - своеобразное отражение творческих сил города, его жителей. Мне это очень нравится тот факт, что это не является навязыванием каких-то административных требований.

Такого же мнения придерживается и Валерия Остроумова, руководитель отдела мероприятий и PR ПКиО "Кузьминки": «Айдентика – это ведь не только логотип и фирменный стиль. Если говорить о парках, то айдентика не несет в себе только лишь эстетический смысл и не играет роль просто красивой картинки, которая призвана привлечь желаемую аудитории. Хотя, конечно, и это тоже. Но глобальная цель создания айдентики для парка вот в чем: через айдентику парк дает посыл своей аудитории, передает видение себя в городской среде, стратегическую направленность своей деятельности, свои цели и задачи, формирует посредством айдентики свой уникальный образ».

 Если взять, к примеру Парк Горького, то у него нет единой айдентики. Есть логотип, и каждый раз стиль разных событий может меняться. Для каждого проекта они привлекают различных дизайнеров, и это прекрасно. Мы участвовали в тендере. Но в итоге дело закончилось дизайном и изготовлением одной рекламной конструкции, которую мы в спешном порядке монтировали и устанавливали.

 

Знак для конструкции "Я люблю Москву" от Студии Чарского

 

Музеон на противоположной стороне от Парка Горького, напротив, обладает всеми элементами полноценной айдентики. Нашей студией был выполнен весь ряд работ по созданию фирменного стиля для Музеона Здесь мы прорабатывали все элементы корпоративной идентичности. Начиная от логотипа до сувенирных сумок. Это всегда очень ответственная работа.

Парк Музеон - уникальное место. В работе мы отталкивались от темы контрастов. Поясню. В искусстве неотъемлемой частью является понятие светотени. Стоящие в парке скульптуры освещаются солнцем, и в отличие от скульптур, равномерно освещенных в залах музеев, имеют свой антипод — тень. Знак Музеона символизирует эту двойственность. Свет и тень - одновременно противоположности и части одного целого. В изобразительном искусстве свет и тень играют особую роль. В этом же ключе была разработана общая система навигации для парка, удобная для посетителей и согласующаяся с общей архитектурной концепцией.

 

Айдентика парка Музеон от студии Чарского

 

 

 

Посетители парка – ценители культуры и искусства, туристы. Среди множества предложенных логотипов, утвержденный лучше остальных “попадал” в архитектурный стиль парка. Предложенная нами айдентика Музеона отсылает к его исторически сложившемуся образу как месту общения художников и деятелей искусства, подчеркивая его соседство с ведущими галереями Москвы. И еще возникают ассоциации с искусством ХХ века, ведь на его территории находятся ЦДХ и филиал Третьяковской Галереи.

Для оформления полиграфических и рекламных материалов в рамках нашей концепции было выбрано экологическое направление. Печать в одну/две краски, использование бумаги вторичной переработки. Шрифтовое оформление и использование черно-белых иллюстраций подчеркивает связь парка Музеон с искусством ХХ века, его уникальную роль в культурной жизни Москвы».

Екатерина Воронина, дизайнер Charsky Studio«Так же сложилось с Измайловским парком. Право на самоидентификацию – вот основной лейтмотив желания получить собственную айдентику. Измайловский парк - это совсем другая история: нужен был символ понятный действительно всем. Самым очевидным решением было оставить символом парка райскую птицу, но сделать ее современной, а стиль - лаконичным.

Логотип и фирменный стиль Измайловского парка

 

 

 

При создании айдентики Измайловского парка мы учитывали и исторический бэкграунд, и актуальные тенденции европейского современного отдыха. Необычная уникальная птичка стала символом парка. Вот эта интересная полярность концепции парка и позволила нам в формате совместить официальную гербовую тематику с развлекательной. Реализация и ключевой образ парка, навигация, промоматериалы   с различными вариантами оформления воплотили все эти критерии.

Продолжая тему конкурсов, можно с уверенностью сказать, что разработкой айдентики простые люди заниматься не должны. Но принять участие в сборе идей можно и даже нужно. Мнение людей – зрителей, потребителей того, что мы делаем, фактически учитывается в первую очередь. Но непосредственно выполнять цикл дизайнерских работ должен дизайнер, профессионал. Почему? Потому что шить должен портной, а делать операцию хирург…

По сути наши заказчики - сами горожане. поэтому и в брифе зачастую задача формулируется “чтобы всем понравилось”. В этом заключается сложность и особенность задачи. Потому основная задача дизайнера – погрузиться глубоко в материал. Кроме того, мы также учитываем особенности готовых носителей: это данность, с которой нужно считаться. А еще это подсказка и ключ к успеху: не нужно “нравиться всем”, нужно найти баланс между историей, современностью и функциональностью.

Ну и, соответственно, концепция каждый раз формируется из огромного количества параметров и задач. Приходится учитывать историю парка, предлагаемые в нем форматы отдыха, характер проводимых там мероприятий и, в конце концов, территориальную специфику.

Айдентика как отражение вкуса людей, как и сами вкусы, будет постоянно меняться. Внимание и к этому направлению и его развитие не угаснет еще долго. В ближайшее время оно будет очень активно развиваться. Даже в тех парках, где уже есть какой-то сформированный фирменный стиль, изменения неизбежны. Пожалуй, только в исторических парках, с большим количеством архитектурных форм, это будет происходит реже. А так смена фирменного стиля может происходить каждые несколько лет.